Смекни!
smekni.com

История отечественного государства и права (стр. 45 из 87)

Основной принцип феодального права как права-привилегии проводился в Уложении ярко и откровенно. Нормы уголовного права Уложения носили открыто классовый характер, выражая интересы правящего класса молдавских феодалов.

Закон давал понятие преступления, умысла, рецидива, соучастия, подстрекательства, недоносительства, невменяемости, давности, необходимой обороны, крайней необходимости и др. Он различал одиночное и групповое преступление, указывал на обстоятельства, смягчающие ответственность, выделял причинную зависимость между противоправным действием и наступившим результатом.

Система наказаний по Уложению была направлена на усиление уголовной репрессии за действия против господствующего класса. Наказание преследовало цель не только возмездие, но главным образом устрашения. Об этом свидетельствовали такие виды квалифицированной смертной казни, как сожжение и погребение заживо, сажание на кол, залитие горла расплавленным металлом, или такие членовредительные наказания, как отсечение руки, носа, языка, ослепление, кастрация.

Характерной чертой системы наказаний по Уложению была их неопределенность, зависимость от воли судьи, особая мягкость наказания для представителей господствующего класса при особой жестокости наказаний для эксплуатируемых низов. Наказание было тем выше, чем выше по общественному положению был потерпевший и чем ниже преступник. Так, любой боярин, совершивший умышленное убийство, если он знатный, богатый и нужный государству, наказывался по воле судьи штрафом на большую сумму денег, в то время как незнатный карался смертной казнью.

Уложение предусматривало ряд преступлений, направленных главным образом против феодально-крепостнического строя. Те, кто поведет весь народ или город против судьи, наказываются как совершившие преступление против самого господаря. Убийство правителя (судьи), господарских слуг и других феодалов рассматривалось как посягательство на самого господаря. Эта категория преступлений влекла за собой самые тяжкие виды наказаний, степень которых зависела исключительно от воли феодального суда. Посягательство на правителя наказывалось вначале отсечением руки, привязыванием к хвостам лошадей и доставкой в таком виде на место казни, где виновный четвертовался.

Уложение знало преступления против финансовых прав государства. За подделку монеты фальшивомонетчику отсекали голову, а затем сжигали. Большое внимание уделялось борьбе с преступлениями против земельной собственности: противоправное пользование землями и водами и завладение ими. Виновные в этих преступлениях подвергались беспощадному избиению и высоким штрафам, а при наличии насильственных действий при захвате земли - смертной казни.

Уголовный процесс в феодальной Молдавии носил инквизиционный характер. Уложение предусматривало пытки в стадии разбирательства дела, но специально оговаривало, что людей именитых, т.е. принадлежащих к классу феодалов, пытать было нельзя.

* * *

Общественный, политический строй и право феодальной Молдавии были аналогичны этим институтам, сложившимся у других народов нашей страны в соответствующую эпоху. Подобно народам Закавказья, Молдавия испытала трехвековой турецкий гнет и была освобождена от него русскими войсками.

Глава 12. Государство и право на территории Латвии и Эстонии (XI - XVIII вв)

§ 1. Возникновение государственности в центральной Прибалтике

Процесс возникновения классового общества у ливов, куршей, земгалов, селов, латгальцев и эстов происходил неравномерно. Фактором, способствовавшим экономическому и политическому развитию Прибалтики, являлось общение с русскими княжествами. Некоторые земли были их данниками. Русские князья не вмешивались во внутренние дела прибалтийских народов, не навязывали местному населению своего уклада жизни и своей веры. Дань в Прибалтике собиралась в определенных местах, в так называемых погостах, подобно тому, как это было на Руси. Уплата дани была признаком вассальных отношений. Однако многие земли не платили регулярной дани. Русских феодалов и местную знать связывали общие торговые интересы. Наличие торгового пути по Даугаве (Западной Двине) и из Новгорода вдоль южной части Финского залива («путь из варяг в греки») положительно сказывалось на социально-экономическом развитии Прибалтики.

В конце XII - начале XIII в. в восточной части Латвии уже существовали государственные образования - Ерсика и Кокнесе, которые находились в вассальной зависимости от Полоцкого княжества.В.Е. Калнынь полагал, что достаточно развитое раннефеодальное общество сложилось в Латвии еще в XI в. * «Хроника Ливонии», составленная в начале XIII в. священником Генрихом, повествует о том, что в Прибалтике существовали сеньоры и нобили - знать, выдвинувшаяся из среды разбогатевших общинников.


* См.: Калнынь В.Е. Очерки истории государства и права Латвии в XI-XIXвв. Рига, 1980. С.9.

В Эстонии в это время сложились племенные союзы во главе со старейшинами. Важные дела решались на народных собраниях. Однако со временем вопросы на этих собраниях стали решаться уже не всем свободным населением, а лишь феодализирующейся родоплеменной знатью, сосредоточившей власть в своих руках. Некоторые из старейшин стали уже по существу князьками. Племена объединялись преимущественно для военных целей, экономические связи были еще слабы. Примитивным было и правовое оформление объединений.

В XIII в. немецкие и датские феодалы, воспользовавшись разобщенностью местных народов и ослаблением русских княжеств, вторглись в пределы Прибалтики. Римский папа - покровитель крестоносцев - провозгласил себя сюзереном прибалтийских земель. Захват этих земель и учреждение церковной десятины сыграли важнейшую роль в формировании феодальных повинностей. Государственно-правовая организация создавалась и развивалась как орудие господства немецких феодалов и римско-католической церкви.

§ 2. Государство и право Ливонии (ХШ - середина XVI в)

В результате немецко-датского завоевания на территории нынешних Латвии и Эстонии образовалась Ливония (по имени одного из местных народов - ливов). Она была объединением клерикально-феодальных государств и городов. Раздробленность Ливонии, отсутствие центральной власти объясняются интересами римско-католической церкви. Последняя могла лучше осуществлять свое господство в малых, раздробленных феодальных владениях. В Ливонии фактически не было верховного сеньора (сюзерена). Каждый из крупных сюзеренов или ландесгерров имел свое войско и выступал самостоятельно во внешнеполитических отношениях, имел высшую судебную власть в пределах своих владений, право на чеканку своей монеты. Ландесгерры, отдавая часть земель в лен своим вассалам, образовали иерархическую структуру землевладения. Сложность вассальных отношений усугубляла неопределенность границ отдельных владений.

Взаимоотношения ливонских властей между собой и с иностранными государствами базировались преимущественно на принципах «кулачного права». Формально-юридическая зависимость не всегда закреплялась в правовых актах. Всеобщий ландтаг Ливонии объединил шесть феодальных государств, входивших в нее: Ливонский орден, датские владения в Северной Эстонии, земли Рижского архиепископа и пр. Большое значение в управлении Ливонией имели церковь и различные корпорации (рыцарские ордена, гильдии, цехи). Длительные феодальные войны разоряли страну. В XV - XVI вв. политическое влияние ведущей силы - орденского государства - стало ослабевать, чему способствовало поражение немецкого ордена в битве под Грюнвальдом в 1410 г., реформаторское движение в Германии и Ливонии в XVI в. Ливонские вассалы и городские бюргеры при помощи реформации надеялись избавиться от верховной власти католического ордена и епископов, что им и удалось.

Феодальная раздробленность Ливонии создавала серьезные препятствия на пути дальнейшего развития производительных сил Эстонии и Латвии. Политическая изоляция и военная слабость сыграли роковую роль для ливонских феодалов в середине XVI в., когда на территорию Ливонии стали претендовать Швеция, Польша, Литва и Россия. В результате Ливонской войны (1558 - 1583) ливонские феодальные государства распались.

Общественный строй Ливонии характеризуется господствующим положением завоевателей. Класс феодалов стал формироваться в основном из немецких захватчиков; латышские и эстонские земли перешли в руки епископов и ордена, а также на праве лена их вассалам. Местные (латышские и эстонские) землевладельцы лишились политических прав. Постепенно развилась особая группа вассалов - рыцарей, которая сохранила свои особые привилегии вплоть до XIX в.

Право местного населения Прибалтики не ушло дальше обычного. Немцы принесли с собой развитое право, создали законодательство, опиравшееся на принципы германского права. Эти законы действовали в той или иной мере потом вплоть до XIX в.

Для Ливонии была характерна правовая пестрота. В разных ее государствах действовали отличные друг от друга правовые системы. Еще большее значение имело разделение правовых норм по сословному принципу: существовало рыцарское право, городское, крестьянское. Большое значение имели каноническое право, рецепция римского права.

В XIV столетии было составлено «Ливонское зерцало» (переработанное для Ливонии «Саксонское зерцало»).

В Прибалтике действовало несколько заимствованных из западноевропейского ленного права сборников рыцарского права (Ливонское рыцарское право, Вальдемар-Эрикское ленное право и др.). Немцы кодифицировали местное обычное право, приспособив его в качестве крестьянского права. Оно включало в себя нормы гражданского, уголовного и процессуального права. В XIV - XV вв. было издано несколько сборников крестьянского права Ливонии.

§ 3. Курляндское герцогство

После распада Ливонии на юго-западе от реки Даугавы в 1561 г. образовалось Курляндское герцогство, находившееся в вассальной зависимости сначала от Литвы, а потом от Речи Посполитой. Немецкое дворянство в Курляндском герцогстве не только сохранило привилегии, но и расширило свои экономические и политические позиции. В первой половине XVII в. оформилось курляндское рыцарское сословие. Бюргерство Курляндского герцогства было развито сравнительно слабо, поскольку здесь преобладали мелкие города. Духовенство (в основном представители лютеранской веры) также не играло значительной роли в политической жизни страны. В положении полного бесправия находилось латышское крестьянство, что побуждало его к классовому сопротивлению. Часто совершались побеги крепостных, хотя они карались отсечением ноги.