Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к учебнику «Литература. 10 класс» (стр. 6 из 15)

Обсуждение вопросов:

«Почему стихотворение начинается и заканчивается призы­вом: „Не пой, красавица, при мне / Ты песен Грузии печаль­ной"?», «Отчего напевы названы „жестокими"?», « Как вы представляете себе поющую красавицу и „черты далекой, бед­ной девы"?», «Почему призрак назван „милым, роковым"?», «Почему в пении этот призрак воскресает?». Составление пар­титуры чувств для выразительного чтения стихотворения. Контраст как основа композиции стихотворения. Нарастание драматичности от строфы к строфе и обогащенный новыми чув­ствами возврат к началу в финале. Прослушивание романса Глинки. Размышления над тем, воплощает ли мягкая гармо­ния музыки драматический смысл стихотворения. Литератур­ный текст Пушкина как осложнение простодушного народного напева. Поиски композиторами следующих поколений музыкального аналога пушкинскому стихотворению (48 романсов, среди которых произведения М. А. Балакирева, М. П. Виардо-Гарсиа, А. К. Глазунова, Н. А. Римского-Корсакова). Романс С. В. Рахманинова (1892—1893 г.) — одно из глубочайших прозрений пушкинского смысла в музыке. Восточный колорит и русс кий лиризм романса. Напряжение высоких нот начала и сердечная исповедь мелодии. Значение аккомпанемента ос­новной мелодии в раскрытии горечи и цельности чувства. Му­зыка как свидетельство неиссякаемой гармонии любви. Срав­нение разных исполнений романса Рахманинова (С. Лемешев, 3. Соткилава и др.).

«...Вновь я посетил...» — стихотворение, написанное 26 сентября 1835 года в Михайловском и при жизни Пушкина не печатавшееся. Сообщения учеников о предшествующих приездах Пушкина в Михайловское и оценка роли родового поместья в жизни поэта. Чтение стихотворения разными ак­терами. «Благословение или горечь оказываются основой от­ношения поэта к жизни?» — проблемный вопрос, создающий установку на анализ, который протекает в классе как опреде­ление жанра стихотворения, сравнение его редакций и сопо­ставление партитуры чувств для выразительного чтения. Сти­хотворение — подведение поэтического итога жизни. Многие исследователи определяли его как элегия (А. Слонимский, Б. Городецкий, Н. Степанов), замечая, однако, и жизнеутверж­дающий характер стихотворения (С. Шатилов). Действитель­но, на фоне драматического звучания мысли о смерти в лирике 1835 года в стихотворении «...Вновь я посетил...» — уверен­ное спокойствие ритма и радостное одушевление финала. Тема разрыва с прошлым, отрешения от него в черновиках стихо­творения. Лирическая автобиография черновика — счет по­терям, финал стихотворения, подчеркивающий разрыв эпох жизни, их несхожесть. Чудо спасения от горечи жизни — в черновике достояние исключительной судьбы поэта. В пос­ледней редакции согласие с жизнью и цельность души как возможность каждого человека, который живет по законам природы. Не бесследное исчезновение, а вхождение в жизнь, приобщение к общему ее потоку — закон и природного, и че­ловеческого мира. Благосклонность природы к человеку и «младого» к «старому». Приветный шум сосен и память внука — спасение человека от забвения, новый финал — выраже­ние радости соединения прошлого, настоящего и будущего. Размышления над вопросом «Почему Пушкин, готовя стихо­творение к изданию, озаглавил его „Сосны"?».

«Талисман». А. С. Пушкин и Е. К. Воронцова. Стихотворе­ния, обращенные поэтом возлюбленной («Прозерпина», «Все в жертву памяти твоей...», «Сожженное письмо»). Чтение стихотворения и попытка разрешить проблемный вопрос «В чем волшебство любви?». Обдумывание вопросов: «Какое значе­ние в стихотворении имеет место действия?», «Почему воз­любленная названа волшебницей и почему слово ласкаясь по­вторено? », « От чего не спасает талисман и в чем его „таинственная сила"?», «Почему измену и забвение поэт называет преступлением?». Прослушивание романса в исполнении Н. А. Обуховой и ответ на вопрос: «Какие чувства сменяют друг друга в ходе пения?».

Третий урок. Смысл жизни человека и его путь в бессмертие (обобщаем общие философские позиции Пушкина, проявленные в его лирике).

"Подражание Корану" - вольные переложения мотивов святой книги мусульман. Цикл требует от человека, "дрожащей твари", безусловного подчинения воле творца, благословения его дел, приносящих радость, мужества и скромности, щедрости к обездоленным. Последнее стихотворение - баллада о мгновенности жизни, которую теряет тот, кто отдан покою благополучия. Только неустанный путь воскрешает человека и дарует ему все дорогие для него радости и молодость.

Элегия 1830 года "Безумных лет угасшее веселье..." - попытка преодоления поэтом силы времени и вера в возможность сохранения до конца жизни высших наслаждений человека: мысли, творчества, восхищения красотой, любви.

Особенности пушкинских элегий в преодолении уныния, которое характерно для других поэтов в этом жанре. Путь к освобождению угнетающей поэта мысли о смерти может быть раскрыт в сравнении стихотворений "Брожу ли я вдоль улиц шумных…"(1829), и "…Вновь я посетил…". Прием сравнения редакцией отчетливо обнаруживает авторские намерения.

Теория литературы. Жанр элегии. Финал (кода) в композиции стихотворения.

Внеклассное чтение. Стихотворения А. С. Пушки­на, написанные в Михайловском («Деревня», «Домовому» и др.).

Стихотворения, обращенные к Е. К. Воронцовой.

Литературное творчество. Эссе «Над чем не власт­но время?», «Что сильнее — обстоятельства или чувства?».

Поэма "Медный всадник" – размышление Пушкина о личности и государстве, о свершениях истории и судьбе частного человека. Петр и Евгений как герои-антиподы (мечты одного и другого, отношение к природе и человеку). Групповая работа учеников над вариантами текста поэмы. Контраст – основной принцип композиции произведения. Вступление и эпилог; проблема цены величия государства в сознании Пушкина. Природа и человек в поэме. Петр – основатель города и памятник ему. Два лика памятника и два бунта (стихии и маленького человека) как центральные события двух частей поэмы. Размышления учеников над вопросом: «Каким видят город Петр, Евгений и Пушкин»?" Создание киносценария к эпизодам 'Наводнение", "Бунт Евгения". Дискуссия: «Почему Медный всадник преследует Евгения, а не остается в "неколебимой вышине", как при наводнении?", «Прославляет или обвиняет Пушкин Петра Великого?», «Почему поэма названа «Петербургской повестью»?» «Лик державца полумира» в изображении Фальконе. История работы над памятником, открытым в 1782 году. Стремительность движения и величие как доминанты образа. Размышление учеников о том, зачем была уменьшена скульптором скала постамента, почему ей придана форма волны. Вдохновенное лицо императора, созданное М.Калло. Властность жеста и победная гордость осанки. Размышления учеников о том, чем отличается пушкинский образ от памятника Фальконе.

Теория литературы. Поэма и повесть.

Внеклассное чтение. А.С.Пушкин. "Арап Петра Великого". В.А.Жуковский. "Двенадцать спящих дев".

Литературное творчество. Сочинение «Памятник и стихи, к нему обращенные" (П.Вяземский. "Петербург", А.Мицкевич. "Дзяды"). Сочинение "Зла промчится быстро миг..." (по страницам творчества А.С.Пушкина).

“Борис Годунов” как трагедия народной наивности, безгласия и трагедия совести. Проблемный вопрос: “Как связаны судьба человеческая и судьба народная?”. Диспут: “В чем трагедия царя Бориса?”. Бояре и народ в трагедии. Групповая работа: “Причины успеха Гришки Отрепьева и обреченность самозванца”. Польские и московские сцены в словесных иллюстрациях учеников. Сравнение театральных интерпретаций трагедии в телефильме А.Эфроса и спектакле З.Корогодского (Ленинградский ТЮЗ). Музыкальная драма М.Мусоргского и исполнение роли Годунова Ф.Шаляпиным.

Теория литературы. Понятие о трагедии.

Внеклассное чтение. А.С.Пушкин "Русалка"

Литературное творчество. "Как бы я исполнял роль Бориса Годунова (Григория Отрепьева, Марину Мнишек)?" - сочинение. Рецензия на один из пушкинских спектаклей в драматическом театре. Эссе: "Драма и опера".

М.Ю.Лермонтов.

Лермонтов на Кавказе и в России. Притяжение и отталкивание как чувства, окрашивающие отношение к богу, творчеству, родине, любви.

Стихотворение «И скучно, и грустно...» (1840 год): подбор биографических эпизодов, которые могли бы привести поэта к горьким выводам стихотворения.

«Молитва» 1829 г. («Не обвиняй меня, всесильный...») и «Молитва» 1839 г. («В минуту жизни трудную...»). Творчество как «всесожигающий костер» и как путь приятия мира. «Нет, не тебя так пылко я люблю» (1841 г.) Сравнение со стихотворением 1830 г. «Я видел раз ее в веселом вихре бала». Разность отношения поэта к прошлому чувству в раннем и зрелом стихотворении. Противостояние «красоты блистанья» и «огня угаснувших очей», пылкого порыва и таинства разговора сердец. Сравнение романсов Титова и Шишкина на текст стихотворения Лермонтова.

«Родина» (1841 г.) Характерность для Лермонтова отрицательных конструкций в поэтической фразе. Проступание любви сквозь завесы, «пронзая ночи тень» – «дрожащие огни печальных деревень». Оправдание учениками антипатий и пристрастий поэта, выраженных в стихотворении.

Рассмотрение темы "Поэт и светское общество" на материале лирики Лермонтова помогает ученикам понять причины конфликтности сознания поэта. Сравнение стихотворений "Монолог" (1829) и "Как часто пестрою толпою окружен"(1840) открывает нарастание драматизма конфликта с обществом и энергии протеста поэта. Иронические эпиграммы Лермонтова на этом фоне оказываются сиюминутными шутками.