Смекни!
smekni.com

работа на тему: Политическая борьба в Англии в эпоху протектората (1653 1658) (стр. 4 из 11)

В декабре 1653 г. руководители армии побудили своих так называемых назначенцев принять решение о самороспуске, о прекращении заседаний Малого парла­мента и о передаче в руки лорда-главнокомандую­щего той власти, которая была ими от него полу­чена. Непосредственным организатором и вдохновителем роспуска Малого парламента был генерал-майор Ламберт.

Большинство членов Малого парламента безропотно подчинилось вынужденному решению о прекращении заседаний и передаче всей власти Кромвелю. Акт отречения подписали 80 человек. Остальные были удалены из зала заседаний военной силой.

В полдень 16 декабря 1653 г. из Уайтхолла в Вестминстерский дворец, проследовала торжественная процессия в составе высших офицеров, судей, чиновников, лорд-мэра Лондона и олдерменов. Депутация, от имени которой говорил Ламберт, предложила Кромвелю принять на себя титул и обя­занности лорда-протектора Англии, Шотландии и Ирландии. Офицерский совет вырабатывает новый конституционный проект, так называемое «Орудие управ­ления»[38].

1.2 Первый парламент протектора.

Конституция протектората, носит на себе следы поспешного обсужде­ния, компромиссных поправок. В ней немало неясностей, и умыш­ленных и нечаянных, и противоречий. Но все же это акт, замеча­тельный по силе политической мысли. «Орудие управления» отделяет власть исполнительную от власти законодательной. Законодательная власть принадлежит лорду-протектору совместно с народными представителями[39], а исполни­тельная — лорду-протектору совместно с Государственным советом. Лорда-протектора нельзя приравнять к старому английскому мо­нарху. Правда, ему принадлежит право помилования преступни­ков, право производить в рыцари и другие права, бывшие раньше прерогативами короля. От имени лорда-протектора пишутся все государственные акты. Лорду-протектору представляются на ут­верждение парламентские билли; но его право ветo неясно, если не фиктивно. Но власть протектора сильно ограничена Государ­ственным советом. Пятнадцать членов совета указаны в самом «Орудии управления». Лорд-протектор может увеличить их число до 21. Впредь замещение освободившихся вакансий происходит и трехстепенном порядке: парламент выбирает на каждое место 6 кандидатов, совет выбирает из них двух и протектор делает окон­чательный выбор. Лорд-протектор избирается Государственным советом. Все иностранные сношения должны быть ведены с согла­сия Государственного совета; согласие совета требуется также для созыва чрезвычайного парламента и для приказов по милиции, когда нет парламента.

Право законодательства и обложении принадлежит только пар­ламенту. Избирательное право было измелено, и перераспределе­ние депутатских мест. Представительство организовано сообразно с числом населения. Избира­телями в графствах могут быть лишь те лица, которые имеют имущества по крайней мере на 200 ф. ст. Лорд-протектор имеет право распускать парламент, но парламент обязательно должен избираться каждые три года. День созыва первого парламента был определен на 1 сентября 1654 г «Орудие управления» отводит довольно широкий простор религиозной свободе. Христиан­ство признается государственным вероисповеданием, но никто к нему не принуждается. Исповедания, расходящиеся с государ­ственным, но признающие Христа, пользуются покровительством в отправлении своего культа. Учителя религии должны содер­жаться на счет добровольных даяний. Десятину желательно чем-нибудь заменить, но пока она остается в силе. Но англичане и ка­толики свободой исповедания не пользуются[40].

Конституция 1653 г. должна была, по мнению ее составителей, соеди­нить в себе три принципа управления государством — монархический (единоличный протектор), аристократический (пожизненный Совет) и демократический (избираемый парламент).

Первый парламент протектората соб­рался 3 сентября 1654 г. в Расписной палате Вестминстера[41]. Хотя по конституции роялисты и лишены избирательных прав, но все-таки на западе Англии в члены пар­ламента прошли полуроялисты[42]. Затем в парламент попало и не­сколько непримиримых республиканцев, в том числе Брадшо и Ледло. Немало выбрано противников политических притязаний - армии. «Святых» в парламент прошло мало. Из 46 человек, кото­рые 10 декабря 1653 г. голосовали против государственной церкви, прошло только 4. В Ирландии и Шотландии очень небольшая часть населения принимала участие в выборах, и почти все 60 де­путатов - сторонники правительства. Но в общем выборы дали «строптивый парламент»[43].

Кромвель надеялся, что ему будет легко управлять страною с помощью умеренных людей. Он обратился к, новому парламенту с речью[44], совершенно непохожей на речь, которая была произнесена им при открытии Малого парламента. Теперь Кромвель взывает к скромности и умеренности. Он резко обруши­вается на уравнительные - принципы и высказывается за необхо­димость классовой иерархии. И в религиозных вопросах Кромвель нападает на крайних. Но все же он заканчивает свою речь заявле­нием, что говорит с коммонерами не как хозяин, а как их сотруд­ник, такой же слуга государства, как и они. Но вся эта тактика, все эти приемы не привели к желанной цели. Парламент довольно скоро обнаружил свою оппозиционность, так что Кромвелю при­шлось сделать насильственный шаг. Республиканцы не желали принять «Орудие управления», которое, по их мнению, должно быть предварительно рассмотрено народными представителями. Кромвель предложил им пересмотреть конституцию. Республи­канцы заявили, что прежде всего они требуют, чтобы весь суве­ренитет был отдан народным представителям. Парламентское боль­шинство склоняется к мнению, что глава исполнительной власти должен быть ограничен парламентом, поскольку парламент найдет это нужным. Но Кромвель не может примириться с этим, и решил дать парламенту первый бой, хотя с начала его открытия прошло всего лишь около двух недель: в одно прекрасное утро члены парламента нашли двери палаты запертыми. «У входа в зал заседа­ний висело объявление о вызове депутатов к лорду-протектору для особого разговора. Когда депутаты собрались у протектора, он им заявил весьма грубо и решительно, что они не имеют права обсуждать основные поло­жения новой конституции. Члены парламента должны были признать в качестве основного принципа протектората единоличное правление пожизненного главы государства совместно с избираемым раз в три года парламентом и принести присягу на верность существующему строю. Лишь принявшие эти условия депутаты были допущены в зал заседаний парламента»[45]. Это была тоже своего рода «чистка» парламента от тех, кто не желал признавать диктатуру Кромвеля. Часть депутатов, отказав­шаяся дать требуемое письменное обязательство, покинула парламент. Все это свидетельствовало о наличии в парла­менте серьезной оппозиции режиму протектората.

Однако, несмотря на удаление депутатов, не согласных принять без обсуждения основные положения новой конституции, в парламенте скоро разгорелись споры; на этот раз — по вопросу о контроле над вооруженны­ми силами. Согласно одному из не подлежавших обсуждению пунктов конституции, ни протектор, ни парламент не имели права абсолютного кон­троля над военными силами. Контроль осуществлялся лордом-протекто­ром совместно с парламентом. Парламент пожелал внести в этот пункт ограничение, согласно которому совместный контроль протектора и парла­мента над вооруженными силами страны устанавливался лишь на время жизни лорда-протектора. По этому вопросу в парламенте разгорелись споры и дебаты, свидетельствовавшие о наличии в нем оппозиции против признания соответствующего пункта «Орудия управления» в качестве неизменного установления. Кромвель разошелся с членами парламента в весьма важном вопросе: будет ли Англия управляться и впредь в духе принципов военной диктатуры. Это делало неизбежным еще более острый конфликт и привело к разрыву протектора с парламентом и к роспуску последнего. Парламент потребовал сокращения армии с 57 тыс. человек до 30 тыс. и не был расположен отпускать средства на содержание почти 60-тысячной армии. Настаивая на сокращении армии почти вдвое, парла­мент не отпускал денег на оплату задолженности солдатам, не утверждал ассигнований, требуемых протектором на армию.

22 января 1655 г. Кромвель распустил парламент[46], заявив, что происходившие в нем споры вызывают недовольство и рознь в стране. В своей речи при роспуске пар­ламента он, высказал такую мысль: «Если уже суждено страдать стране, пусть она лучше страдает от богатых, чем от бедных, ибо, когда угнетают бедные, сказал Соломон, тогда это подобно буре, которая истребляет все и ничего не оставляет»[47].

Подводя итог политической борьбе Кромвеля и первого парламента, стоит отметить, что классовое лицо лорда-протектора раскрывается с полной определенностью: он защитник богатства от поку­шений неимущих и сам подчеркивает свою контрреволюционную роль. Наступил период беспарламентского правления, продолжавшийся 20 месяцев, когда страной управлял лорд-протектор вместе с Государ­ственным советом. Политический строй Англии принял ярко выраженную форму военной диктатуры.

II. Период беспарламентского правления О. Кромвеля.

Анализируя период беспарламентского правления О. Кромвеля, особое внимание, прежде всего, следует уделить внешнеполитическим аспектам этого периода. Летом 1654 года, после заключения выгодного мира с Голландией, Оливер Кромвель заявил в Государствен­ном совете, что теперь следует подумать о войне с Ис­панией. Англия имеет значительный флот, и его надо использовать; «потому что бог не требует от нас сиде­ния на месте; мы должны прикинуть, какую работу мы можем сделать в мире — так же, как и дома»[48]. Стоит отметить, что вера Кромвеля не была пассивной и самоотверженной, как у каких-нибудь квакеров. Нет, протестантизм его имел ха­рактер воинственный, завоевательный. Первой обязан­ностью англичан, как следовало из его слов, было поза­ботиться об утверждении протестантизма[49], и здесь глав­ным врагом была Испания.