Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к учебнику «Литература. 10 класс» (стр. 11 из 15)

II действие. «Как в действиях царя проявляется его убеждение: "Нам сам Господь велел любить друг друга?". Почему примирение Годунова с И.Шуйским для царя – "в целой жизни лучший день?". Что разделяет Годунова, пекущегося о "жизни новой светлом теченье", и защитника "старого русла" обычаев Шуйского? Почему Ирине удалось склонить Шуйского к примирению?» Чтение диалога царицы и И.П.Шуйского в лицах с наблюдением за динамикой чувств царицы – от упрека к мольбе, которая "повеяла как будто тихим летом". Прав ли народ, не доверяя Годунову? Почему царь Федор мешает старику Крюкову говорить о казнях Грозного и не выдерживает просьб народа?

III действие. Какую роль играют отношения Шаховского и княжны Мстиславской в развитии конфликта трагедии? Сопоставление сцены свидания и рассказов о кровавых расправах в первом явлении как проявление общего столкновения любви и жестокости. Столкновение человечности царя и прагматизма Годунова. Почему и как слабый Федор находит силы отказаться от услуг правителя?

IV действие. В чем И.П.Шуйский отступает от добра, затевая свержение царя? Почему Годунов решает умертвить царевича Димитрия? Как Федору удается обезоружить И.П.Шуйского, который назвал его святым? Почему Федор не соглашается на просьбу Ирины не губить Шуйских? Почему Шуйский отказывается от спасения и в чем видит вину "кривого пути"? Прослушивание сцены из спектакля Художественного театра с И.Москвиным в главной роли, беседа о том, как видят ученики услышанное в грамзаписи.

V действие. В чем не согласны друг с другом Ирина и Годунов? Чем потрясен Федор и почему он не в силах "правду от неправды отличить"? Н.Хмелев в последнем акте трагедии. Драма легковерия и простодушия в жестоком мире. Сиротство доброты и крушение веры в людей как лейтмотив авторской трактовки роли.

И.Смоктуновский в роли царя Федора (спектакль Малого театра). Христианская мораль трагедии А.К.Толстого в передаче актера. Забота о единстве мира и непереносимость вражды людей. Сердечность и убеждение противников словом. Бешенство оскорбленного добра и возврат к властности отца. Трагедия беззащитности но не беспомощности добра в трактовке И.Смоктуновского.

Теория литературы. Сценическое воплощение литературного образа.

Внеклассное чтение. А.С.Пушкин. "Борис Годунов".

Литературное творчество. Сочинение "Кому из современных актеров я доверил бы роль царя Федора?"

А.В.Дружинин. “Критика гоголевского периода и наши к ней отношения”, «“Обломов”. Роман И.А.Гончарова.»

Эстетические взгляды Дружинина. Художественность как критерий самоценности искусства. Полемика А.В.Дружинина с Н.Г.Чернышевским о назначении искусства и критики, отношении искусства ко времени и вечности. Оценка Дружининым романа И.А.Гончарова “Обломов”. Столкновения и сближения его позиции с точкой зрения Н.А.Добролюбова, выраженной в статье “Что такое обломовщина?”.

Теория литературы. “Эстетическая” критика.

Н.А.Некрасов. Лирика. “В.Г.Белинский”, “Памяти Добролюбова”, “Пророк” («Не говори: «Забыл он осторожжность!..»), “Рыцарь на час”, “Еду ли ночью по улице темной”, “О, письма женщины, нам милой”, «Я не люблю иронии твоей...», «Размышление у парадного подъезда», «Железная дорога», “Элегия”. Поэма "Кому на Руси жить хорошо?".

Новизна тем, образов, стиля лирики Н.А.Некрасова. Некрасов глазами своих современников и учащихся. Лекция-беседа, обмен читательскими впечатлениями. Размышления Некрасова о смысле жизни. Идеал человека в представлении Некрасова. Образы революционеров-демократов в творчестве поэта, общее и индивидуальное в них. Сопоставительный анализ стихотворений.

Трагическое восприятие любви в лирике поэта, социальные и психологические истоки трагедии чувства. Любовь в стихотворениях Пушкина и Некрасова. Выразительное чтение стихотворений по выбору учащихся.

"Последние песни" — завещание Н.А.Некрасова. Смерть и похороны поэта. Творчество Некрасова в оценке разных поколений. Некрасовские мотивы в стихотворении А.Галича “Горестная ода счастливому человеку”.

Народ в поэзии Некрасова. “Любовь-вражда” (А.Блок) как основа народолюбия Некрасова. Обличение власти и признание нравственной ответственности народа за свою судьбу в стихотворениях “Размышление у парадного подъезда” и “Железная дорога”. Монтажность композиции стихотворений как способ выражения авторской позиции. Многозначность и «недоговоренность» финалов как отражение мучительных сомнений Некрасова.

Теория литературы. Эпическое начало в лирике.

Внеклассное чтение. В.Высоцкий, А.Галич, П.Беранже, Г.Гейне, А.Твардовский.

Сочинения: "Жизнь города в лирике Некрасова", "Вечный рыцарь Сервантеса и "Рыцарь на час" Некрасова", "Добролюбов и его образ в поэзии Некрасова". "Своеобразие любовной лирике Некрасова", "Тема Христа в стихотворении "Пророк» ("Не говори: забыл он осторожность...") и русской живописи второй половины XIX века", "Народ в поэзии Некрасова и живописи передвижников", "Некрасовские миниатюры М.Мусоргского".

"Кому на Руси жить хорошо" как поэма поисков смысла жизни и постижения основ национального характера. Размышления учащихся о том, как бы они ответили на вопрос, поставленный в заглавии поэмы. "Покой, богатство, честь" - крестьянский идеал или формула счастья, выработанная десятилетиями страданий, невыносимого труда и унижения? Размышления учащихся о том, как на протяжении поэмы меняется представление мужиков-правдоискателей о счастье. Народные типы в поэме Некрасова (Савелий, богатырь святорусский, Клим Лавин, Агап Петров, Матрена Тимофеевна; странник Ионушка). Сопоставление образов Некрасова и персонажей картин И.Крамского, В.Перова, И.Репина. Народные заступники (Яким Нагой, Ермил Гирин, Гриша Добросклонов); правдолюбие, честь и готовность к самопожертвованию — важнейшие свойства их характеров. Сопоставительная характеристика образов. Сатирическое изображение угнетателей народа как проявление авторской позиции. Сочувствие обездоленным и гнев поэта. Отношение поэта к народному долготерпению и бунту. Анализ в группах отдельных эпизодов поэмы.

Композиция и стиль поэмы. Смысл фольклорных заимствований и переложений (сказочный зачин, обряды жизненного цикла, протяжные песни и их интерпретация в описании жизни Матрены Тимофеевны, стилизованные легенды н песни). Спор литературоведов и размышления учащихся о вариантах расположении глав поэмы. Сопоставление образа народа в главах «Сельская ярмонка» и «Пьяная ночь» и в заключительной части поэмы "Пир на весь мир". Пробуждение нравственного самосознания и критической самооценки как следствие духовного развития народа. Оптимизм поэта. Сопоставление безрадостного финала поэмы в черновых редакциях, известного по воспоминаниям современников, и итогового варианта.

Теория литературы. Жанр эпической поэмы. Понятие о хронотопе.

Литературное творчество. "Путешествие в поисках счастливого".

Сочинения: "Загадки, пословицы, песни, сказочная фантастика в структуре поэмы "Кому на Руси жить хорошо?"", "Поиски правды в "народной книге" Некрасова", "Народ в поэме Некрасова и живописи передвижников", "Некрасовские миниатюры М.Мусоргского", "Пестрота и многослойность народной жизни в поэме Некрасова", "Бунт и смирение в оценке поэта", "Мой любимый герой поэмы", "Современна ли поэма Некрасова?"

Н.Г.Чернышевский. "Что делать?", "Русский человек на rendez-vous" .

Сложность и противоречивость натуры Н.Г.Чернышевского. Судьба писателя. Сопоставление канонической биографии Чернышевского, его дневников и отзывов современников.

Работа в "Современнике". Принципы оценки жизни и искусства. Эстетические взгляды Чернышевского, их значение для его времени и для наших дней.

История создания и публикации романа "Что делать?". Необычность композиции. Размышление над тем, действительно ли “содержание повести — любовь”? Нравственные и идеологические проблемы в романе. Любовь героев Чернышевского и реальные отношения людей 60-х годов XIX века (Некрасов—Панаев—Панаева, супружеский союз Чернышевских и др.). Попытка ответить на вопрос, почему в центре “революционного романа“ оказывается история семейных отношений героев. Сопоставление романа со статьей "Русский человек на rendez-vous": испытание любовью как способ социальной проверки личности. “Спасение” женщины в историях Веры Павловны, Кати Полозовой, Насти Крюковой; их сопоставление с реальными жизненными ситуациями (Чернышевский и А.Клиентова, Добролюбов и Т.Гринвальд). “Женский вопрос” в романе.

Проблема силы и добра в русской литературе второй половины XIX века. “Добрые и сильные, честные и умеющие” герои Чернышевского — Лопухов и Кирсанов. Размышление над тем, что же нового в “новых людях” Чернышевского. “Теория разумного эгоизма” — за и против (дискуссия). Урок-семинар “От “лишнего человека” — к “особенному””. Образ Рахметова, данный “для удовлетворения главному требованию художественности”, — воплощение идеала Чернышевского. Аскетизм и преданность общей идее, отличающие Рахметова. Его отличие от обыкновенных людей — Лопухова, Кирсанова, Веры Павловны.

Образ автора на страницах романа, его прямой разговор с читателями. Образ “проницательного читателя”. Острота, ироничность, язвительность диалогов Чернышевского с вымышленным оппонентом. Оценка обращения автора к читателям “злые, дурные, жалкие друзья мои”. Смена интонаций в разговоре с ними. Особенности публицистического романа.