Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к учебнику В. И. Коровина и др. «Русская литература XIX века» (стр. 4 из 19)

Стихотворение «Сон» – одно из самых загадочных, мистических и совершенных у Лермонтова. Его сразу же назвали сном в квадрате, сном во второй степени. В самом деле: умершему или умирающему воину снится сон (1), в котором он видит «душу младую», тоже погруженную в сон (2), а в этом сне ей снится «знакомый труп». Воин видит себя дважды – и в своем собственном сне, как он лежит в долине Дагестана, и в отраженном сне своей возлюбленной. Композиция стихотворения образует «кольцо», в котором все стягивается к фигуре мертвого воина, к долине Дагестана. Здесь обращает на себя внимание указание на «мертвый сон» («спал я мертвым сном»), на сон «трупа». В стихотворении «Выхожу один я на дорогу...» Лермонтов писал:

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы...

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь...

Смерть («навеки заснуть») выглядит здесь продолжением жизни, ибо силы жизни, силы души никуда не исчезают, а только засыпают, пусть навеки. Их деятельность со смертью не прекращается. Отсюда становится возможным, даже несмотря на физическую смерть, сон и даже обмен снами, которые устремлены друг к другу: сон воина и сон его подруги устремлены друг к другу. И это вносит еще один дополнительный мотив в стихотворение: оба возлюбленных одиноки («лежал один», «Сидела... одна») и трагически разъединены, но их души направлены друг к другу. Взор воина во сне находит его подругу, а взор девы «младой» обращен к «знакомому трупу». Это мистическое («И в грустный сон душа ее младая Бог знает чем была погружена...») общение двух душ пронзительно трагично: они никогда не встретятся и обречены на одиночество хотя бы потому, что он – «труп», лежащий в чужом краю, вдали от «родимой стороны», она же – живая и чужая среди веселых подруг на родине. Между ними лежат не только пространственные, временные, но и непреодолимые сверхчеловеческие преграды – состояния жизни и смерти, которые, однако, по-романтически допускают общение близких и навеки разлученных душ.

Для понимания стихотворения важно то окружение, в котором находятся оба героя: он – один среди природы, обжигаемый палящим солнцем, она – одна «меж юных жен, венчанных цветами», ведущих «веселый разговор». Ему чужда южная природа, и снится «вечерний пир в родимой стороне», ей – тот же пир и «веселый разговор» (Лермонтов воспроизводит ситуацию стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен...»).

Наконец, среди устойчивых и вполне традиционных эпитетов встречается необычное сочетание – «Знакомый труп лежал в долине той...». Что означает выражение «знакомый труп»? «Труп» «знаком» не среди других, незнакомых трупов, не на их фоне, а своей, уже известной и давно напророченной судьбой. «Душа младая» увидела во сне своего возлюбленного, судьба которого была для нее давно угадана и заранее предопределена.

Иван Сергеевич Тургенев

Базовый уровень

Изучение темы "Иван Сергеевич Тургенев" предполагает знакомство учащихся с жизненным и творческим путем писателя и на этом фоне актуализацию отдельных аспектов его биографии, проблем творчества и осмысление таких произведений, как "Записки охотника", "Отцы и дети". В системе уроков по Тургеневу для учителя должен являться приоритетным нравственно-философский аспект художественного мышления писателя, во многом обусловленный его драматическим восприятием окружающего мира и места в нем человека, вытекающим из осознания всемогущества смерти, тщеты земного, равнодушия природы к миру людей. Вместе с тем, отразившееся сполна в произведениях Тургенева содержание современной жизни общества также должно стать предметом обсуждения в классе. Это касается антикрепостнической проблематики "Записок охотника" и отражения общественной борьбы 60-х годов в "Отцах и детях". Материал главы школьного учебника поможет учителю в определении содержательно-аналитических аспектов уроков, в системе планирования работы, в частности, по роману "Отцы и дети". Вместе с тем ряд проблем, обсуждаемых с учащимися (например, формирование антикрепостнических настроений Тургенева, его взаимоотношения с "Современником", полемика вокруг "Отцов и детей"), потребует от учителя обращения к дополнительной литературе.

Что касается проблемы тургеневского романа и позднего творчества писателя, то здесь можно порекомендовать организацию уроков-семинаров, на которых активная роль будет отведена учителю. Первый урок может быть посвящен знакомству учащихся с художественным своеобразием романов Тургенева и с их типологией; второй – обзору последних десятилетий его творческой жизни.

В качестве содержательно-организующей основы системы уроков, посвященных изучению творчества И.С.Тургенева в Х классе профильной школы, нами предлагается осмысление личности самого писателя, наделенного глубоко драматическим мироощущением, а также восприятие его произведений как своеобразного "акта раскрытия и самопознания его личности" (М.Гершензон). В связи с этим представляется органичным знакомство учащихся с биографией Тургенева, предваряющее непосредственное постижение мира художника и одновременно открывающее то, что в скором будущем не замедлит проявиться в тургеневском творчестве. В первую очередь – это устойчивое неприятие Тургеневым крепостничества и всяческой внешней и внутренней несвободы, сформированное в нем детством, жизнью в родительском доме. Этими личными чувствованиями и порожден рассказ «Муму», раскрывающий школьникам, как никакое другое тургеневское произведение, страстную любовь писателя к свободе, присущее ему болезненное ощущение зависимости одного человека от другого.

Что же касается "Записок охотника", то здесь можно посоветовать учителю не торопиться рассматривать цикл как произведение, пронизанное яростным антикрепостническим пафосом. Гораздо важнее обнаружить в нем новые, во многом непроявленные смыслы. Содержание раздела школьного учебника ориентирует учителя на восприятие "Записок охотника" как глубоко патриотической книги, написанной рукой горячо любящего свою родину человека, а также явившей нам русских крестьян неповторимыми индивидуальностями и яркими личностями. И в этом отношении немаловажно показать взаиморастворение в "Записках охотника" социального и общечеловеческого ("Бирюк"), социального и общенационального ("Хорь и Калиныч", "Касьян с Красивой Мечи") начал в крестьянских судьбах.

Но что еще более важное содержится в "Записках охотника", так это отраженная в "Бежином луге" "трагическая установка духа" писателя, проявляющаяся в понимании им проблемы "Природа и человек". Привлекая дополнительную литературу, учитель должен спланировать на одном из уроков осмысление "Бежина луга" как "ночного рассказа", отражающего сложные тургеневские переживания мира Природы и отведенного в нем места человеку.

Большой и значительной проблемой на уроках по творчеству Тургенева предстает своеобразие тургеневского романа. И здесь логика непосредственного материала статьи, связанного с данной проблемой, самым непосредственным образом прогнозирует логику отводимого под нее урока-семинара. Учителю предстоит продемонстрировать учащимся художественные "слагаемые" романов Тургенева, выведя в конечном итоге своего рода "матрицу" тургеневского романа как такового. Желательно также, чтобы затем один из романов ("Рудин", "Дворянское гнездо") был проанализирован уже самими учащимися, которые при этом не только обнаружат свои знания в данном вопросе, но и навыки анализа художественного текста.

Обратившись к работе над "Отцами и детьми", учитель может во многом опереться на главу учебника и руководствоваться ее содержанием. К тому же здесь он найдет ориентировочное планирование системы уроков по "Отцам и детям" (урок 1. "Отставные люди" и "наследники"; урок 2. "Что такое Базаров? – Он нигилист"; урок 3. Рефлектирующий нигилист; урок 4. Роман "Отцы и дети" в русской критике), актуализирующее нравственно-философский содержательный пласт романа.

В контексте творческой истории "Отцов и детей" особое внимание следует уделить уходу Тургенева из "Современника", во многом проливающему свет на характер конфликта будущего романа.

В главе учебника представлена характеристика позднего творчества Тургенева, в частности, его романов "Дым" и "Новь". Здесь соединены, насколько это возможно, обзор поздних творческих тургеневских лет и анализ последних романов писателя. Данный материал предназначен для изложения его в классе учителем с целью показать, как меняется у Тургенева тональность романного повествования (в "Дыме" преобладает сатирический пафос) и каковы общественные настроения писателя. Заключительные уроки по теме "Иван Сергеевич Тургенев" учитель может посвятить осмыслению "Стихотворений в прозе", ставших итогом тургеневского творчества, но главное, ознаменовавших всепобеждающую веру Тургенева в неиссякаемую гармонию и величие мира, лежащего под голубым куполом неба.

***

Стандарт рекомендует ввести в программу для 10 класса творчество А. К. Толстого. Поскольку в учебнике по литературе для 10 класса под редакцией В.И. Коровина произведений А.К. Толстого нет, то предлагаем материал по этой теме.

Алексей Константинович Толстой

1817-1875

Общественная позиция Алексея Константиновича Толстого отличалась противоречивостью.

В современной жизни поэт не видел гармонии, а лишь косность, скуку и прозу. Отворачиваясь от грубой повседневности, Толстой идеализировал Древнюю Русь времен Киева и Новгорода. Эта романтизация древности послужила основой для его аристократической оппозиции самодержавно-бюрократическому режиму, предопределившей три струи поэзии Толстого – лирическую, сатирическую и историческую. Поскольку в современной ему общественной жизни нет ничего заслуживающего положительной оценки, то гармонию и светлое настроение можно почерпнуть только в отдаленной от социальных тревог сфере частной жизни, интимных переживаний. Главная тема поэта – природа и любовь. Конечно, современность часто вторгается в личный мир героя, но все же он сохраняет известную самостоятельность и не до конца подвластен ее разрушающему воздействию. Толстой не был поэтом узкого тематического или жанрового диапазона. Он считал, что поэта могут интересовать страсти. Однако современная ему российская государственность и существовавший порядок не вызывали в нем добрых чувств. Вот почему вполне закономерно обращение Толстого к сатире. В лучших сатирических произведениях поэт едко издевался над отвратительными порождениями царской деспотии: над безмерной тупостью чиновников-бюрократов, гримирующихся под либералов, над III отделением, которое в его глазах стало символом безудержного произвола, над монархами, беспомощными в государственных делах, над приказчиками, обирающими народ и ненавистными ему. Наконец, обращаясь к историческому прошлому в былинах и балладах, Толстой противопоставлял прозаическую современность яркому романтическому и героическому прошлому, поэтизировал цельную личность, способную на протест и мятеж.