№ | Тип урока | Тема урока Основное содержание | ||
1–2. | Лекция. Тестирование | I полугодие Введение. Общая характеристика русской литературы XIX века. Выявление уровня литературного развития учащихся. | ||
3. | Лекция с элементами беседы | Личность и судьба Г. Р. Державина. Темы и мотивы его творчества. | ||
4. | Беседа | Традиции и новаторство в творчестве Г. Р. Державина. | ||
5. | Лекция с элементами беседы | Личность и судьба В. А. Жуковского. Основные этапы творческого пути. | ||
6. | Практикум | Обучение анализу лирического текста (на материале стихов В. А. Жуковского). | ||
7. | Лекция с элементами беседы | К. Н. Батюшков: страницы жизни и творчества. Анакреонтические мотивы в лирике К. Н. Батюшкова. | ||
8. | Беседа | Философские элегии К. Н. Батюшкова. | ||
9–10. | Семинар | Художественный мир русской романической поэзии. Подготовка к домашнему сочинению по лирике поэтов пушкинской поры. | ||
11. | Лекция | А. С. Пушкин: личность, судьба, этапы творческого пути. | ||
12. | Практикум | Романтическая лирика А. С. Пушкина периода южной ссылки (с повторением ранее изученного). Анализ стихотворений «Погасло дневное светило...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»). | ||
13. | Урок внеклассного чтения | Адресаты любовных посланий А. С. Пушкина. | ||
14. | Практикум | Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (с повторением ранее изученного). Анализ стихотворений «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной...») | ||
15. | Практикум | Проблема свободы и рабства в лирике А. С. Пушкина. Анализ стихотворений «Свободы сеятель пустынный...», «Из Пиндемонти». | ||
№ | Тип урока | Тема урока Основное содержание | ||
16–17. | Практикум | Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти. Анализ стихотворений «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «…Вновь я посетил...», «Отцы пустынники и жены непорочны...». Практикум по анализу одного стихотворения. | ||
18–19. | Урок внеклассного чтения | Тема дороги в лирике А. С. Пушкина. Подготовка к домашнему сочинению по лирике А. С. Пушкина. | ||
20–21. | Семинар | А. С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин» как динамическая художественная система (обзор с обобщением ранее изученного): эволюция замысла и его художественного воплощения. Проблемы и герои романа, образ автора, пушкинская эпоха в романе, оценки романа в критике. | ||
22. | Практикум | Современные комментарии к роману «Евгений Онегин»: Н. Л. Бродский, В. В. Набоков, Ю. М. Лотман. Практикум по составлению историко-культурного комментария. | ||
23. | Лекция с элементами беседы | Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. | ||
24. | Беседа | Тема маленького человека в поэме «Медный всадник». | ||
25. | Беседа | Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России. | ||
26–27. | Урок внеклассного чтения | «Борис Годунов» А. С. Пушкина как историческая драма. | ||
28–29. | Письменная работа | Классное сочинение по творчеству А. С Пушкина. | ||
30. | Лекция с элементами беседы | М. Ю. Лермонтов. Личность, судьба, эпоха. Страницы жизни и творчества (с обобщением ранее изученного). | ||
31. | Беседа. Практикум | Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). Анализ стихотворения «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»). | ||
32. | Практикум | Стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен...» как выражение мироощущения поэта. | ||
33. | Практикум | Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»). | ||
№ | Вид урока | Тема урока Основное содержание | ||
34. | Беседа. Практикум | Философские мотивы лирики М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного) Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу..». | ||
35. | Урок внеклассного чтения | Адресаты любовной лирики М. Ю Лермонтова. | ||
36–37. | Семинар. Практикум | Основные темы и мотивы лирики М Ю. Лермонтова. Подготовка к домашнему сочинению по анализу одного стихотворения. | ||
38. | Лекция с элементами беседы | М. Ю Лермонтов «Демон» – замысел, особенности сюжета и композиции. Герои поэмы. | ||
39. | Беседа. Практикум | Проблематика и поэтика поэмы «Демон». Анализ эпизода из поэмы | ||
40–41. | Семинар | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (обзор с обобщением ранее изученного). Проблемы и герои романа, особенности жанра и композиции, автор и рассказчик. Трактовки романа в современном лермонтоведении. | ||
42–43. | Письменная работа | Классное сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова. | ||
44. | Лекция с элементами беседы | Н. В. Гоголь. Личность и судьба писателя. Страницы жизни и творчества (с обобщением ранее изученного). | ||
45–46. | Семинар | Н. В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» (обзор с обобщением ранее изученного). Проблемы и герои «Мертвых душ». Особенности жанра и композиции поэмы. Эволюция образа автора. | ||
47. | Урок внеклассного чтения | Драматургия Н. В. Гоголя (с обобщением ранее изученного). Комедия «Женитьба» и ее смысл. | ||
48. | Лекция с элементами беседы | «Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). | ||
49. | Беседа | Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях». | ||
50. | Практикум | Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода. | ||
51. | Беседа | Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект». | ||
52–53. | Урок внеклассного чтения | «Выбранные места из переписки с друзьями» и их место в творческом пути Н. В. Гоголя. В. Г. Белинский «Письмо к Гоголю». | ||
№ | Тип урока | Тема урока Основное содержание | ||
54. | Семинар | «Натуральная школа» и ее роль в русской реалистической прозе 40–50-х годов. | ||
55–56. | Письменная работа | Классное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя. | ||
57. | Лекция с элементами беседы | А. Н. Островский. Личность и судьба драматурга. | ||
58. | Практикум | История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев в пьесе А. Н. Островского «Гроза». | ||
59. | Беседа | Мы идем по городу Калинову. Образ «темного царства». | ||
60. | Беседа | Протест Катерины против «темного царства». | ||
61. | Практикум | Анализ эпизода драматического произведения. | ||
62–63. | Семинар | Споры вокруг драмы «Гроза». Оценка драмы в статьях Н. А. Добролюбова и А. А. Григорьева. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А. Н. Островского. | ||
64–65. | Урок внеклассного чтения | Любовь в пьесах А. Н. Островского «Гроза», «Снегурочка», «Бесприданница». | ||
66–67. | Беседа | Социальные и нравственно-эстетические проблемы драмы «Лес». | ||
68. | Лекция с элементами беседы | И. А. Гончаров. Страницы жизни и творчества. | ||
69. | Семинар | Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» — «Обломов» — «Обрыв». | ||
70. | Беседа | Обломов — «коренной народный наш тип». «Что такое обломовщина?» | ||
71. | Беседа | «Обломов» как роман о любви. | ||
72–73. | Беседа | Роман «Обломов» в русской критике. Роман в оценке Н. А. Добролюбова и А. В. Дружинина. Подготовка к домашнему сочинению. | ||
74–75 | Уроки внеклассного чтения | Очерки «Фрегат «Паллада» (обзор). | ||
76–77. | Урок-зачет | Зачетная работа за первое полугодие. | ||
№ | Тип урока | Тема урока Основное содержание | ||
78. | Лекция | II полугодие И. С. Тургенев. Личность и судьба писателя. | ||
79. | Беседа | И. С. Тургенев — создатель русского романа. Проблематика и поэтика одного из романов И. С. Тургенева. | ||
80. | Лекция | История создания романа «Отцы и дети». | ||
81. | Беседа | Базаров — герой своего времени. | ||
82–83. | Беседа | «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети». | ||
84–85. | Практикум | Любовь в романе «Отцы и дети». | ||
86. | Практикум | Анализ эпизода «Смерть Базарова». | ||
87–88. | Диспут | Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». | ||
89–90. | Письменная работа | Классное сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети». | ||
91. | Лекция с элементами беседы | Страницы жизни Ф. И. Тютчева. Философия природы в его лирике. Анализ стихотворений «Не то, что мните вы, природа...», «Silentium!», «Природа — сфинкс. И тем она верней...». | ||
92. | Практикум | Политические и историко-философские взгляды Ф. И. Тютчева. Тема России в его творчестве. Анализ стихотворений «Умом Россию не понять...», «Нам не дано предугадать...», «Цицерон». | ||
93. | Практикум | Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Анализ стихотворений «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил вас, – и все былое...». Опыт сопоставительного анализа стихотворений. | ||
94. | Лекция с элементами беседы | Страницы жизни А. А. Фета. Стихи о любви. Анализ стихотворений «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...». | ||
95. | Беседа | Философия природы в лирике А. А. Фета. Анализ стихотворений «Это утро, радость эта...», «Еще майская ночь...». Домашнее сочинение по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. | ||
96–97. | Беседа. Практикум | Сопоставительный анализ стихов Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Особенности поэтического стиля Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Подготовка к домашнему сочинению. | ||
№ | Тип урока | Тема урока Основное содержание | ||
98. | Семинар | Русская романтическая лирика 40–50-х годов. Творчество А. С. Хомякова, А. Н. Майкова, Я. П. Полонского, Л. А. Мея. | ||
99. | Лекция с элементами беседы. | А. К. Толстой. Судьба и творчество. Любовная лирика поэта. Анализ стихотворений «Средь шумного бала, случайно...», «Острою секирой ранена береза...». Романсы на стихи А. К. Толстого. | ||
100. | Беседа | Фольклорные и сатирические мотивы в творчестве А. К. Толстого. | ||
101. | Лекция с элементами беседы | Личность и судьба Н. А. Некрасова. | ||
102. | Беседа. Практикум | Лирика Н. А. Некрасова 40-х годов. Анализ стихотворений «В дороге», «Еду ли ночью...». | ||
103. | Практикум | Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Анализ стихотворений «Поэт и гражданин», «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом...», «О Муза! я у двери гроба...». | ||
104. | Беседа | Любовная лирика Н. А. Некрасова. Стихотворения панаевского цикла. Анализ стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди...». | ||
105. | Лекция с элементами беседы | Н. А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка». | ||
106. | Практикум | Многообразие крестьянских типов в поэме «Кому на Руси жить хорошо». | ||
107. | Беседа | Тема социального и духовного рабства в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Проблемы осмысления Н. А. Некрасовым народного бунта. Образы помещиков и их идейный смысл. | ||
108. | Беседа | Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Гриша Добросклонов. | ||
109–110. | Семинар | Фольклорные традиции и народно-поэтическая стилистика поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Подготовка к домашнему сочинению. |
№ | Тип урока | Тема урока Основное содержание |
111–112. | Лекция с элементами беседы | Н. Г. Чернышевский. «Что делать?» как основной вопрос эпохи. Проблемы и герои романа. |
113. | Лекция с элементами беседы | Н. С. Лесков. Личность и судьба писателя. |
114. | Практикум | «Очарованный странник». Внешняя и духовная биография Ивана Флягина. |
115. | Лекция с элементами беседы | Поэтика названия сказа «Очарованный странник». Особенности жанра и композиции. |
116. | Урок внеклассного чтения | «Две Катерины» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза» и рассказу Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»). |
117. | Лекция с элементами беседы | Страницы жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина. |
118–119. | Семинар | Проблематика и поэтика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. |
120–121. | Беседа. Практикум | Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания жанр и композиция романа. Образы градоначальников. |
122. | Практикум | Особенности стиля М. Е. Салтыкова-Щедрина. Подготовка к домашнему сочинению. |
123. | Лекция с элементами беседы | Ф. М. Достоевский. Личность и судьба писателя. |
124. | Семинар | Петербург Ф. М. Достоевского. |
125–126. | Беседа | История создания романа «Преступление и наказание». «Униженные и оскорбленные» в романе. |
127–128. | Беседа | Теория Раскольникова и истоки его бунта. |
129. | Беседа | «Двойники» Раскольникова. |
130. | Беседа | Значение образа Сони Мармеладовой в романе. |
131. | Беседа | Композиционная роль эпилога в романе «Преступление и наказание». |
№ | Тип урока | Тема урока Основное содержание |
132–133. | Практикум | Мастерство Ф. М. Достоевского в романе «Преступление и наказание». Полифонизм романа. Оценка романа в статье Н. Н. Страхова «Преступление и наказание». Подготовка к домашнему сочинению. |
134–135. | Урок внеклассного чтения | Обзор романа Ф. М. Достоевского «Идиот». Проблемы и герои романа. |
136. | Беседа | Проблемы и стилистика очерка Ф. М. Достоевского «Пушкин». |
137. | Лекция с элементами беседы | Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь писателя. |
138. | Беседа | Правда о войне в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого. |
139. | Лекция с элементами беседы | История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. |
140–141. | Беседа | Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. |
142. | Практикум | Женские образы в романе «Война и мир». |
143. | Беседа | Семья Болконских и семья Ростовых. |
144–145. | Беседа. Практикум | Тема народа в романе «Война и мир». |
146. | Практикум | Кутузов и Наполеон. Сопоставительный анализ образов. |
147. | Семинар | Проблема истинного и ложного в романе «Война и мир». |
148–149. | Практикум | Художественные особенности романа «Война и мир». |
150–151. | Лекция с элементами беседы | Духовные искания Л. Н. Толстого и их отражение в позднем творчестве писателя. Обзор романов «Анна Каренина», «Воскресение», повести «Хаджи-Мурат». |
152–153. | Письменная работа | Классное сочинение по творчеству Л. Н. Толстого. |
154. | Семинар | А. П. Чехов. Личность и судьба писателя. Рассказы начала 80-х годов. |
155. | Беседа. Практикум | Проблемы рассказов А. П. Чехова 90-х годов. Анализ рассказов «Палата № 6», «Студент». |
№ | Тип урока | Тема урока Основное содержание |
156. | Беседа. Практикум | Проблемы рассказов А. П. Чехова 90-х годов. Анализ рассказов «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья». |
157. | Беседа | А. П. Чехов. Проблематика и поэтика цикла рассказов «Маленькая трилогия»: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». |
158. | Практикум | Душевная деградация человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». |
159. | Практикум | Особенности драматургии А. П. Чехова. |
160–161. | Беседа. Практикум | А. П. Чехов. «Вишневый сад»: история создания, жанр, герои. Разрушение дворянского гнезда. |
162. | Беседа | Символ сада в комедии «Вишневый сад». |
163–164 | Урок внеклассного чтения | Проблемы и герои пьесы А. П. Чехова «Три сестры». |
165. | Практикум | Своеобразие чеховского стиля. |
166–167. | Урок-зачет | Зачетная работа за второе полугодие. |
168. | Семинар | Нравственные уроки русской литературы XIX века. |
169–170. | Уроки внеклассного чтения | Вечные вопросы бытия в зарубежной литературе. В. Шекспир, О. де Бальзак, И.-В. Гете. |
Тематика сочинений, рефератов, исследовательских работ