Сдержанность Чехова-человека и нелюбовь его к афишированию себя или навязыванию другим людям своих представлений. Задача открытия "сокровенного человека" в Чехове, которое начинается чтением каждым учеником мемуаров о писателе (по выбору школьников) и писем его (по периодам жизни: 80-е, 90-е, 900-е годы). Диспут "Кто же он такой на самом деле?" — начало изучения биографии и творчества Чехова. Доклады учащихся о детстве Чехова в Таганроге, о гимназическом жизни и годах учения в Московском университете. Осмысление этих эпох жизни писателя как основы его системы ценностей. Столкновение пошлого быта с бесконечностью и поэзией природы, взволнованностью искусства и разумом науки.
Мечта о возможном совершенстве человека и ничтожность его современного лица. Пржевальский для Чехова — воплощение подлинного назначения человека. Комизм ранних рассказов Чехова и отношение к жизни 80-х гг. как к абсурду, нелепости, над которой можно только смеяться. Пересказы-анализы учениками рассказов "Исповедь", "Ряженые", "Радость", "Унтер Пришибеев", "Размазня", "Тоска", "Злоумышленник", "Беглец" и др. (по выбору). Обыватели и народ. Новое отношение Чехова к теме "маленького человека". Продолжение честной традиции 60-х гг., которые Чехов называл "святым временем", и упрек самому народу в тупости, забитости, долготерпении. Рабство и деспотизм как явления, связанные в сознании Чехова. Дети — норма отношения к жизни. Повесть "Степь" (обсуждение экранизации). Диспут "Что такое интеллигентный человек?" по письмам и произведениям Чехова ("Скучная история", "Попрыгунья", "Иванов", "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви", "Студент"). Словесное иллюстрирование и чтение в лицах эпизодов.
Путешествие Чехова на Сахалин. Составление монтажа по письмам и книге "Остров Сахалин". Чехов и Гаршин ("Припадок"); Чехов и Достоевский ("Записки из Мертвого дома"); Чехов и Толстой ("Что такое искусство?"). Эстетические взгляды Чехова.
"Чайка". Быт и судьбы людей. Возвышение реализма до символа. "Ионыч". Процесс омертвения человека. Пушкинские мотивы в рассказе как свидетельство, "насколько жизнь уклонилась от нормы". Тоска настоящего и предчувствие будущего: "Дядя Ваня", "Три сестры". Обсуждение спектаклей и экранизаций по произведениям Чехова. Заочная экскурсия "Чехов в Ялте". Надежды нового века. Чехов и Художественный театр.
"Три сестры". Тема проигранной жизни. Желание счастья и неспособность его достигнуть. Композиция пьесы и мотив обреченности светлых порывов. Сочинение монологов сестер и брата Прозоровых о событиях пьесы. Дискуссия на тему "Почему погиб Тузенбах?". Отношение автора к героям пьесы и определение подтекста отдельных сцен и рефрена пьесы — "У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том". Подбор музыки к каждому действию пьесы.
"Вишневый сад". Составление "Замечаний для господ актеров" по письмам Чехова. Реконструкция первой постановки пьесы в Художественном театре. Спор Чехова с театрами о жанре пьесы и его продолжение в современных театральных интерпретациях. Причины гибели вишневого сада. Люди, заблудившиеся во времени. Пленники прошлого (Раневская, Гаев, Фирс), настоящего (Лопахин, Симеонов-Пищик, Яша), будущего (Трофимов). Анекдотичность ситуаций и поэзия монологов, похожих на стихотворения в прозе. Судьба России и "недотепы". Выбор учениками фразы и эпизода для представления каждого героя, прослеживание сквозных лейтмотивов, обнаружение подтекста реплик и сцен, соотнесение слуг и господ. Контрастное по трактовке чтение сцен по ролям. “Вишневый сад” на современной сцене (БДТ, Малый драматический театр Л.Додина, “Современник”, Малый театр и др.),
Споры о современности Чехова. Диспут "Лучшая книга о Чехове" (И.Эренбург, К.Чуковский, С.Залыгин). Исследовательские задания по теме "Эхо Чехова" (Джойс, Ионеско, М.Зощенко, М.Булгаков, В.Шукшин, А.Вампилов).
Внеклассное чтение. Ю.Казаков. "Во сне ты горько плакал". М.Булгаков. "Дни Турбиных". В.Арро. "Смотрите, кто пришел".
Литературное творчество. "Как бы я поставил "Вишневый сад" на сцене?"
Сочинения: "Несостоявшееся rendez-vous Ионыча", "Ирония в языковой ткани и композиция рассказа "Ионыч", "Провинциализм жизни в городе С.", "Цветы запоздалые" и "Ионыч" А.П.Чехова", "Пушкинские мотивы и их значение в рассказе "Ионыч", "Доктор Крупов " Герцена и "Палата № 6" Чехова", "Роман Л.Н.Толстого "Анна Каренина" и "Дама с собачкой" А.П.Чехова", "Смысл человеческой жизни по рассказу Чехова "Дама с собачкой", "Образ вишневого сада в сознании героев пьесы Чехова", "Желания и действия Лопахина и Трофимова в пьесе Чехова "Вишневый сад", "Молодое поколение в пьесе "Вишневый сад" и герои новеллы "Невеста", "Драма или комедия — пьеса Чехова "Вишневый сад"?", "Почему лопнула струна (по пьесе Чехова "Вишневый сад")?", "Как бы я сыграл роль Пети Трофимова? (а также других персонажей пьесы по выбору учащихся)".
И.В. Гете. “Фауст”, часть 1
Загадка личности и судьбы Гете: равнодушный олимпиец или страстный мечтатель, поэт или естествоиспытатель, типичный немец или гражданин мира, “друг существующего порядка” или скептический философ? Углубление проблемной ситуации материалами о русских поклонниках и толкователях Гете: Пушкин “Сцена из Фауста”, Лермонтов “Горные вершины”, Тургенев “Фауст”, С.Соловьев “Гете и христианство”. Сообщения учащихся о личности Гете по автобиографии “Поэзия и правда”, “Разговорам с Гете» И.П. Эккермана, воспоминаниям, переписке. Многоликий Гете в разные периоды жизни. Выбор учениками портретов и стихотворений, характерных для каждого периода. Мирное детство во Франкфурте-на-Майне. Годы учения в Лейпциге и Страсбурге. Культ природы и чувства. Протест против “дурного мироздания” в группе “бури и натиска”.
Служба в суде Вецлара и роман “Страдания юного Вертера”, принесший Гете всемирную славу и восхищение Наполеона Бонапарта. Поиски положительного пути среди трагических коллизий времени и духа. Замысел “Фауста”. Попытки века Просвещения влиять на ход жизни. Переезд из Франкфурта в Веймар. Гете — министр герцога. Примирение с феодалами. Минералогия и медицина как попытки Гете выяснить вечные природные законы жизни. Путешествие в Италию. Историческая драма “Эгмонт”. Чтение монологов и прослушивание музыки Бетховена. Дружба с Ф.Шиллером.
“Фауст” — трагедия на все времена. Конфликт бесконечного поиска высшей цели и счастья. Бюргерство и ограниченность самодовольства (Вагнер). Соблазны примирения с жизнью в любви. Трагедия Маргариты и трагедия Фауста. Прослушивание фортепьянной пьесы Шуберта-Листа “Маргарита за прялкой” и обсуждение вопроса об отношении поэта и композитора к Гретхен. Дискуссия по проблемному вопросу: “Почему Фауст обращается к Мефистофелю и помог ли ему “дух отрицанья, дух сомнения” обрести смысл жизни? Анализ первой части трагедии, заключающийся выводом о том, что истинное предназначение человека не может быть даровано трезвым умом, разрушающим иллюзии, но не дающим энергию действия.
Рассказ учителя о второй части “Фауста” как попытке героя самостоятельно обрести путь, найти возможность деяния и счастья в слиянии с народом. “Фауст” в русской критике.
Теория литературы. Лирика и драма в их взаимодействии.
Внеклассное чтение. Пушкин. “Сцена из Фауста”. Лермонтов. “Горные вершины”. Тургенев “Фауст”. Томас Манн “Лотта в Веймаре”, «Доктор Фаустус».
Литературное творчество. Сочинение “Фауст двадцать первого века”.
Стендаль. «Красное и черное».
Правило «быть ясным» – кредо Стендаля, очевидца наполеоновских походов. Мир и война глазами писателя. Психологический роман как следствие активного наблюдения за жизнью современников. Сюжет романа «Красное и черное», взятый Стендалем из судебной хроники. Картины постреволюционной Франции в изображении писателя. Произведения Стендаля – оценка времени, насыщенного историческими событиями, овеянного тенью Наполеона. Герои Стендаля, осуществляющие выбор между долгом и счастьем. Выборочный анализ эпизодов, ответ на вопрос: «Отчего для всех персонажей романа Стендаля «Красное и черное», сталкивающихся с Жюльеном Сорелем, герой остается таинственным и загадочным?». Работа с литературными параллелями: какую болезнь своего времени видит в современниках лирический герой Лермонтова («Как часто, пестрою толпою окружен…», «Дума»), чем лермонтовское ощущение своего времени близко оценке Стендаля, современника Лермонтова?
Тоска Жюльена по сильной личности наполеоновской эпохи как доминирующее чувство, определившее поведение и поступки молодого героя. События жизни Жюльена, утверждающие его страстную преданность кумиру Франции. Анализ эпизодов: часть 1 гл. 5 герой сам наказывает себя за неосторожное страстное высказывание о Наполеоне; часть 1 гл. 9 Жюльен сжигает портрет своего кумира – Наполеона – из страха быть уличенным в преданности к опальному герою. Какие стороны характера героя изобличают эти ситуации? За что борется герой романа; на чьей стороне симпатии автора? Как утверждение А.С.Пушкина по поводу сильной личности и ее влиянии на общественное сознание (комментирование строфы из романа «Евгений Онегин» «Мы все глядим в наполеоны») можно проверить на истории судьбы Жюльена Сореля? Какие художественные детали портрета литературного героя формируют читательское отношение к нему? Анализ портретов Жюльена Сореля (Стендаль «Красное и черное», часть 1 глава 4), сравнение с портретом Пугачева из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (глава 2 «Вожатый»). В чем проявляется внутренняя сила героев? Чем объясняется разница во взглядах на сильную личность, предъявленная в эпиграфах к разным главам романа? Отчего последние главы романа Стендаля «Красное и черное» лишены и названий, и эпиграфов? Слаб или силен Жюльен Сорель?