Библейские мотивы в поэтике романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».
Гипербола и гротеск в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Литература
С.А. Макашин. Салтыков-Щедрин на рубеже 1850–1860-х годов. М., 1972.
С.А. Макашин. Салтыков-Щедрин. Середина жизни. 1860–1870-е гг. М., 1978.
С.А. Макашин. Салтыков-Щедрин. Последние годы. 1875–1889. М., 1989.
Д. Николаев. Смех Щедрина. М., 1988.
Д. П. Николаев. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М., 1977.
Д. П. Николаев. «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина. – В кн.: Три шедевра русской классики. М., 1971.
Н.С. Лесков
Тематика сочинений
Смысл странствий Ивана Северьяныча Флягина.
Две Катерины («Гроза» А.Н. Островского и «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лескова).
Русский человек в «Сказе о Левше».
Судьба крепостной актрисы в «Тупейном художнике» Н.С.Лескова.
Изображение самодержавной России в рассказе «Человек на часах».
Тематика рефератов
Н.С. Лесков и Л.Н. Толстой: нравственные и художественные искания.
Книга в жизни Н.С. Лескова.
Своеобразие лесковского сказа.
Тематика исследовательских работ.
Идея «праведничества» в творчестве Н.С. Лескова.
Духовенство в лесковских произведениях.
Жанр «святочного» рассказа в творчестве Н.С. Лескова.
Женские характеры в произведениях Н. С. Лескова.
Литература
Л. Аннинский. Лесковское ожерелье. М., 1986.
И.П. Видуэцкая. Николай Семенович Лесков. М., 2000.
А. А. Горелов. Н. С. Лесков и народная культура. Л., 1988.
Б. С. Дыханова. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н.С. Лескова. М., 1980.
Л. А. Капитанова. Н. С. Лесков в жизни и творчестве. М., 2002.
А. Н. Лесков. Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и памятям: В 2-х книгах. М., 1984.
Н.Н. Старыгина. Лесков в школе. М., 2000.
И.В. Столярова. В поисках идеала: Творчество Н.С. Лескова. Л., 1978.
Е. В. Тюхова. О психологизме Н. С. Лескова. Саратов, 1993.
А. П. Чехов
Тематика сочинений
Студент Иван Великопольский («Студент») и студент Петя Трофимов («Вишневый сад») – два образа молодого героя у Чехова.
Роль и художественная функция фантастического элемента в повести Чехова «Черный монах».
«Футлярный» человек в изображении и оценке Чехова (по рассказам «маленькие трилогии» и/или другим произведениям писателя).
Тема пошлости в рассказе «Ионыч».
Человек в поисках «высших целей бытия» (по рассказу «Дама с собачкой»).
Жизнь и характер Любови Андреевны Раневской.
Тематика рефератов
Религиозные мотивы в рассказах Чехова «Святою ночью», «Студент», «Архиерей».
Поездка Чехова на Сахалин.
Жизнь Чехова в Мелихове.
Русская деревня конца 19 века в изображении Чехова (по повестям «Мужики» и «В овраге»).
Кулыгин («Три сестры») и Беликов («Человек в футляре») – два учителя гимназии.
Тематика исследовательских работ
Комическое и трагическое в творчестве Чехова-юмориста.
Степь Чехова («Степь») и степь Гоголя («Тарас Бульба»).
Психологическая деталь в прозе Чехова (по рассказу «Дом с мезонином»; или «Случай из практики»; или «Дама с собачкой»).
«Пейзаж настроения» в творчестве Чехова (по рассказам «Ионыч», «Дама с собачкой», «Невеста»).
Идея «прекрасного будущего» в прозе («Случай из практики», «Невеста») и/или драматургии («Три сестры», «Вишневый сад») Чехова.
Образы-символы в драматургии Чехова.
Литература
Б. Зингерман. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988.
В. Б. Катаев. Проза Чехова: Проблемы интерпретации. М., 1979.
В.Б. Катаев. Литературные связи Чехова. М., 1989.
З. С. Паперный. «Тайна сия...» Любовь у Чехова. М., 2002.
З. С. Паперный. «Вопреки всем правилам...» Пьесы и водевили Чехова. М., 1982.
А. П. Скафтымов. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.
И. Н. Сухих. Проблемы поэтики А. П. Чехова. Л., 1987.
С. В. Тихомиров. Творчество как исповедь бессознательного. Чехов и другие. М., 2002.
Чеховиана. Чехов и его окружение. М., 1996.
Чеховиана. «Три сестры». 100 лет. М., 2002.
А.П. Чудаков. Поэтика Чехова. М., 1983.
А.П. Чудаков. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. М., 1986.
[1] Наряду с прямым значением слова «пустыня», встречаемым, например, в стихотворении «Три пальмы» («Без пользы в пустыне росли и цвели мы…»), Лермонтов широко употребляет слово «пустыня» в переносных значениях (пустыня как место странствий, край изгнания, безлюдный остров, круг бездушных людей, светское окружение, безлюдье, пустынь, т.е. обитель отшельника-богомольца, удалившегося от мирских сует, психологическая характеристика душевного состояния лирического «я», его безверия и «безочарования»). Почти во всех этих случаях в слове «пустыня» оживляются эмоциональные ореолы. Лермонтов переносит все вторичные, косвенные, эмоциональные значения слова «пустыня» из внешнего мира в мир внутренний, либо прямо описывая сознание лирического героя, либо предельно сближая его с иными персонажами и явлениями.
[2] Топоров В. Н. Петербург и "Петербургский текст русской литературы" (Введение в тему) // Топоров В.Н. Мир. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. – М., 1995.