Утопический социализм - учение о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве.
Представители - К. А. Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн — основатели социализма.
В вопросе о преобразовании общества на первое место было поставлено создание крупного общественного производства, применяющего новейшие достижения науки и техники. Утописты выдвинули принцип распределения «по способностям».
Возрождали религиозные идеи - «новое христианство» Сен-Симона; мистическое объяснение природы человеческих страстей и влечений у Фурье; новый моральный мир, перевоспитывающий людей при помощи рациональной социалистической религии у Оуэна.
53. Историческая школа права
Основоположником направления является Г. Гуго. Виднейшим представителем школы был К. Савиньи и Г. Пухта.
Естественно-правовую доктрину и демократические и революционные выводы историческая школа права избрала главной мишенью. Эта доктрина доказывала необходимость коренного изменения существующего политико-юридического строя и принятия государством законов, которые отвечали бы требованиям разума, природе человека.
Они утверждали, что действующее в Го право не сводится к совокупности тех предписаний, которые навязываются обществу как бы извне: даются сверху людьми, к-е наделены специальными полномочиями.
Право возникает спонтанно.
К. Савиньи считал, что на первом этапе своего развития право выступает в форме обычаев, на втором делается предметом обработки со стороны сословия ученых-правоведов, не теряя, связи с общим убеждением народа.
С точки зрения Г. Пухты, правовым установлениям свойственна органичность, которая выражается в том, что стадии и ритмы развития права совпадают с ходом эволюции народной жизни.
54. Гегельянство и либерализм в России: правовая теория Б.Н. Чичерина
Государство - союз народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемого верховной властью для общего блага. Государство обеспечивает безопасность и осуществление нравственного порядка, определяет и защищает права и свободы. Го определяются права гражданские, а не естественные права.
Естественное право – это область требований правды, справедливости.
Право - внешняя свобода человека, определяемая внешними законами. Свобода предстает в следующих ступенях развития – внешняя (право), внутренняя (нравственность) и общественная свобода.
Суть либерализма - человек существо свободное, которое вступает в общество. Он сохраняет свое человеческое достоинство и право на развитие разумных сил.
1. Уличный либерализм - отсутствует терпимость, уважение к чужому мнению и к человеческой личности. Уличный либерал подвержен своеволию.
2. Оппозиционный либерализм - понимает свободу с чисто отрицательной стороны. Отменить, разрешить, уничтожить - вот вся его система.
3. Охранительный либерализм - примирение начала свободы с началом власти и закона.
55. Учение Р. фон Иеринга о праве и государстве: социологическая концепция юриспруденции интересов
Основные работы: «Борьба за право», «Цель в праве».
Содержание политико-правового учения. Считал, что «юриспруденция понятий» — это лиш «правовая математика», которая оторвана от реальной жизни.
Критика исторической школы права. Право связано с целесообразной деятельностью людей и утверждается посредством борьбы.
Борьба за право: борьба за отстаивание субъективного права индивида, нарушенное другим лицом.
Иеринг рассматривал борьбу за право как обязанность правомочного.
1. Перед самим собой
2. Перед обществом
Иеринг допускал примирение сторон в качестве средства разрешения правовых конфликтов, но лишь при условии, что ущемление прав не заключает в то же время пренебрежение к личности.
Социология права. Право обусловлено социальными целями и интересами.
Право имеет 2 стороны:
1. Формальная сторона: право — это нормы, которые обеспечиваются государственным принуждением. С помощью норм права создается упорядоченная защита социальных отношений.
2. Содержательная сторона: право — это совокупность общих и индивидуальных интересов и целей;
56. Зарождение юридического позитивизма. Правовая концепция Дж. Остина
Основная работа: «Определение области юриспруденции».
Юриспруденция как точная наука должна дистанцироваться от доктрин естественного права, смешивающих понятие права с понятиями нравственности, религиозными догматами, законами природы: Позитивное право нередко смешивается с категориями, с которыми оно имеет сходство.
Позитивное право - есть право, существующее благодаря занимаемому положению. Под позитивным правом Остин понимает приказы, установленные сувереном - это то лицо, которому большинство привыкло подчиняться.
Суверен как верховный правитель:
—>свободен от правовых ограничений, т.е. он не связан законами, изданными как им самим, так и его предшественниками;
—> связан законами Бога и нормами морали.
Источники позитивного.
Приказы суверена могут быть выражены:
1) прямо, т.е. непосредственно, и это суть законы государства;
2) косвенно, и это суть решения судей, обычаи, мнения ученых и практика частных юристов.
Остин признавал решения судей частью позитивного права.
57. Социологическая теория государства: Л. Гумплович
Борьба за существование является главным фактором социальной жизни. Эта борьба выливается в борьбу между различными человеческими группами. Каждая из них стремится подчинить себе другую группу и установить над ней господство.
Причины борьбы м/у группами:
- расовые различия между ними
- стремление людей к удовлетворению своих материальных потребностей.
Победители, чтобы упрочить свое господствующее положение и держать в повиновении поверженных, д.б. предпринимать ряд организационных и иных мер. Их результатом явилось возникновение государства.
Отныне к войнам между расами и государствами прибавилась еще борьба внутри самого государства.
Существование общества без государственного принуждения невозможно, поскольку всю деятельность любого Го обусловливает потребность охранять и укреплять отношения господства — подчинения.
Вся совокупность людей, образующих Го, благодаря ему ведет достойное человеческое существование.
58. Учение Г.Спенсера о государстве и праве
Военный тип.
Общество - своеобразный организм, сложный агрегат, развивающийся по общему закону эволюции - переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности. Общество взаимодействует с окружающей средой и испытывает на себе влияние этой среды, в результате складывается государство.
Основные обязанности Го - защита от внешних врагов и охрана общества от внутренних врагов. На этой основе сложился воинственный тип социальной организации. Ее характерные черты:
1. народ и армия имеют одинаковое строение, организованы на основе принудительного объединения,
2. место индивида в социальной иерархии определяется его статусом;
3. жизнь, свобода, собственность индивида принадлежат обществу;
4. государство устанавливает не только запреты, но и предписания; запрещены и подавляются все объединения и союзы.
Военный тип обществ, постепенно сменяется промышленным, основанным на взаимодействии общества с природой (индустриальная деятельность).
Государство - общество промышленного типа основано на равенстве, на свободных договорах и частной инициативе, на принципе эквивалента, поощряющем инициативу и предприимчивость, на “естественном распределении” благ по справедливости. Единственной обязанностью правительства является поддержание справедливости.
Главное различие военного и промышленного обществ в том, что индивиды служили для цели общества, а теперь общество должно служить для целей индивидов.
Спенсер одобряет организацию и деятельность рабочих профсоюзов.
Спенсер дал традиционный для либерализма перечень индивидуальных прав (безопасность личности, свободное передвижение, свободы совести, речи, печати и др.), обращая особенное внимание на право собственности и свободу частной предпринимательской деятельности.
Правительственное вмешательство в промышленность, торговлю и духовную жизнь Спенсер расценивал как пережиток военного режима.
Он одобрял избирательное право.
Спенсер обосновывал программу буржуазного пацифизма: “Основным условием возможности достижения высшего общественного состояния, как политического, так и всякого другого, является прекращение войны.
59. Политико-правовая концепция Ф. Ницше
Государство, право, законодательство, политика представляют собой служебные орудия, средства, инструментарий культуры - проявление, обнаружение и образование космической по своим масштабам борьбы сил и воль.
Воля - специфическое свойство всех явлений (социальных и политико-правовых). Нововведения:
1. моральные ценности –натуралистические ценности.
2. Социология – учение о формах и образцах господства.
3. Общество – культурный комплекс.
4. Теория познания – перспективное учение об аффектах.
Ценность – это наивысшее количество власти, которое человек в состоянии себе усвоить.
Социально-политическая история - борьба двух воль к власти – воли сильных (высших видов, аристократических господ) и воли слабых (массы, рабов, толпы, стада).
Высокая культура и развитие высших видов людей нуждаются в рабстве.
Возникновение Го - является средством возникновения и продолжения того насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой. Ницше дает предпочтение культуре и гению перед Го и политикой