Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений (стр. 9 из 25)

В дидактический материал следует включать:

- единичные объекты восприятия;

- зрительный алгоритм последовательного рассматривания предметов:

- группы предметов для восприятия, способствующие активному оперированию сенсорными эталонами или их системой при анализе свойств предмета;

- группы объектов восприятия для установления родовых связей (перфокарты, карточки на группировку и классификацию предметов по теме);

- группы объектов, представленных для восприятия в различных пространственно-логических связях;

- объекты восприятия для ознакомления детей с составными частями предмета и их взаимным расположением (танграмы, разрезные картинки);

- группы объектов восприятия, предназначенные для формирования обобщающих понятий (перфокарты или карточки);

- объекты восприятия для составления описательных загадок и рассказов о предмете (таким дидактическим материалом могут служить предметы и их изображения) [27;33].

Для развития предметности восприятия у детей с нарушениями зрения формируют умение активно оперировать имеющимися предметными представлениями при восприятии предмета в новых логических связях.

В дидактический материал будут включаться:

- объекты, предложенные для восприятия в различных вариантах (реальное, силуэтное, контурное изображение);

- группы объектов восприятия, предназначенные для обучения соотнесению предметов и их локализации (перфокарты и карточки с изображением предметов в различных вариантах);

- группы объектов для формирования целостности восприятия предмета (разрезные картинки, танграмы) [27;33].

Развитие восприятия глубины пространства и развитие пространственных представлений и навыков ориентировки, предполагает в качестве основной цели формирование представлений о пространстве и пространственных отношениях. На занятиях воспитанников учат ориентироваться в большом пространстве, используя знания о предметном мире.

В данном случае основное внимание педагога направлено на обобщение предметных представлений детей путем уточнения взаимного расположения частей предмета и активизации оперирования представлениями детей о предмете при необходимости ориентироваться в окружающей действительности.

При отборе дидактического материала, педагогу необходимо помнить, что у ребенка должны быть сформированы четкие предметные представления, в частности, о предметах, которые используются как ориентиры в пространстве. В связи с этим материал обучения должен включать:

- единичные объекты или группы хорошо узнаваемых объектов-ориентиров;

- объекты зрительного восприятия для возможности уточнения взаимного расположения частей в предмете (танграмы, карточки для обводки или дополнение контура предмета пересекающиеся контуры);

- реальные объекты большого пространства по изучаемой теме [27;34].

Методические приемы развития зрительного восприятия

Основным средством управления развитием зрительного восприятия ребенка с нарушениями зрения является обучение его способам видения. В процессе обучения педагог использует все общедидактические методы: наглядный, практический, словесный.

В наглядном методе выделяют ряд приемов, направленных на формирование целостного образа и обучения оперирования им:

- демонстрация объекта восприятия с целью ознакомления с предметом;

- последовательное обведение контура объекта восприятия с целью тренировки как целостного восприятия объекта, так и выделения его характерных частей;

- выделение объекта восприятия из множества или же его части при помощи указки, графических средств, контрастности фона демонстрации для максимальной концентрации внимания ребенка на объекте и удержании этого объекта в поле зрения в течение продолжительного времени [26;36].

Приемы наглядного метода, направленного на формирование способа восприятия предметов одной родовой группы, их конкретных свойств и качеств:

- показ последовательности рассматривания объекта по схеме: целостное восприятие, детали объекта, их пространственное расположение, повторное целостное восприятие;

- показ внешних действий и операций при сравнении объектов (приложение одноного к другому, наложение одного на другой и их сопоставление, плавное последовательное выделение деталей объектов сравнения);

- выделение (показ указкой, графическими средствами, словесным уточнением) в объекте восприятия информативных признаков, по которым он наиболее узнаваем;

- ознакомление детей с алгоритмом восприятия [27;37].

Типы используемого наглядного материала:

Тип I:

- предметы (натуральные, муляжи, модели, изображения – натуральное, контурное, силуэтное), о которых формируются предметные представления. Их набор, объем определяется содержанием раздела «Ознакомление с окружающим» и уровнем предметных представлений детей;

- перфокарты, ориентированные на соотнесение предмета по внешним (цвет, форма, величина) и внутренним логическим признакам, на соотнесение реального изображения предмета с силуэтным, контурными изображениями и т.д.;

- карточки, перфокарты, предназначенные для классификации предметов;

- предметные картинки для сравнения, описания предметов, составления по ним описательных загадок;

- картинки с изображением одного и того же предмета в разных логических связях, сюжетах [26;38].

Тип II:

- классификационная таблица сенсорных эталонов (по Л.А. Венгеру);

- карточки-задания на локализацию заданного сенсорного эталона из множества;

- образцы, демонстрирующие отдельные свойства (форму, цвет, величину) предметов для их узнавания и называния, сравнения и соотнесения;

- предметные картинки с ярко выделенными свойствами предметов (по программным дидактическим темам);

- перфокарты, перфокарты-«часы», ориентированные на соотнесение сенсорных эталонов между собой; на соотнесение эталона с признаками предмета;

- танграмы, кубики «СУ» [27;38].

Тип III:

- набор сюжетных, пейзажных картин;

- набор открыток с изображением пейзажей или сюжетных картинок;

- набор масок, имитирующих эмоциональное выражение человеческого лица (радость, покой, удивление и т.д.);

- набор картинок, изображающих людей, выражающих разные эмоции;

- «фоторобот» человеческого лица;

- набор картинок с изображениями людей, животных в различных позах;

- карточки с изображениями различных поз (схемы, контурные, силуэтные изображения);

- набор картинок на один сюжет, изображающих героев с различной мимикой, жестами, в разных местах действия;

- перфокарты ориентированные на соотнесение позы человека и орудия труда, позы, эмоций и предметов сюжета; частей суток и событий сюжета; времен года и событий сюжета;

- набор силуэтных изображений (цветных, однотонных) персонажей, предметов сюжетных картинок;

- набор сюжетных картинок, раскрывающих последовательность событий;

- карточка с движущейся полоской для выделения композиционных планов сюжетного изображения;

- разрезные картинки (из 4, 6, 8, 12 частей) [27;39].

Тип IV а:

- индивидуальные столы (с фиксатором для подбородка, рамкой для ограничения поля зрения) с макетным изображением перспективы;

- мелкие модели предметов (по отдельным дидактическим темам) для работы на индивидуальных столах;

- палочковый мотиватор и его варианты;

- карточки-схемы с изображением однотипных предметов на различных композиционных планах;

- сюжетные картинки с четко выраженными сюжетными планами;

- наборы предметных силуэтов-подставок для составления композиционного сюжетного изображения (по образцу, без образца);

- набор цветных силуэтов отдельных предметов разных размеров для показа степени удаленности;

- набор карточек с изображениями предметов, перекрывающих контур друг друга;

- набор измерительных средств (бумажные полоски, шнуры и т.д.).

Тип IV б:

- набор моделей предметов (по дидактическим темам);

- карточки с изображениями предметов одной группы в различных пространственных положениях;

- набор сюжетных картинок;

- схемы «карта-путь» и «карты-обозрения»;

- карточки с изображением лабиринтов [27;39].

Тип V:

- карточки-задания на локализацию цветов и оттенков;

- силуэтные и контурные изображения на прямом и обратном контрастах;

- набор трафаретов (внешних и внутренних) для обводки по контуру;

- карточки с парами предметов, соединенными пересекающимися линиями;

- карточки с контурным (целостным и прерванным) изображением предметов;

- различные виды мозаик;

- шнуровки;

- лабиринты [27;40].

Тип VI:

- набор предметов для выполнения соотносящихся действий.

Наглядные подсказки, позволяющие ребенку по ходу решения перцептивной задачи уточнять и проверять свою деятельность:

- образцы выполнения задания для фронтальной работы;

- образцы выполнения задания для индивидуальной работы [26;12].

В зависимости от этапа и задач обучения педагог подбирает задания, ориентируюсь не только на их содержание, но и на возможный характер решения их ребенком. Причем характер решения задания заложен в самом задании. По этому критерию задания классифицируются следующим образом.

1. Задания, в которых решение задачи на зрительное восприятие осуществляется одновременно интеллектуально и практически:

- разложи объекты (эталонные образцы, карточки, картинки и др.) в определенном порядке (от большого к маленькому, от светлого к темному и т.д.) или направлении(по кругу, слева направо, сверху вниз);

- дополни или дорисуй недостающие части, детали;

- переведи через кальку, выдели другим цветом заданную часть объекта;

- сгруппируй картинки по определенному признаку;

- составь целое из частей;

- составь узор, выложи его из мозаики;

- расставь предметы в пространстве под словесную диктовку;

- составь открытку, сравнивая ее с тем, что нарисовал художник;