Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к учебнику «Литература. 10 класс» (стр. 12 из 15)

Картины будущего в романе. Беседа по вопросам: “Хотели бы вы жить в мире, изображенном в четвертом сне Веры Павловны? Какие идеи Чернышевского вас привлекают, какие отталкивают и почему? Роман Чернышевского — вопрос или ответ? Верно ли, что у автора “нет ни тени художественного таланта”? Почему роман оказал такое огромное воздействие на несколько поколений читателей, но не стал книгой на все времена? “.

Утопия Чернышевского и антиутопии ХХ века: Хаксли, Оруэлл, Брэдбери, Замятин, Стругацкие.

Теория литературы. Жанр публицистического романа. Утопия и антиутопия.

Внеклассное чтение. Т.Кампанелла. "Город солнца". Е.Замятин. "Мы".

Сочинения: "Проблема любви в романе "Что делать?" и в современной ему русской литературе", "Жизненна или надуманна теория "разумного эгоизма"?", "Новые люди" в романах "Отцы и дети" и "Что делать?", "Утопия Чернышевского и антиутопия в романе Замятина "Мы"“.

Литературное творчество. "Сон о будущем".

А.А.Григорьев.

“Организм” и “органичность” как основополагающие понятия мировоззрения и эстетики А.Григорьева. Национально-самобытный народный этический и эстетический идеал и отношение к нему писателя как критерий оценки художественного произведения. Оценка А.Григорьевым творчества И.А.Гончарова и И.С.Тургенева (“И.С.Тургенев и его деятельность” (Статья четвертая)).

Сопоставление точек зрения А.Григорьева, Н. Страхова и представителей “реальной” критики. Организация на уроке “диалога” критиков и аргументация учениками своих предпочтений.

Теория литературы. “Органическая” критика.

Ф.М.Достоевский. "Бедные люди" (обзор), "Записки из Мертвого дома" (обзор), "Преступление и наказание", "Идиот" (обзор), "Бесы" (обзор), "Легенда о великом инквизиторе" (отрывок из романа "Братья Карамазовы").

Духовный облик Ф.М.Достоевского в портрете работы художника В.Г.Перова (1872) — беседа, предваряющая изучение жизни и творчества писателя. Детские и юношеские впечатления жизни Ф.М.Достоевского, их влияние на выбор тем, характеристику образов, формирование мировоззрения писателя. Лекция учителя и сообщения учеников. "Бедные люди", традиции Н.В.Гоголя и новаторство Ф.М.Достоевского. Дело петрашевцев и "псевдоказнь" на Семеновском плацу как начало духовного перелома. Автобиографические заметки Ф.М.Достоевского глазами учащихся. Годы каторги — годы испытаний и постоянного поиска разгадки тайны человека. Выбранные места из "Записок из Мертвого дома" в пересказах, чтении и комментировании учащихся.

"Преступление и наказание" — новый взлет творчества писателя. Петербург Достоевского. Урбанистические пейзажи писателя и сравнительный анализ, подготовленный учащимися: "Петербург Пушкина и Достоевского", "Петербург Гоголя и Достоевского". Проблема оправдания безнравственных средств высокой целью как проблема романа и эпохи. Социальные и нравственные причины преступления Родиона Раскольникова. Характеристика нравственного мира Раскольникова. Теория Раскольникова — идеологическое оправдание преступления. Убийство Алены Ивановны. Анализ эпизода. Дискуссия о теории Раскольникова, оценка ее героями романа ("кровь по совести") и учащимися. "Преступление и наказание" — роман отражений. Групповая работа по темам: "Раскольников и Лужин", "Раскольников и Свидригайлов", "Три встречи — три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича", "Сновидения Раскольникова в романе", "Вечная Сонечка". Значение библейских мотивов в романе. Эпилог как разрешение конфликта и завязка новой проблемной ситуации: "Возродится ли Раскольников?". Инсценировка суда над Раскольниковым с участием героев романа. Киноверсия "Преступления и наказания" Л.Кулиджанова и читательское восприятие учащихся, урок-беседа или критическое эссе учащихся. "Преступление и наказание" в репродукциях И.Глазунова — оценка учащихся.

От антигероя — к герою идеальному: роман "Идиот". Читательская конференция на тему: "Образ князя Мышкина в романе: князь Христос, князь Дон Кихот, герой времени, нравственный идеал или "нравственная утопия" Ф.М.Достоевского". Фильм А.Куросавы "Идиот", общечеловеческое и национальное в образе князя Мышкина. Обсуждение с учащимися последней экранизации романа.

Роман "Бесы" — критика революционных идей насильственного изменения жизни общества. Диалог эпох: "Бесы" Ф.М.Достоевского и "Нетерпение" Ю.Трифонова. Роман Достоевского на русской сцене (МХТ; Малый драматический театр, постановка Л.Додина).

"Легенда о Великом Инквизиторе" из романа "Братья Карамазовы" как итог социально-философских исканий писателя. Антиномия нравственной свободы человека и власти в "Легенде о Великом Инквизиторе". "Легенда" в оценке русских философов (Н.А.Бердяева, В.В.Розанова, М.И.Лапшина, К.Мочульского и др.) и в читательском восприятии учащихся, урок-беседа. "Ф.М.Достоевский — "писатель ХХ века" — литературная беседа по письменным работам учащихся.

Теория литературы. Жанр идеологического романа. Полифония.

Внеклассное чтение. В.Распутин. "Живи и помни". В.Тендряков. "Расплата".

Литературное творчество. Экранизация страниц романа Достоевского (составление киносценария). "Монологи, надиктованные на магнитофонную кассету, о романе Достоевского".

Сочинения: "Монологи героев Достоевского (наблюдения над своеобразием стиля писателя на примере одного из монологов)", "Бедные люди в одноименной книге и в романе "Преступление и наказание", "Причины преступлений Раскольникова и его оценка автором романа", "Кто и за что наказан в романе Достоевского?", "Поединок Раскольникова и Порфирия Петровича", "Смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым", "Некрасовские" эпизоды в "Преступлении и наказании", "Почему Сонечка названа в романе "вечной"?", "Петербург в романе Достоевского", "Драматизм композиции и стиля романа "Преступление и наказание"", "Истолкование романа Достоевского в фильме Л.Кулиджанова", "Пиковая дама" А.С.Пушкина и "Преступление и наказание" Достоевского", "Христианская вера и христианские образы в романах Достоевского".

М.Е. Салтыков-Щедрин.

Путь царского чиновника и сатирика. Обсуждение вопроса: "Что побудило поэта, продолжателя пушкинской традиции в Лицее, стать сатириком?" "Губернские очерки" - "новый, свежий взгляд на Россию" (Н.Г.Чернышевский). Салтыков - сотрудник "Современника".

"История одного города". Обсуждение вопросов: "Город Глупов и его история: реальность или вымысел? Почему в названии повести скрыто имя города, в то время как уже с первой строки нам известно, что речь пойдет о городе Глупове? Почему автор себя представляет лишь издателем? Обсуждение композиции сатирической хроники. Хроника Лескова и сатирическая хроника Салтыкова. Жанровый сопоставительный анализ. Анализ главки "Опись градоначальникам". Обсуждение вопроса: "Почему в России такие правители возможны?". Анализ главы "Органчик". Обсуждение вопросов: "В чем проявились «обычная глуповская восторженность» и «обычное глуповское легкомыслие», когда жители ожидали приезда Дементия Варламовича Брудастого? Какие резоны выдвигают глуповцы, чтобы оправдать свое повиновение Органчику?" Дискуссия: "Фантастическое и реальное в образе Органчика". Органчик в исполнении Табакова (просмотр и обсуждение фрагментов фильма С.Овчарова "Оно".) Дискуссия: "Справедливо ли мнение Салтыкова об отношениях власти и народа: «Начальник есть зеркало своих подчиненных, если зеркало и кривое, то в обе стороны»? ".

Сопоставительный анализ "Истории одного города", "Истории села Горюхина" А.С.Пушкина и "Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" Н.В.Гоголя. К какой манере ближе сатира Щедрина?" Дискуссия: "Прав ли Салтыков, утверждая, что "у России истории, собственно, и нет. Одно настоящее. Ибо в целом повторяется прошлое все время. И разности нет почти ни в чем". В дискуссии используются рассказы современных сатириков. (Например, рассказ М.Жванецкого "Так жить нельзя!").

Господа Головлевы". Обсуждение вопроса: "Иудушка Головлев - жертва или палач?" "Кто виноват в трагедии Головлевых?" Сопоставительный анализ "Господ Головлевых" и "Старосветских помещиков" Н.В.Гоголя. Обсуждение вопросов: "Чем отличаются "семейные мирки" в этих произведениях? Почему сатира Щедрина трагическая?".

Теория литературы. Сатира, трагическое и комическое, гипербола, аллегория, гротеск.

Внеклассное чтение. Е.Шварц. "Тень".

Литературное творчество. "Сказки дня сегодняшнего”.

Н.С.Лесков.

Знакомство с биографией Лескова. "Все сословия перемешались в моем роду". Изучение Лесковым жизни народной не "из вагона экстренного поезда", а "изнутри, нутром своим познавая все радости и болести". Обсуждение вопроса: "Почему Лесков называл себя Микулой Селяниновичем, которого тяготило знание о родной земле?" Полемика Лескова и Чернышевского. "Простая правда" Лескова. Неприятие Лесковым нигилизма как "нерусского явления". Обсуждение причин изменения взглядов Лескова на значение русской демократии в жизни России. Путь от М. Стебницкого до Н.Лескова. "Праведничество" как возможность спасения русского народа. Анализ заметки Лескова "О героях и праведниках".

Обсуждение композиции повести "Очарованный странник", размышление о роли "внесюжетных" эпизодов в начале хроники. Хроника как точное описание путешествий Ивана Флягина. Объективность характеристики героя автором. Сказ и хроника. Обсуждение вопроса: "Как сочетаются эти жанры в повести "Очарованный странник?" Сопоставительный анализ образов главных героев в "Очарованном страннике" и "Тупейном художнике". Эстетическое начало в русском человеке как основа "праведничества". Дискуссия: "Что очаровывает странника? Многообразие смыслов слова "очарованный". История очарований героя - история роста его души.