Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к учебнику «Литература. 10 класс» (стр. 1 из 15)

Методические рекомендации к учебнику

«Литература. 10 класс»

под редакцией В.Г.Маранцмана

Москва

«Просвещение»

2004

В.Г.Маранцман

Цели и структура курса литературы в 10 классе.

Модернизации образования в средней школе поставила новые задачи перед курсом литературы в 10 классе. Общие принципы изучения словесного искусства в базовой и профильной школах не исключают своеобразия программ в каждой из них.

Профильная гуманитарная школа отличается от базовой не только большим числом изучаемых произведений и авторов, но и характером анализа литературных явлений. Эстетическая направленность анализа в профильной школе в большей степени акцентирует внимание к структуре художественного текста и предлагает широкий диапазон творческих работ художественного, публицистического и даже исследовательского характера.

Особенностью профильной школы является и расширение диалога русской и зарубежной литературы, постоянное внимание к диалогу разных видов искусства: литературы, музыки, изобразительных искусств, театра, кино.

Cтаршеклассники в возрастном развитии переживают период ранней юности. Исследования по педагогике и психологии под­черкивают, что это — качественно новый период развития чело­века, в котором центральное место занимает проблема взаимоотношений личности и общества. Для литературного развития школьников в это время становятся актуальными проблемы исто­рических и эстетических связей искусства и жизни, причинно-следственное рассмотрение художественных произведений и ли­тературы определенной эпохи. Характерными сторонами чита­тельского восприятия в свою очередь становятся концепционность осмысления текста и внимание к художественной форме произведения при некотором ослаблении способности читателя к эмоциональной и образной конкретизации литературного образа.

Основываясь на сдвигах в литературном развитии школьни­ков, уроки литературы вправе развернуть перед учениками кар­тину литературного процесса в его историческом движении, сме­не литературных направлений, эволюции художественных мето­дов. Для учеников становятся доступными систематизация многих фактов, усвоенных в предшествующих классах, целост­ное представление об историко-литературном процессе и творче­ском пути отдельных писателей.

Невозможно осознать своеобразие национальной культуры вне сопоставления русской и мировой литературы, тем более что необходимо представить основные вехи развития литературы в ее лучших образцах (фольклор, античность, средневековье, Воз­рождение, Просвещение и т. д.).

История ли­тературы в школьном варианте предстает в основных своих про­явлениях и не охватывает всей многослойности литературного процесса. Многие имена писателей уже знакомы ученикам, и полезно обратиться к тем явлениям, которые остались живыми в памяти поколений. В школе надо наметить контуры литера­турного процесса, чтобы в сознании учеников сложилась целост­ная картина развития искусства слова. Сегодня это особенно не­обходимо, так как только системное мышление поможет школь­никам «в просвещении стать с веком наравне». В курсе лите­ратуры старших классов сохраняются те литературные явления, которые стали поворотными в литературном процессе и перешаг­нули границы своего времени, оставшись доступными и содер­жательными для читателей следующих поколений.

Особенностью литературы этого периода является ее раз­витие в рамках одного художественного метода — реализма, и различия в творчестве писателей во многом зависят от их общественной позиции. В связи с этим представляется важ­ным (прослеживая творческий путь писателя, эволюцию ху­дожественных принципов, нравственные и философские ис­кания) выявить, как несходно они отражают основные идеи и проблемы эпохи. Образ времени создается при соотнесен­ности творчества писателей, по-разному оценивающих пути развития России и общества (Л. Толстой, Ф. Достоевский, Н. Чернышевский, Н. Некрасов), представляющих героя вре­мени (И. Тургенев, Н. Чернышевский) и идеал человека (Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Лесков, Н. Чернышевский, Н. Некрасов).

Возникающие в рамках одного художественного метода ва­риации и эволюция жанров также обусловлены различием по­зиций, занимаемых писателями, поэтому при изучении творче­ства каждого из них важно показать индивидуальность вопло­щения идей в произведении, многообразие стилей и способов художественного мышления («тайная психология» И. Тургене­ва, полифонизм Ф. Достоевского, «диалектика души» Л. Толстого, пушкинская сдержанность А. Чехова и т. д.).

Главной задачей курса литературы 10-го класса является изучение творческого пути писателя как развитие его личности и реакции на историческое и эстетическое движение эпохи.

Курс охватывает наиболее прославленный период русской литературы — XIX век. Начальные обзоры имеют целью показать нравственное и эстетическое своеобразие русской литературы, дать представление о сложности и необходимости перехода литературы от романтизма к реализму.

Для конкретной характеристики этого процесса рассматриваются произведения Гофмана, Мериме, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, причем в профильной школе шире состав изучаемых произведений и сложнее задачи их анализа.

Изучая творчество Пушкина в базовой школе, мы сосредоточены на произведениях лирики, которые философски осмысливают темы свободы и закона в жизни общества, поэзии и любви, смысла человеческой жизни и пути в бессмертие. Работа над поэмой «Медный всадник» подводит итог этим размышлениям. В профильной школе к этому прибавляется изучение трагедии «Борис Годунов» и осмысление художественных интерпретаций лирики, поэмы «Медный всадник» и трагедии «Борис Годунов». Тема «Поэт и светское общество в лирике Лермонтова» целиком представлена в учебнике 10 класса, как и тема любви и одиночества. Некоторые стихотворения Лермонтова и поэма «Демон», изучаемая лишь в программе профильной школы, рассмотрена в учебнике для 9 класса («Просвещение»). Там же помещен и анализ повести Н.В.Гоголя «Портрет».

В 10-ом классе исторический материал более локализован, чем в 9-ом, что позволяет углубить анализ литератур­ного произведения и сделать акцент на взаимодействии писа­телей в литературном процессе, своеобразии мироощущения и художественного метода каждого из них. Выявлению на­ционального своеобразия русской литературы служит и сопо­ставление ее с зарубежной литературой, чье влияние было бы особо значимо для русской литературы этого периода (П.Мериме, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, А.Рембо). Курс литературы призван актуализировать в сознании школьников тот пласт русской культуры, который стал особо значимой страницей мирового искусства. Этой актуализации могут способствовать следующие направления работы.

1. Выделение общих проблем, эстетическое и социальное значение которых остро ощущается нашим временем (поэзия |и философия, литература и критика, герой времени и пути |развития общества, интеллигенция и народ, роль личности в истории и т. д.).

2. Сочетание монографических тем с историческими и эстетическими обзорами, обнаруживающими перспективы раз­вития общества и искусства. Гоголевский период русской литературы (40—50-е гг. XIX в.). Герой времени (50—60-е гг. ХIХ в.). Выбор пути (70—90-е гг. XIX в.). Эти обзоры помещены в учебнике «Сквозь даль времен» («Спецлит-Астрель»).

Теоретико-литературное образование учащихся стимулируется накоплением впечатлений в монографических темах и осознанием общих перспектив развития словесного искус­ства в обзорах, позволяющих выяснить, как эстетический за­кон преломляется художественной индивидуальностью писа­теля.

Сюжетную основу исторических обзоров можно предста­вить как историю центральных русских журналов «Современ­ник» и «Отечественные записки», поскольку почти все писа­тели, изучаемые в курсе литературы 10-го класса, были не просто хорошо знакомы, но связаны очень личными, порой противоречивыми и драматичными отношениями. Развитие этих отношений, споры, сближение и расхождение этих лю­дей во многом определили литературное творчество, само раз­витие русской литературы второй половины XIX века.

Этот мотив отношений, притяжений и отталкиваний мо­жет пройти через отдельные темы и зазвучать в полную мощь в обзорах (смерть Гоголя, основание журнала «Современник», раскол «Современника», открытие памятника Пушкину в 1880 г.)

Обзор «Поэзия и философия», подводя ито­ги изучению литературы первой трети XIX века, ставит проблемы, особенно значимые для русской литературы 40-90-х гг. XIX в.: искусство и политика, поэт и гражданин.

Решение этих проблем прослеживается на всем протяже­нии курса.

Связи и противостояния эпох и литератур­ных направлений раскрываются не только в обзорах, которых в 10-м классе неизбежно много, но и в конкретном анализе произ­ведений двух-трех авторов, характерных для каждого периода. Возможность такого обозрения пластов литературы обеспечива­ется знакомством учеников со многими писателями в предшествующих классах. Сопряжение эпох развития литературы в курсе старших классов поддерживается и принципом организации внеклассного чтения, которое во все большей степени становится самостоятельным, но предлагает ученикам сравнивать древние пласты литературы и произведения XX в.

Предлагаемая в программе организа­ция материала позволяет видеть перспективу развития литературы, в которую каждое поколение писателей вносит свой вклад.