МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ
Введение.
Урок 1. Русская литература XIX века - вершина гуманизма.
Стремительность исторического развития России в XVIII и XIX веках. Пушкинская эпоха как расцвет русского Возрождения, переживаемый русским обществом на более высоком и сложном уровне, чем в Европе. Русская литература, пережившая период ученичества и поднявшаяся до вершин мировой культуры. Пушкин и Данте, Петрарка, Шекспир. Сопоставительные анализы "Божественной комедии" Данте и "Евгения Онегина" Пушкина, поэмы Данте и "Мертвых душ" Гоголя, "Скупого рыцаря" Пушкина и "Тимона Афинского" Шекспира.
Поэзия как непосредственное, непреднамеренное восприятие жизни — спутница свободы 10-20-х гг. XIX в. Утверждение наивности поэзии, ее родственности стихиям природы в заметках Пушкина ("Поэзия, прости господи, должна быть немного глуповата") и в его стихах ("Зачем крутится ветр в овраге...").
Вторая половина 20-х и 30-е годы XIX в. — время сближения поэзии с философией (Веневитинов, Тютчев). Аналитическое, рассуждающее мышление в поэзии — следствие традиций Просвещения (Гете) и романтизма (Баратынский). Развитие реализма в русской литературе и усиление влияния в поэзии аналитизма прозы (Некрасов). Близкое философии стремление в любом событии и впечатлении жизни видеть закон бытия. Социализация и демократизация литературы, новый читатель, диктующие изменение литературных форм и самого содержания поэзии. Сопоставление учениками мотива поэзии, ее назначения и судьбы в лирике Пушкина, Тютчева, любомудров. Нарастание "философского" начала в содержании и прозаического в форме. Диалог учеников, защищающих тот или иной выбор стихотворений, и последующее коллективное осмысление исторической перспективы, смены точек зрения на поэзию.
Урок 2. Романтизм и реализм в зарубежной литературе первой половины XIX века.
Романтические сюжеты, связанные с Испанией. Новелла П.Мериме как воспевание свободы личности и силы характера романтического героя и трезвый, реалистический анализ драматических поединков персонажей. Творческий пересказ эпизодов новеллы от лица Кармен как попытка учеников мотивировать поведение "странной" героини Мериме.
Сопоставление новеллы Мериме и оперы Бизе "Кармен". Разность оценки героев писателем и композитором.
Урок 3. Русское искусство на пути от поэзии к прозе.
Сопоставление "Бедной Лизы" Карамзина и повестей Пушкина "Станционный смотритель" и "Барышня - крестьянка", знакомых ученикам из курса основной школы. Идиллические добродетели героини Карамзина и реальные достоинства и беды героинь Пушкина. Опровержение в прозе Пушкина стереотипов сюжета и восприятия жизни в целом как один из существенных признаков героизма. Демократизация героя и усложнение внутренней жизни человека в произведениях Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Эстетика простоты и естественности как знамя русской литературы.
Переход от 30-х к 40-м годам XIX в. в русском обществе и смена трагических ощущений катастрофы, подсказанных разгромом декабризма и гибелью Пушкина; поиск путей движения России. "Последний день Помпеи" К.Брюллова как характерное проявление тревоги. Пушкин и Гоголь о картине как о знамении времени. "Философические письма" Чаадаева, поставившие вопрос о причинах неподвижности общества, перспективах исторического движения и национальном своеобразии пути России. Вопрос самовластно решенный в XVIII в. Петром Великим: “Присоединиться к европейской цивилизации или развивать свои, самобытные корни?” — снова воскресший в русском обществе и разделивший его на западников и славянофилов.
Картина А.Иванова "Явление Христа народу" — один из ответов на вопрос о путях спасения России. Главенство духа над плотью и высокой природности над животностью, призыв к религиозному очищению и к европейскому просвещению.
Духовные искания Гоголя в 40-е годы, его книга "Выбранные места из переписки с друзьями", в которой пробуждение национального самосознания выразилось в интересе к народу, его традициям, положению, чаяниям. Нити, которые тянутся от творчества Гоголя к драматургии Островского, "Запискам охотника" Тургенева, "Бедным людям" Достоевского, "Севастопольским рассказам" Толстого, поэзии Некрасова. "Натуральная школа", рожденная Гоголем. Стремление изучать народ, критически оценить его положение и вера в его духовные возможности.
Смерть Гоголя – общественное событие, объединившее лучшие силы русской литературы на борьбу с крепостничеством. Арест Тургенева за некролог о Гоголе, стихотворение Некрасова "Блажен незлобивый поэт..." — эхо этого события.
Деятельность учеников в процессе обзора: сопоставление "Выбранных мест из переписки с друзьями" Гоголя и "Философических писем" Чаадаева, "Письма к Гоголю" Белинского; анализ школьниками картин К.Брюллова и А.Иванова, пересказ "физиологических очерков" "натуральной школы" и т.д. Соотнесение современных дискуссий о путях развития страны с историческими размышлениями западников и славянофилов как предмет диспута в классе.
А.С.Пушкин.
Лирика А.С.Пушкина уже знакома учащимся, закончившим основную школу. Задача изучения лирики Пушкина в 10 классе не только собрать и обобщить разнообразные мотивы в поэтическом творчестве, но показать внутренний драматизм, напряжение мысли, которые оказываются ценой светлой гармонии гения русской литературы. Мотив свободы и закона задан юношеской одой Пушкина "Вольность" (1817). Рассказав об истории ее создания, учитель предлагает послушать актерское чтение оды и обсудить его. В дискуссию включаются вопросы на сферы восприятия, данные в учебнике. Равенство свободы и закона и нарушение их равноправия в сознании Пушкина всегда было преступлением. Но недоступность свободы народу повергала поэта в отчаяние, которое в 1829 году продиктовало ему жестокие строки "Сеятеля". Элегия "Погасло дневное светило..."(1820) дает представление о романтическом идеале свободы, роднящей поэта с неукротимостью моря. Анализ композиции стихотворения обнаруживает своеобразие пушкинского взгляда: поэт готов быть свободным от всего, кроме чувств. В 1831 году Пушкин пишет гневное стихотворение "Клеветникам России", где защищает суверенность прав русского народа. Дискуссия о справедливости позиции Пушкина протекает в классе остро, но важно не подменить исторических представлений Пушкина о государственности сегодняшними мнениями о праве каждого народа на самоопределение. Наконец, предсмертное стихотворение "Из Пиндемонти" (1836) - вариант пушкинского вознесения над политическими конфликтами и принуждениями времени и власти, несносными для "вольного гения". Сопоставление со знакомым уже для учеников стихотворением "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." подчеркивает приверженность Пушкина к абсолютной свободе, необходимой для счастья поэта.
Второй урок посвящен теме поэзии и любви в лирике Пушкина. Стихотворение "Муза" открывает родственность стихий любви и поэзии в сознании Пушкина. Однако гармония любви, как и гармония поэта и мира, оказывается добытой чередой конфликтов. "Разговор книгопродавца с поэтом" демонстрирует столкновение "презренной пользы" и вдохновения", "Поэт и толпа" - поединок высоты и низости".
В теме любви нарастание трагизма и потребности гармонии заметно в хронологическом ряду стихотворений "Желание славы" (1825), "Талисман"(1827) , "Не пой, красавица, при мне..." (1828), "Что в имени тебе моем..."(1830). Вопросы на сферы восприятия, данные в учебнике, и сопоставление музыкальных интерпретаций помогут организовать беседу в классе.
Встреча А. С. Пушкина, М. И. Глинки и А. С. Грибоедова в мае 1828 года в Петербурге. Мелодия грузинской народной песни, привезенная Грибоедовым с Кавказа, вдохновившая Пушкина на создание романса. Чтение «Записок» Глинки об этом эпизоде. А. Оленина и М. Раевская как прообразы героинь стихотворения. Работа Пушкина над стихотворением. Обсуждение в классе причин исключения из окончательного текста второй строфы черновика и замены слова волшебница на слово красавица. Смысл стихотворения, посвященного музыке как глубинной памяти души. Мысль, высказанная в «Каменном госте »: « Из наслаждений жизни / Одной любви музыка уступает, / Но и любовь — мелодия».