Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к учебнику «Литература. 10 класс» (стр. 8 из 15)

Важнейшим событием эпохи стал раскол редакции журнала "Современник", получивший зачастую прямо противоположную оценку в письмах и мемуарах современников. Различия в понимании искусства были во многом обусловлены различием во взглядах на будущее России, на цели и задачи ее настоящего. Те же процессы происходили в музыке и живописи: наряду с академической школой живописи организуется артель молодых художников во главе с И.Н.Крамским, положившая начало обществу "передвижников"; наряду с Петербургской консерваторией организуется сообщество композиторов "Могучая кучка". Споры о назначении искусства между революционерами-демократами и либерально настроенными писателями и сторонниками "чистого искусства", помимо эстетического, приобретали социально-политическое значение. Песни М.П.Мусоргского на стихи Н.А.Некрасова и увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта" и романсы П.И.Чайковского — яркий пример различного понимания природы искусства в музыке. Составление учащимися синхронической историко-культурной таблицы. Диспут о назначении искусства с привлечением литературно-критического материала и аппеляцией к собственным впечатлениям учащихся.

"Что делать?" — главнейший вопрос эпохи 60-х гг. С одной стороны, Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой видят залог социального прогресса в нравственном совершенствовании, а с другой — Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев утверждают необходимость социальных преобразований. Сопоставительный анализ учащимися взглядов Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева на основе литературно-критического материала, мемуаристики и дневников.

Картина Н.Н.Ге "Тайная вечеря" характеризовала драму героя времени, перекликаясь с картиной А.Иванова. В картине Н.Н.Ге и стихотворении Н.А.Некрасова "Душно! Без счастья и воли..." нашло выражение психологическое и социально-историческое самочувствие личности в 60-е годы. Итогом трагических размышлений эпохи о судьбе народа и России явилась опера М.П.Мусоргского "Борис Годунов" ("Сцена под Кромами" — оценка народа и народного бунта).

Итоговое сочинение учащихся на тему: "Как я представляю себе судьбу героя времени 50-60-х годов".

Выбор пути. Обзор литературы 70-х—90-х годов.

70-е годы, когда после отмены крепостного права, по словам Л.Н.Толстого, "все переворотилось", время брожения и поисков, разочарований и надежд, время выбора пути движения общества.

Картина И.Н.Крамского "Христос в пустыне" (1872 г.), где в отвлеченной форме библейского сюжета передается настроение сомнения и необходимости жертвы во имя людей, характерные для эпохи "хождения в народ". Анализ картины в сопоставлении с духовными документами эпохи (письма, мемуары), собранными учениками.

Поэзия Фета и Некрасова, "Новь" Тургенева, "Анна Каренина" Л.Толстого как наиболее отчетливое выражение трагизма времени, которое требует движения вперед и разрушает цельность человека, гармонию его души.

"Безвременье" 80-х годов, символически проступающее в Шестой симфонии Чайковского, портрете Победоносцева работы В.Серова, статуе Александра III, изваянной П.Трубецким. (Сочинение-миниатюры учеников об этих произведениях искусства).

Вступление к поэме А.Блока “Возмездие” как точная характеристика эпохи 80-х гг. Русская литература в сопротивлении мертвому оцепенению. Отчаяние и страстные поиски выхода. Сарказм сказок Салтыкова-Щедрина, тоскливый плач Надсона, тревожные призывы Гаршина, чуткая совесть Глеба Успенского, заразительный смех Чехова над нелепостью жизни — диапазон реакций русской литературы на эту эпоху. Сопоставление учениками фрагментов произведений писателей с выделением основного мотива — отношение к времени.

90-е годы XIX в. — возрождение надежд, романтическое предощущение перемен. Музыка Рахманинова и Скрябина. Поиски Чеховым цельности и осмысленности жизни, Короленко — человечности, Горьким — праздника и подвига. Нарастание света и иронии в полотнах Левитана и Серова. Сопоставительный анализ музыкальных, живописных и поэтических произведений времени учениками.

Литературное творчество. Сочинение “Эпоха отчаяния (80-е гг.) и надежд (90-е гг.) в русском искусстве”.

А.Н. Островский. "Гроза", "Бесприданница".

А.Н.Островский как художник купеческого Замоскворечья. Появление Островского в период расцвета дворянской культуры с устойчивыми традициями. Поиски Островским самобытности русской национальной литературы в связи с воззрениями славянофилов и последующим философским осмыслением своеобразного развития русской истории (Владимир Соловьев). Выбор жанра драмы как способа наиболее живого воздействия на широкий круг современников. Особенности драмы как вида искусства.

Предварительное задание к уроку по пьесе "Гроза": журналист приезжает в город Калинов и, познакомившись с жизнью города и его обитателями, пишет очерк. Фон, на котором происходит драма семьи Кабановых. Развитие драмы Катерины (чтение сцен по выбору учеников). Развитие действия, где каждая сцена имеет свой "малый" конфликт, переходящий в общую коллизию пьесы. Комментарии учеников как режиссеров к исполнению роли Катерины. Выбор учениками фразы, сцены для характеристики Катерины. Близость образа Катерины современному театру. Рассказ-доклад об исполнении роли Катерины различными актрисами (Стрепетова, Ермолова, Никулина-Косицкая) с подготовленным чтением сцен из пьесы. Семья Кабановых. Понятие семьи: каковы должны быть отношения в семье в представлении учеников – и семья Кабановых. Отсутствие любви в доме, где все держится лишь на старозаветных традициях и чувстве долга. Кабанова как глава семьи, семейного клана. Ее требования к детям и невестке. Отношения поколений в пьесе. Отбор сцен, эпизодов, связанных с потребностью человека мечтать, любить, творить. Конфликт серости, самодурства, невежества с неумирающей потребностью мыслить и чувствовать. Судьба Кулигина. Провинциальный город в России. Оборотная сторона потребности людей к познанию мира при отсутствии знаний – бытовая мифология.

Творческая работа по теме: "Имеет ли смысл изобретать вечный двигатель?". Творческая работа: встреча Островского с труппой актеров Малого театра для представления пьесы, ее героев. Основная мысль пьесы и представление каждого из героев характерной для него репликой.

"Бесприданница". Катерина Кабанова и Лариса Огудалова. Возрастающее влияние городской культуры на женские образы этой пьесы (выборочное чтение учителя). «Бесприданница» – фактически городская, мещанская драма. Сопоставление ключевых слов Катерины и Ларисы. Сравнение двух культур. Отражение движения времени в пьесе "Бесприданница". Карандышев – агрессия маленького человека. Карандышев и Башмачкин. Паратов – воплощение потребности в воле, свободе и действиях. Размышления учеников о том, почему Лариса любит именно Паратова. Рецензирование фильма Э.Рязанова "Жестокий романс".

А.Н.Островский в русской критике. Тезисы статей, подготовленные учениками по группам: Ап.Григорьев. "Русская изящная литература в 1852 г."; Н.Добролюбов. "Луч света в темном царстве"; Д.Писарев. "Мотивы русской драмы". Восприятие театра Островского современными писателями.

Теория литературы. Спектакль и экранизация как формы художественного прочтения пьесы.

Внеклассное чтение. А.Володин. «Старшая сестра».

Литературное творчество. Критическая статья по любой прочитанной пьесе А.Н.Островского с использованием законов публицистического жанра. Критическая статья "Мир Островского на сцене и на экране". Очерк журналиста, побывавшего в городе Калинове или Бряхимове.

Сочинения: "Монолог Катерины с ключом и "партитура чувств" для его выразительного прочтения", "Как бы я поставил(а) сцену свидания Катерины с Борисом", "Почему неизбежен конфликт между Катериной и Кабановой?", "Размышления о жанровой природе "Грозы": драма или трагедия?", "Чем вызвана гроза над городом Калиновым?", «В чем своеобразие конфликта пьесы "Гроза"?», "Роль Катерины в интерпретации Стрепетовой (Никулиной-Косицкой, Ермоловой и др.) ", "Лариса Огудалова и ее поклонники". «"Бесприданница" в киноверсии Э.Рязаиова».

И.А.Гончаров. "Обыкновенная история", "Фрегат Паллада" (фрагменты), "Обломов", "Обрыв" (обзор).

Детство Гончарова, юношеские устремления, влияние пушкинского слова на становление личности писателя. Обсуждение вопросов: "Почему, находясь в революционно-демократической среде, Гончаров не участвовал в политической жизни своего поколения? Выбор чиновничьей карьеры: случайность или закономерность?"

Первый роман Гончарова "Обыкновенная история" как стремление «осветить все глубины жизни, объяснить ее скрытые стороны». Типы характеров и проблема поколений в изображении Гончарова. Борьба "нового" и "старого" в романе. Романтические иллюзии в романе и их развенчание автором. Обсуждение правомерности утверждения Гончарова, что "фигура дяди вышла бледнее, чем фигура племянника". Отсутствие прогресса в облике поколений как одна из трагедий русской жизни. Сопоставительный анализ образов романа. Привлекательные и отталкивающие стороны главных героев романа. Размышления учеников над словами Белинского о том, что в эпилоге романа Александр Адуев должен был «заглохнуть в деревенской дичи в апатии и лени». Столкновение романтического и скептического мироощущения в героях романа "Обыкновенная история". Эволюция характера Адуева-младшего и драматизм итогов жизни Адуева - старшего. Автор романа - противник крайностей.