Творческая письменная работа по выбору ученика: «Страничка из дневника Жюльена Сореля, написанного им в тюрьме»; «Как судьба Жюльена Сореля опровергает утверждение графа Альтамира «Никаких подлинных страстей нет в Х1Х веке» (часть 2 глава 9)?»
Теория литературы. Реалистический роман. Композиция, фабула и сюжет.
Литературное творчество. Составить киносценарий по одному из эпизодов романа.
Оноре де Бальзак. "Евгения Гранде"
Особенности дарования Бальзака как художника. Бальзак и общественная ситуация во Франции в 30-50-х гг. XIX в. Замысел "Человеческой комедии". Стремление проникнуть в закономерность современных жизненных процессов. Психологические портреты героев "Человеческой комедии" (по выбору учителя). Хронология путешествия Эжена Растиньяка по романам, его встречи с людьми (сообщения учащихся на основе предварительного выборочного чтения по заданию учителя романов "Отец Горио", "Утраченные иллюзии", "Загородный бал", "Дело об опеке", "Тайны княгини де Кадиньяк", "Банкирский дом Нусинген", "Кузина Бетта", "Депутат от Арси").
"Евгения Гранде". Драма женщины в творчестве Бальзака. Крушение романтических устремлений. Гибель естественного начала под давлением денежных отношений. Комментированное, проблемно-аналитическое чтение первых глав романа: дом Гранде, семейный вечер, приход гостей, появление Шарля, внутренние монологи героини (по выбору учителя). Решающие события в жизни Евгении Гранде. Дискуссия: “Почему любовь Шарля и Евгении не состоялась?”. Роль денег в отношениях между людьми этого круга.
Семинар с групповыми заданиями по подготовленным материалам: "Бальзак и Россия", "Бальзак и Достоевский". Перевод "Евгении Гранде" Достоевским и его замысел "Бедных людей". Бальзак и Толстой (Евгения Гранде и княжна Марья. Евгения Гранде и Анна Каренина.)
Самостоятельная групповая работа учеников по эпизодам из "Человеческой комедии". Литературная гостиная: "Французский салон середины XIX века".
Теория литературы. Реалистическая типизация.
Внеклассное чтение. О.Бальзак. "Отец Горио" или "Утраченные иллюзии".
Ч.Диккенс. "Большие надежды"
Вхождение в мир Ч.Диккенса: рисунки Льюка Филдза "Опустевшее кресло" либо Роберта Басса "Сон Диккенса" — поиск знакомых героев. Прослушивание фрагментов радиоспектакля (грамзапись) "Дэвид Копперфилд" (Ф.Раневская, М.Яншин, В.Сперантова, А.Консовский, Е.Фадеева и др.).
"Русский Диккенс". Чрезвычайное увлечение Диккенсом русских читателей в XIX в. (сообщения учащихся). Отношение к Диккенсу писателей: Гоголя, Белинского, Чернышевского, Щедрина, Гончарова, Достоевского, Толстого. Почему именно с Диккенсом так сроднилась русская литература? Размышления учащихся с опорой на отзывы русских писателей и ранее прочитанные романы Диккенса "Оливер Твист" и "Дэвид Копперфилд". Реализм, демократическая, гуманистическая направленность, сатирическое начало, типологически родственные мотивы: изображение социальных контрастов буржуазного мира, участи "бедных людей", детской души, размышления об истоках преступления, "нравственное соотношение" (Л.Толстой) с предметом изображения.
Ч.Диккенс в восприятии современного читателя-школьника. Возрождение интереса к Диккенсу в современной Англии (приглашение к новому открытию писателя).
"Неподражаемый" Чарльз Диккенс (эссе — слово учителя). Детские страдания Диккенса — одно из объяснений неповторимости личности и творческой судьбы писателя. Рождения Боза. Создание мира, "где вечно будет светить солнце". Влюбленность Диккенса в жизнь. Философия радости. Проповедь гуманности, вера в обыкновенного человека, убежденность в бесконечной ценности человеческой личности. "Всеобъемлющее сердце" писателя (Дж. Голсуорси).
Роман "Большие надежды". Тема утраченных иллюзий в литературе (Стендаль, Бальзак, Гончаров). Историческая, национальная конкретность и общечеловеческий пафос романа. Детство Филиппа Пиррина (сообщение учащихся). Тема детских страданий в романе (сравнение с Достоевским). Мир детской души (сравнение с Л.Толстым и Достоевским). Детское сердце как воплощение чистоты человеческой природы. Мечты Пипа о необыкновенной жизни, успехе, счастье. Надежда стать джентльменом.
Уроки джентльменства (урок-семинар). Лондон Диккенса — город в "траурных лохмотьях дыма и копоти". Сатира на буржуазные представления о благородстве и чести аристократии (образы Покетов, Бентли Драмма, Компессона). Развенчивание идеала буржуазной деловитости, успеха (Уэммик, Джаггерс). Преступный мир как оборотная сторона внешне респектабельного мира джентльменов. Абель Мэгвич — каторжник, вечно гонимый страдалец.
Крушение "больших надежд" Пипа (проблемная ситуация: почему Пип не стал джентльменом, в отличие от Дэвида Копперфилда)? Пип-джентльмен — обретения и утраты. "Прощание со всем, что прежде связывалось с восхождением Дэвида Копперфилда к славе и богатству" (Б.Шоу). Нравственное возрождение Пипа. Мотив возвращения блудного сына (сочинение "Страницы из дневника Филиппа Пиррина").
Диккенс "просит и молит человека стать самим собой" (Честертон). Кузнец Джо — тип диккенсовского чудака, носителя человечности и особой мудрости сердца. Честный труд, правда, гордость, бескорыстие как источники достоинства человека. Утверждение возможности простого счастья и простых радостей (Джо и Бидди). Добрые чувства, любовь, милосердие как опора человечности во враждебном мире. Элегичность финала романа.
Теория литературы. Сентиментальный и реалистический роман.
Внеклассное чтение. Ф.М.Достоевский. "Неточка Незванова". М.Митчелл. "Унесенные ветром".
Литературное творчество. Сочинение "Чарльз Диккенс — за и против", "Страницы из дневника Филиппа Пиррина".
Г.Флобер
Знакомство с биографией Флобера. "Дон Кихот" - любимая книга Флобера. Сходство героя Сервантеса и французского писателя. Дальние странствия и "бедная, тихая жизнь искусства и размышлений". Конфликт обыденного и романтического сознаний в первом романе Флобера "Воспитание чувств" - тема, которая стала лейтмотивом творчества писателя. Развитие этой темы в романе "Госпожа Бовари".
Обсуждение первых впечатлений о романе с учениками по вопросам на сферы восприятия. Жанр и идея романа. Отражение в характере и судьбе Эммы Бовари проблем эпохи и современного Флоберу французского общества обывателей. Создание портретов Эммы Бовари в разных психологических ситуациях. Написание дневника Эммы Бовари перед разрывом с Леоном. Сопоставление мнений об Эмме Бовари персонажей романа. Размышление над тем, почему они так противоречивы.
Урок-исследование: "Изучение человеческой души как главная цель романа. Образы - символы в романе (ассоциативные ряды Эммы Бовари и автора романа)". Жанр реалистического психологического романа. Ассоциативно-психологический метод Флобера - описание внутреннего состояния героя через внешние детали. Обсуждение вопросов: "Почему отравилась Эмма Бовари? Почему единственным преуспевающим персонажем романа в итоге оказывается аптекарь Омэ?" Дискуссия: "Обвиняет или оправдывает Флобер свою героиню? Согласны ли вы с его мнением? Почему Флобер плакал, когда закончил писать это роман?"
Теория литературы. Психологический роман.
Литературное творчество. Рецензия на фильм А.Сокурова по роману.