Формы правления государства. Считал, что формы правления государства зависят не только от народного соглашения и воли Бога, но и от размера территории Го. Лучшей формой правления Го считал монархию.
Различал два вида монархий:
1. наследственную
2. выборную.
Выборная монархия плоха тем, что во время выборов нового монарха могут возникнуть смуты.
Недостаток наследственной монархии - наследник по закону может оказаться недостойным престола, т.е. «негодным», «неискусным», «ленивым».
Лучшей формой правления - наследственная монархия.
37. Учение В.Н. Татищева о государстве и праве
Основные работы: «История российская с самых древнейших времен» и др.
Происхождение государства. теория естественного права, Татищев различает естественное состояние каксостояние: вольности (когда человек управляется толькоестественным законом, обходится без власти и законовгосударства). Воле человека д.б. положена узда неволи для его же пользы. «Узда неволи» м.б. трех видов.
1. По природе — родительская власть, а также монархическая власть, которая аналогична родительской. Монарх подобен господину в своем доме, а государство — это дом монарха, не желающего разорения своему дому.
2. Договорная, т.е. узда, которую индивид сам, для себя выбирает.
3. По принуждению, т.е. когда человека лишают воли и свободы насильно. Такая узда создает рабство.
Итак, Татищев как историк допускает и договорную теорию происхождения Го, при помощи которой онобъясняет возникновение республик, и патриархальную теорию происхождения Го, когда речь заходит омонархии.
Классификация форм правления государства.
1) географический фактор (малые или великие территории);
2) наличие или отсутствие внешней угрозы со стороны соседей.
Формы правления государства:
- демократия – общенародно.
- аристократия – правление избранных.
Татищев считает, что нужно отменить крепостное право.
Татищев различает законы:
1. естественные - едины и всеобщи
2. гражданские (положительные) - основаны “на соображениях политической мудрости”, они различны.
38. Политико-правовые идеи М.В. Ломоносова.
39. Политико-правовые идеи «Наказа» Екатерины II. Теория “просвещенного абсолютизма”
В 1767 г. была созвана Комиссия для сочинения проекта нового Уложения (Уложенная комиссия), в которой были представлены все сословия, кроме крепостных крестьян. Екатерина II подготовила для этой Комиссии обширный “Наказ.
В “Наказе” содержится ряд положений, не осуществимых в самодержавно-крепостнической стране: равенство граждан, свобода как зависимость только от закона, уверенность граждан в своей безопасности, власть законов и др.
В самом начале “Наказа” провозглашается - “Россия есть европейская держава” .
Концепция разделения властей озвучена, как разграничение компетенции различных ведомств и государственных органов. Самодержавное правление поддерживает промышленность и торговлю, развивает просвещение.
В окончательном тексте “Наказа” крепостничество берется как факт, не подлежащий критике; рассуждение о невозможности законодательной отмены крепостного права.
В некоторых статьях “Наказа” предлагались отдельные меры по стимулированию труда земледельцев.
В результате обсуждения крестьянского вопроса выявилось, что дворянство в целом болезненно воспринимает любой намек на возможность изменений и реформ, касающихся собственности и власти помещиков над крепостными; поэтому деятельность Уложенной комиссии была прекращена.
Для эпохи и идеологии “просвещенного абсолютизма” характерно противоречие между словом и делом, попыткой воспринять передовые для того времени идеи и стремлением укрепить и усилить реакционные феодально-крепостнические учреждения.
40. Общая характеристика политико-правовых идей европейского Просвещения
В XVIII в. во Франции интенсивно формируется гражданское общество, важнейшим институтом которого становится общественное мнение. В этот период верят в возможности человеческого разума и в осуществление человеческого разума в социальной жизни.
В это время во Франции формируются два течения политико-правовой мысли. Это:
1. просветители (Вольтер, Монтескье, Руссо), их идеал — царство разума (установление буржуазного правопорядка), который бы позволил обеспечить свободу индивидам благодаря законам, которые должны быть всеобщими. На смену праву сословному должно было прийти формальное равенство всех перед законом. Французские просветители критиковали абсолютную монархию, противопоставляя ей либо конституционную монархию с разделением властей (Вольтер, Монтескье), либо республику (Руссо);
2. представители коммунистической политико-правовой мысли (Мелье, Морелли и Бабеф). Для них идеалом былкоммунизм — строй, который соответствует природе человека и который основан на принципах всеобщей обязательности труда и общественной собственности.
41. Политико-правовые взгляды Вольтера
Основные работы: «Философские письма», «Метафизический трактат», «Комментарий к "Духу законов"».
Он критиковал сословное устройство феодальных монархий, обосновывал принципы гуманизма, веротерпимости и свободы.
По его мнению, источником социальных бедствий являются суеверия, предрассудки и невежество, насаждаемые католической церковью, которые можно преодолеть только с помощью разума.
Вольтер обращался к концепции естественного права. Свобода - свобода личности (свобода слова, совести, печати). Подлинная свобода возникает тогда, когда люди не зависят друг от друга (отсутствие сословной зависимости). Из всех зависимостей Вольтер признавал только зависимость от закона. Равенство - это равенство всех граждан перед законом.
Вольтер предлагал ликвидировать сословность, аристократию заменить чиновно бюрократическим аппаратом, изменить систему судопроизводства. Вольтер - сторонник просвещенной монархии. Идеальный правитель - монарх-философ, к-й правит согласно принципам нравственности и разума.
42. Учение Ш. Монтескье о праве и государстве
2 идеи:
1. разработка принципа разделения властей, как условие свободы.
2. идея влияния окружающей среды на политическую жизнь общества, к-я называется «поиски духов закона».
Законы разных Го отличаются друг от друга, что связано со специфическими, соц., и природными условиями существования общества. И одновременно они имеют нечто общее, что и называет Монтескье ДУХОМ ЗАКОНА.
Люди изначально слабы и боязливы, и стремятся к равенству и миру с др. людьми. Объединение в общество и феномен власти делают человека сильным и уверенным. Учение получило название географическая среда. Он считал, что она играет решающую роль в жизни остальных народов и оказывает влияние на современные цивилизации. Выделяет 3 компонента: климат, почва, рельеф местности.
Климат и почва влияют на образ правления, а рельеф на величину территории Го.
43. Учение Руссо о государстве, праве и народном суверенитете
Человек от природы добр и нравственен. Злым и жестоким человека делает общество, основанное на частной собственности.
«Тот, кто огородил участок земли и сказал это мое – совершил преступление против человечества».
Го возникло в результате обмана хитрыми, богатыми – бедных. Они пообещали им равенство. Неравенство экономическое закреплялось политическим. Т.о. Д. заключался вынужденно.
Власть должна принадлежать народу, это единственная возможность организовать Го на принципах равенства и свободы. Го д.б. выражением общей воли – выражение нации, общая. Народ как суверен не связан никаким законом и имеет право на жизнь и смерть подданных. Т.о. Го не защищает интересы индивида и может его принуждать к выполнению собственных целей.
Выступал против идей народного представительства, все вопросы народ должен решать сам. Го д.б. небольшим по размерам. Большое Го явл. неуправляемым и может оказаться перед опасностью саморазрушения.
44. Политическая программа преобразований и проект идеального государства Гракха Бабефа
Основные работ:; «Постоянный кадастр», «Манифест плебеев».
Содержание политико-правового учения. Критиковали частную собственность и законодательство о наследовании имущества:
• институт частной собственности есть обман, учиненный над множеством простых и добрых людей;
• собственность является причиной всех бедствий на земле;
• закон о наследовании в высшей степени несправедлив.
Программа перехода к коммунизму. Цель: установить в обществе фактическое равенство через введение института общественной собственности. Средство для перехода к коммунизму -насильственнаяреволюция, в ходе которой народ должен: завладеть государственным казначейством, почтой, правительственными зданиями, всеми общественными и частными складами.
Меры, направленные на облегчение положения бедняков:
—> бесплатную раздачу хлеба
—> безвозмездное возвращение народу заложенных в ломбарде вещей и др.
Тактика революционного правительства. Планировали создать революционное правительство.
Лица, которые не будут заниматься общеполезным физическим трудом, будут объявлены иностранцами и лишены политических прав а так же высылаться на острова, которые будут превращены в места исправительного труда.
Революционное правительство должно будет принять законы, которые позволят упразднить частную собственность в течение жизни одного поколения.
Стратегия революционного правительства. В «Манифесте плебеев» Бабеф планировал установление в будущей Франции республики. Бабеф и его сторонники создали революционную организацию, которая выступила за государственный переворот и установление революционной диктатуры с целью основания коммунистического общества во Франции. Поэтому бабувистов можно назвать первыми действующими коммунистами.