- расставь предметы в пространстве так, как указано на схеме;
- отрази на схеме расположение объектов;
- расставь силуэты людей и предметов так, как это нарисовано на картине;
- составь картинку по заданию, по образцу;
- составь лицо человека с выражением определенной эмоции («фоторобот»);
- смоделируй позу по образцам;
- подбери то, чего не хватает на картинке.
2. Задания, в которых решение задачи на зрительное восприятие выполняется практически, т.е. в процессе решения ребенок должен выполнить конкретное действие и получить совершенно определенный результат:
- подбери такой же объект: наложи, положи рядом, соедини линией;
- «спрячь» объект на цветовом фоне;
- переведи рисунок через кальку;
- обведи рисунок по трафарету;
- соотнеси изображение с контуром, силуэтом (наложи, соедини линией, поставь фишки одного цвета и т.д.);
- собери разрезанные картинки.
3. Задания, в которых решение задачи на зрительное восприятие осуществляется во внутреннем плане, а результат решения проявляется либо в выборе объекта, либо оформляется словесно:
- выдели (найди, оставь, отметь, покажи, закрой) заданный элемент;
- разложи элементы в том же порядке, что и на образце или по словесной инструкции;
- сравни с образцом, найди, что лишнее, что изменилось, чего не достает;
- найди пару предложенному образцу;
- покажи, чего не хватает;
- определи, какой из объектов находится ближе, а какой дальше;
- выбери по описанию;
- узнай по эмоции, позе героя картины;
- подбери героя к ситуации;
- подбери противоположные эмоции;
- запомни, перечисли по памяти;
- найди, что перепутано в изображении;
- опиши предмет с помощью алгоритма;
- составь описательную загадку [27;43].
Следует отметить, что задания подаются, как правило, в игровой форме, что позволяет заинтересовать ребенка в предстоящей деятельности.
Подготовка к школьному обучению детей с нарушениями слуха
При подготовке глухих и слабослышащих детей к школе особое внимание уделяется развитию способности к восприятию словесной речи, развитию умения контролировать свою речь, пользоваться речью, говорить внятно и четко.
Восприятие человеком связной речи возможно благодаря единству речевого слуха, речи и мышления. Непосредственной предпосылкой восприятия связной речи является речевой слух.
У слабослышащих детей речевой слух сохранен частично, в большей мере, чем у глухих. Но и небольшие остатки слуха имеют существенное значение в жизни человека, т.к. этот слух можно использовать для частичного восприятия речи, ее коррекции, постановки и автоматизации звукопроизношения. В том случае, когда восприятие слов и фраз невозможно, то слух имеет большое значение для работы над ритмом речи, ударением, голосом.
Поэтому работа по развитию слухового восприятия неречевых звуков и речи приобретает важное значение для коррекции познавательных процессов и подготовки детей к обучению в школе.
Целью такой работы является формирование речевого слуха, создание межанализаторных условно-рефлекторных связей восприятия устной речи.
Содержанием занятий по развитию слухового восприятия (РСВ) являются неречевые звуки и речь в виде слов, фраз, текстов и элементов речи.
Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями
Работу по РСВ следует начинать с выработки недифференцированного и дифференцированного восприятии звуков.
На первых занятиях по недифференцированному восприятию неречевых звуков (восприятие звука без точного определения его источника звучания, т.е. ребенок должен услышать звук, но не определять чем он вызван) используются такие неречевые звуки, которые соответствуют частотному и динамическому диапазону слуха ребенка. Для этого подбираются звуки по интенсивности и частотной характеристике достаточной мощности, чтобы слабослышащие дети могли их воспринять на слух с помощью звукоусиливающей аппаратуры. Задача ребенка – поднять руку, если он действительно услышит предъявленный звук [25;138].
Перед началом занятия педагог показывает воспитанникам источник звука (например, барабан), дает послушать его звучание, затем, опираясь на слух и зрение детей, показывает, что при восприятии звука (после удара в барабан) нужно поднять руку. Если звука нет, то руку поднимать не нужно. За правильное различение педагог поощряет детей – выдает фишку, картинку и т.д. Так вырабатывается условный рефлекс на звук. После того, как каждый ребенок будет правильно соотносить поднятие руки с издаваемым звуком, переходят к восприятию звука только на слух. Педагог предлагает закрыть глаза. Опустить голову на руки и ударяет 2-3 раза в барабан. Услышав звук, дети должны поднять руку. С целью проверки воспитатель иногда не ударяет в барабан, предлагает открыть глаза и выясняет у детей, слышали ли они звук. Работа продолжается до тех пор, пока большинство учащихся не овладеют умением воспринимать на слух звуки. Если воспитанники не воспринимают звуки или часто ошибаются, значит, нужно использовать более мощные и интенсивные звуки. Для закрепления материала можно использовать следующие игры:
«Издай такой же звук!». Воспитанникам раздают любые звучащие игрушки. Педагог издает звук инструментом, дети издают звуки на своих инструментах. Если звука не слышат, то не воспроизводят звуки на своих инструментах.
«Найди картинку!». Воспитанники получают картинки с изображением инструмента (барабан, бубен) и таблички с надписями: есть звук, нет звука.
Если звук был издан на инструменте педагога и воспитанники его услышали, то поднимают картинку с изображением инструмента или табличку «есть звук».
Под дифференцированным восприятием подразумевается восприятие звука с точным определением источника звука, т.е. ребенок на слух должен определить какой звук он слышит – звук барабана или бубна и т.д. В данном случае целесообразно использовать звукоусиливающую аппаратуру [24;140].
Для первых занятий подбираются источники звука, резко различающиеся между собой по звучанию, например барабан и дудка. Ребенок учиться отличать один звук от другого и соотносить их с объектом, издающим этот звук, оформлять ответ речью по данному образцу: «Я слышу звук дудки». Это способствует формированию умения различать звуки по источнику звучания, «слухового банка» неречевых звуков.
Выработка дифференцированного восприятия зависит:
- от силы звучания (громкий – тихий звук, звонок телефона – звонок будильника);
- от спектра звучания. Низкие звуки различаются легче, чем высокие;
- от длительности звучания. Кратковременные звуки не дают возможности сосредоточиться и уяснить характер звучания. Длительные звуки позволяют запомнить этот звук и в дальнейшем отличить от другого звука.
Постепенно к изученным неречевым звукам добавляются новые звуки. На одном занятии не рекомендуется использовать более 3-4 звуков, из них только два могут быть ранее не воспринимаемыми на слух. Большое количество будет мешать детям ориентироваться в них [25;143].
Затем переходят к различению более близких по звучанию звуков (бубен – барабан, дудка – свисток и т.д.). На занятиях можно использовать игры, способствующие закреплению материала:
«Слушай и называй». Дети встают в круг, у каждого разные звучащие игрушки. Ведущему завязывают глаза. По знаку воспитателя один из детей издает звук игрушкой. Ведущий определяет на слух, какой звук он слышал. Эту игру можно проводить на обобщающем занятии.
«Дождь и солнце». Дети делятся на две группы: капли дождя и птички. Педагог поясняет, что под звук тамбурина выбегают и резвятся капли дождя, под звук бубна – птички. Воспитатель издает звук одним из инструментов, дети соответствующей группы выбегают из комнаты и резвятся.
В дальнейшем детям предлагается определить число сигналов, издаваемых на инструменте. Педагог одновременно с ударом в барабан отсчитывает на пальцах число ударов. Воспитанники выполняют сначала сопряжено с учителем, а потом самостоятельно. После нескольких упражнений дети отсчитывают количество сигналов на слух, без опоры на зрительный анализатор. Для закрепления можно рекомендовать следующее упражнение: педагог издает на инструменте определенное количество сигналов, воспитанники отсчитывают на пальцах, отхлопывают в ладоши, воспроизводят на инструментах, зарисовывают кружками, палочками, составляют из геометрических фигур, показывают соответствующую цифру.
Методика работы по определению количества звучаний
1. Педагог на глазах у детей ударяет один раз по барабану, показывает поднос с одним предметом (например, шариком) и побуждает детей сделать то же. Затем все вместе хлопают в ладоши, произнося «па». После этого педагог ударяет несколько раз по барабану (интервалы между ударами должны быть достаточно четкими), показывает поднос с большим количеством предметов (например, 7-8 шариков) и побуждает к этому дошкольников. Затем все вместе многократно хлопают в ладоши, произнося «па-па-па-па-па». Так детям дается образец звучания, который они воспринимают на слухо-зрительной основе, и способ ответа.
2. Педагог предлагает детям различать один удар и большое их количество при слухо-зрительном восприятии (т.е. они видят, как педагог ударяет по барабану, и слушают звук). Производя один или несколько ударов, сурдопедагог спрашивает: «Сколько?», используя естественный жест и письменную табличку. Дети показывают соответственно на поднос с одним или большим количеством предметов и хлопают один или много раз, произнося соответственно «па» или «па-па-па-па-па».
3. Педагог предлагает детям послушать, как звучит один и много ударов; для этого показывая на поднос с одним предметом, за большим экраном ударяет по барабану один раз, а затем указывает на поднос с большим количеством предметов и ударяет по барабану несколько раз подряд.
4. Дошкольники различают на слух один удар и несколько ударов. Каждый раз педагог в случае ошибки предлагает воспринять количество ударов сначала слухо-зрительно (видя и слушая), а затем на слух [28;32].