Рекомендуется подробно проследить, как в чеховских рассказах рубежа 1890—1900-х годов («Дом с мезонином», «Крыжовник», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Невеста» и др.), в разной огласовке и с различной мерой откровенности, звучит тема расставания с «футлярным» прошлым и «прорыва» к прекрасному, открытому, чистому и совершенному будущему или, по крайней мере, интуитивного предчувствия его.
В философском, а не только в историко-социальном плане следует рассматривать и саму чеховскую идею будущего. Примечательно, что в рассказе «Невеста» будущее, в которое почти на глазах читателя уходит главная его героиня Надя, никак не описывается, — и, как можно предположить, потому, что оно не является категорией исторической: будущее тут просто символ некоего неведомого существования, образ извечной человеческой мечты о счастье.
Имело бы смысл также проследить, как по-разному описывается и характеризуется будущее в пьесе «Три сестры» (в монологах Вершинина и Тузенбаха и финальных монологах трех сестер). Не следует забывать и о том, что вера в прекрасное будущее одних героев пьесы неизменно опровергается и высмеивается другими. Образ прекрасного будущего в пьесе «Три сестры» такой же проблематический и неоднозначный, как и в рассказе «Невеста».
Чехов-драматург («Вишневый сад»).
При оценке чеховской драматургии следует учитывать, что в настоящее время Чехов — едва ли не самый популярный классический драматург во всем мире. В одной только России на сегодняшний момент количество постановок чеховских пьес исчисляется не десятками, а сотнями. Причем наибольшей любовью у режиссеров пользуются пьесы «Чайка» и «Три сестры», несколько меньшей — «Вишневый сад» и «Дядя Ваня». Между тем среди современников Чехова мнения относительно драматургии писателя существенно расходились. Чехову чаще всего ставили в упрек «несценичность» его пьес — отсутствие в них интриги, напряженного действия. Среди известных русских литераторов, отрицательно отзывавшихся о пьесах Чехова, могут быть названы: Л. Н. Толстой,
И. А. Бунин (любопытно, что оба в высшей степени ценили Чехова-прозаика), А. А. Ахматова.
Чеховская драматургия действительно чрезвычайно своеобразна, что особенно видно при сопоставлении чеховских пьес с произведениями других русских драматургов. Характернейшая особенность чеховских пьес — смешение в них комического, трагического и собственно драматического моментов. Целесообразно в толковых словарях или Словаре литературоведческих терминов найти определения «классической комедии», «классической трагедии» и «классической драмы», с тем чтобы выявить элементы этих жанров в чеховской драматургии.
Не следует преувеличивать, но не следует и преуменьшать символическое начало в пьесах Чехова. Чехов — не символист. Но элементы символистского видения мира у него отчасти присутствуют. Чехова-драматурга можно считать как предсимволистом (так на него смотрел русский символист Андрей Белый), так и реалистом, использующим символическую образность. Так, безусловно символичны у Чехова образ Чайки из одноименной пьесы; образ Москвы и «образ» Будущего из пьесы «Три сестры»; образ Сада и опять-таки «образ» Будущего из пьесы «Вишневый сад». Говоря о символике чеховских пьес, необходимо опираться на то или иное определение символа как эстетической категории, которое можно найти в соответствующих словарях. Также небесполезным будет знакомство с книгами отечественных литературоведов и искусствоведов, посвященных чеховской драматургии. Из них в первую очередь следует назвать книгу З. С. Паперного ««Вопреки всем правилам...» (Пьесы и водевили Чехова)» (М., 1982) и книгу Э. А. Полоцкой ««Вишневый сад»: Жизнь во времени» (М., 2003).
«Студент».
Рассказ «Студент» прежде всего может быть рассмотрен как пример чеховского «художественного лаконизма» — умения в произведении малого объема затронуть и философски тонко и глубоко осветить сложнейшие проблемы человеческого существования (в этой связи нелишне упомянуть известный чеховский афоризм: «Краткость — сестра таланта»). Одна из главных тем рассказа — тема веры и безверия. Хотя вера в рассказе представлена как вера христианская, произведение неправильно было бы толковать исключительно в религиозном ключе. Вера студента, которую он теряет в начале рассказа и вновь обретает в финале, — это не только в вера в Бога, но и вера в культурный прогресс человечества, которую человек не имеет права предать, и вера в важность и ценность творческого усилия (творчеством студента можно считать его поэтический рассказ у костра), вообще — вера в смысл жизни. Имеет смысл также придать значение словечку «по-видимому», появляющемуся в заключительном внутреннем монологе героя и по-чеховски мягко указывающему на те колоссальные сложности, с которыми на жизненном пути предстоит столкнуться всякому, в том числе и обретшему веру человеку.
* * *
В целом с учетом авторских рекомендаций и вариативного планирования, которое поможет учителю организовать уроки по учебнику литературы для 10 класса под редакцией В. И. Коровина в связи с новым минимумом, в дополнение к привычным урокам в профильных гуманитарных школах и классах целесообразно организовать уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки-диалоги, концерты и т. д. Подобные занятия станут результатом углубленного изучения литературы в 10 классе. Важно также помочь школьникам в привлечении критической и мемуарной литературы, чтобы повысить их интерес к истории, культуре, литературе XIX века, к жизни и творчеству каждого писателя этой великой эпохи.
Планирование
10 класс — 102 часа (базовый уровень)
№ | Вид урока | Тема урока Основное содержание | |
1. | Лекция. Тестирование | I полугодие Введение. Общая характеристика русской литературы | |
2. | Лекция | А. С. Пушкин: личность и судьба. Страницы жизни и творчества. | |
3. | Практикум | Романтическая лирика А. С. Пушкина периода южной ссылки (с повторением ранее изученного). Анализ стихотворений «Погасло дневное светило...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»). | |
4. | Практикум | Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (с повторение ранее изученного). Анализ стихотворения «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной...») | |
5. | Практикум | Проблема свободы и рабства в лирике А. С. Пушкина. Анализ стихотворений «Свободы сеятель пустынный...», «Из Пиндемонти». | |
6–7. | Практикум | Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти. Анализ стихотворений «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «.. .Вновь я посетил...», «Отцы пустынники и жены непорочны...». Домашнее сочинение по лирике Пушкина. | |
8–9. | Беседа | А. С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин» (обзор с обобщением ранее изученного): проблемы и герои романа, образ автора, пушкинская эпоха в романе, оценки романа в критике. | |
10. | Лекция с элементами беседы | Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. | |
11. | Беседа | Тема маленького человека в поэме «Медный всадник». | |
12. | Беседа | Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России. | |
13–14. | Письменная работа | Классное сочинение по творчеству А. С. Пушкина. | |
№ | Вид урока | Тема урока Основное содержание | |
15. | Лекция с элементами беседы | М. Ю. Лермонтов. Личность, судьба, эпоха. Страницы жизни и творчества (с обобщением ранее изученного). | |
16. | Беседа. Практикум | Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). Анализ стихотворения «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»). | |
17. | Практикум | Стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен...» как выражение мироощущения поэта. | |
18. | Практикум | Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана... »). | |
19. | Беседа. Практикум | Философские мотивы лирики М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу...». | |
20. | Урок внеклассного чтения | Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. Домашнее сочинение по лирике М. Ю. Лермонтова. | |
21–22. | Беседа | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (обзор с обобщением ранее изученного). Проблемы и герои романа, особенности жанра и композиции, автор и рассказчик. | |
23. | Урок внеклассного чтения | Конфликт героя со светским обществом в драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад». | |
24–25. | Письменная работа | Классное сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова. | |
26. | Лекция с элементами беседы | Н. В. Гоголь. Личность и судьба писателя. Страницы жизни и творчества (с обобщением ранее изученного). | |
27–28. | Беседа | Н. В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» (обзор с обобщением ранее изученного). Проблемы и герои «Мертвых душ». Особенности жанра и композиции поэмы. Эволюция образа автора. | |
29. | Семинар | «Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях». | |
30. | Практикум | Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода. | |
31. | Беседа | Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект». | |
№ | Вид урока | Тема урока Основное содержание | |
32. | Урок внеклассного чтения | Драматургия Н. В. Гоголя (с обобщением ранее изученного). Комедия «Женитьба» и ее смысл. | |
33–34. | Письменная работа | Классное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя. | |
35. | Лекция с элементами беседы | А. Н. Островский. Личность и судьба драматурга. | |
36. | Практикум | История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев в драме «Гроза». | |
37. | Беседа | Город Калинов и его обитатели. | |
38. | Практикум | Протест Катерины против «темного царства». | |
39. | Беседа | Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Домашнее сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза». | |
40. | Лекция с элементами беседы | И. А. Гончаров. Очерк жизни и творчества. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» – «Обломов» — «Обрыв». Особенности композиции романа. | |
41. | Беседа | Обломов — «коренной народный наш тип». «Что такое обломовщина?» «Обломов» в русской критике. | |
42. | Семинар | «Обломов» как роман о любви. | |
43. | Урок внеклассного чтения | Очерки «Фрегат «Паллада» (обзор). | |
44. | Лекция | И. С. Тургенев. Личность и судьба писателя (с обобщением ранее изученного). | |
45. | Беседа | И. С. Тургенев — создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети». | |
46. | Беседа | Базаров — герой своего времени. | |
47. | Беседа | «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети». | |
48. | Беседа | Любовь в романе «Отцы и дети». | |
49. | Письменная работа | Анализ эпизода «Смерть Базарова». | |
50. | Семинар | Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». | |
51–52. | Урок-зачет | Зачетная работа за первое полугодие. | |
№ | Тип урока | Тема урока Основное содержание | |
53. | Лекция с элементами беседы | II полугодие Страницы жизни Ф. И. Тютчева. Философия природы в его лирике. Анализ стихотворений «Не то,что мните вы, природа...», «Silentium!» | |
54. | Практикум | Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Анализ стихотворений «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»). | |
55. | Беседа | Тема России в лирике Ф. И. Тютчева. Анализ стихотворений «Умом Россию не понять...», «Нам не дано предугадать...», «Цицерон». | |
56. | Лекция с элементами беседы | Страницы жизни А. А. Фета. Стихи о любви. Анализ стихотворений «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...». | |
57. | Беседа | Философия природы в лирике А. А. Фета. Анализ стихотворений «Это утро, радость эта...», «Еще майская ночь...». Домашнее сочинение по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. | |
58. | Лекция с элементами беседы | А. К. Толстой. Судьба и творчество. Любовная лирика поэта. Анализ стихотворений «Средь шумного бала, случайно...», «Острою секирой ранена береза...». Романсы на стихи А. К. Толстого. | |
59. | Беседа | Фольклорные и сатирические мотивы в творчестве А. К. Толстого. | |
60. | Лекция | Личность и судьба Н. А. Некрасова (с обобщением ранее изученного). | |
61. | Практикум | Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Анализ стихотворений «Поэт и гражданин», «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом...», «О Муза! я у двери гроба...». | |
62. | Беседа | Любовная лирика Н. А. Некрасова. Стихотворения панаевского цикла. Анализ стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди...». | |
63. | Лекция с элементами беседы | «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка». | |
64. | Практикум | Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». | |
65. | Беседа | Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Домашнее сочинение по творчеству Н. А. Некрасова. | |
№ | Тип урока | Тема урока Основное содержание | |
66. | Лекция с элементами беседы | Н. С. Лесков. Страницы биографии и обзор творчества. «Очарованный странник». Внешняя и духовная биография Ивана Флягина. | |
67. | Практикум | Поэтика названия сказа «Очарованный странник». Особенности жанра. | |
68. | Лекция с элементами беседы | Личность и творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина. Проблематика и поэтика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. | |
69–70. | Уроки внеклассного чтения | Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников. | |
71. | Лекция с элементами беседы | Личность и судьба Ф. М. Достоевского. | |
72. | Семинар | Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского. | |
73. | Беседа | История создания романа «Преступление и наказание». «Униженные и оскорбленные» в романе «Преступление и наказание». | |
74. | Беседа | Теория Раскольникова. Истоки его бунта. | |
75. | Беседа | «Двойники» Раскольникова. | |
76. | Беседа | Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе. Домашнее сочинение по роману «Преступление и наказание». | |
77. | Лекция с элементами беседы | Личность и творческий путь Л. Н. Толстого. | |
78. | Урок внеклассного чтения | Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого. | |
79. | Лекция с элементами беседы | История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. | |
80–81. | Беседа | Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. | |
82. | Практикум | Женские образы в романе «Война и мир». | |
83. | Беседа | Семья Ростовых и семья Болконских. | |
№ | Тип урока | Тема урока Основное содержание | |
84. | Беседа | Тема народа в романе «Война и мир». | |
85. | Практикум | Кутузов и Наполеон. | |
86. | Семинар | Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». | |
87–88. | Письменная работа | Классное сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир». | |
89. | Семинар | Личность и судьба А. П. Чехова. Особенности рассказов начала 80-х годов. | |
90. | Беседа. Практикум | Проблематика и поэтика рассказов А. П. Чехова 90-х годов. Анализ рассказа «Дама с собачкой». | |
91. | Лекция с элементами беседы | «Маленькая трилогия» и ее место в творчестве А. П. Чехова. Анализ рассказа «Человек в футляре». | |
92–93. | Практикум | Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». | |
94. | Беседа | Рассказ «Студент» в творческой биографии А. П. Чехова. | |
95. | Практикум | Особенности драматургии А. П. Чехова. | |
96–97. | Беседа. Практикум | «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда. | |
98. | Беседа | Символ сада в комедии «Вишневый сад». Домашнее сочинение. | |
99. | Урок-зачет | Зачетная работа за второе полугодие. | |
100–101. | Уроки внеклассного чтения | Вечные вопросы зарубежной литературы. (На примере 1–2 произведений.) | |
102. | Беседа | Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века. |
10 класс — 170 часов (профильный уровень)