При углубленном изучении творчества Достоевского необходимо обсудить в том или ином виде важную для Достоевского оппозицию высокое и низкое, красота — безобразие. Идеал Мадонны и идеал Содомский – метафорическое воплощение этих оппозиций, о чем говорится в учебнике. Красота для Достоевского — поле битвы надличностных, вечных сил, но человеку дана свобода для самоопределения между бытием в Боге и бегством от Бога, о котором («Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей») восклицает Дмитрий Карамазов. Красота таит в себе раздвоенность, уходящую корнями в сущностную противоречивость человека. Поэтому красота искусства, женская красота могут быть и источниками вдохновения, устремляющего человека к высотам духа, и источником гибели. Роман «Идиот» дает широкое поле для углубленного разговора на эту тему. Есть смысл предложить учащимся гуманитарного профиля подробное обсуждение функции реминисценции из пушкинской баллады «Жил на свете рыцарь бедный», функции дважды появляющейся на страницах романа «Идиот» картины Гольбейна «Мертвый Христос», (См., например, статью Сара Янга «Картина Гольбейна «Христос в могиле» в структуре романа «Идиот» // Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. М., 2001); о картине Клода Лоррена «Асис и Галатея», напоминающей героям Достоевского о Высшем сразу в трех произведениях («Подросток», «Бесы», «Сон смешного человека». (См. также статью Т. Киносита «Понятие «красоты» в свете идей эстетики Достоевского // Достоевский Материалы и исследования. Л., 1994. Т11.С. 96-101.)
II. Связь творчества со злободневными социально-политическими проблемами и религиозно-философскими спорами. Художественное прогнозирование (профетизм) Достоевского.
Если ранние произведения Достоевского, заключая в себе элементы социальной критики, не несли на себе отпечатка политических и идеологических веяний, то многое из того, что было создано после каторги, отчетливо вписывалось в идеологический и политический контекст эпохи. Имеются в виду 1) споры о путях развития России и русском народе, о Западной буржуазной цивилизации, новые ипостаси славянофильства, мессианская роль России — «Записки из Мертвого Дома», «Зимние заметки о летних впечатлениях», «Игрок», «Идиот», «Подросток», «Пушкинская» речь (главные вопросы освещены в учебнике); 2) «элитарные», «бонапартистские» теории и революционные проекты переустройства общества, идеи Шопенгауэра, предвосхищение идей Ф. Ницше — «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы» (главные вопросы освещены в учебнике); 3) религиозно-философские, теологические проблемы существования Бога и его справедливости, смерти и бессмертия, веры и безверия. Так, очень важно обратить внимание на так называемую теодицею Достоевского в «Братьях Карамазовых». Теодицея — оправдание Бога за существование зла в мире — опровергается Иваном Карамазовым на примере страданий неповинных детей в четвертой части романа «Pro и contra». (См. соответствующий параграф учебника). Однако рациональные доводы бессильны в вопросах Веры, и без веры Иван Карамазов становится идеологом убийства отца и самоуничтожается, теряя рассудок. Типичный герой-идеолог Достоевского — человек, совершает трагический выбор на путях бегства от Бога к небытию.
III. Восприятие творчества Достоевского современниками, влияние на деятелей русского философского ренессанса, интерпретация писателями-экзистенциалистами. Судьба Достоевского в Советской России, прочтение Достоевского в современном мире.
Лев Николаевич Толстой
Базовый уровень
Изучение темы «Лев Николаевич Толстой» на базовом уровне сохраняет многоаспектный характер, выдвигая в центр тематического планирования роман «Война и мир». Большое значение для приобщения к толстовскому творчеству имеют вводные разделы главы учебника, где дается понятие об его новых (сравнительно с другими писателями) художественных задачах и поясняется суть введенного им творческого метода — психологический реализм.
Отдельные сведения о начальном периоде жизни писателя (их можно дополнить мемуарной литературой) необходимы, чтобы осознать вместе с учащимися истоки становления гениальной личности Толстого. Выдержки из Дневника и писем писателя проиллюстрируют его морально-философские искания, выводя их за пределы сугубо литературных.
Для непрофильного изучения, прежде всего, важен этический аспект в отношении первых произведений Толстого — этой цели соответствует их краткий, но выразительный обзор. Учителю нужно показать, что путь к «Войне и миру» был сложен и содержательно многообразен, отразившись в ряде произведений 1850-х – начала 1860-х годов. Из них целесообразно выделить наиболее значительные: автобиографическую трилогию, «Севастопольские рассказы», «Люцерн», повесть «Казаки».
Монографический анализ романа «Война и мир» может опереться на концепцию «мысли народной» и «истории глазами художника», подробно рассмотренные на с. 227—231. Исходя из «нравственно-самобытного отношения автора к предмету», рассматривается система образов романа, как показано в разделах статьи, где сопоставляются Кутузов и Наполеон, народный и светский миры («настоящий» и искусственный), Наташа и Элен и т. д. Подробный анализ нравственных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова позволит выделить в содержании их образов то, что понятно и интересно современному школьнику.
Произведения Толстого, написанные после «Войны и мира», рассматриваются обзорно, с опорой на знания и начитанность учащихся, которые могут рассказать другим о впечатлениях, полученных от чтения отдельных произведений Толстого («Анна Каренина», «Воскресение» и др.). Учитель объясняет значение позднего периода толстовского творчества, рассказывает о переломе в его миросозерцании, об уходе из Ясной поляны и последних днях жизни Толстого.
Обширный материал, представленный в статье учебника, позволяет произвести отбор тех существенных и выразительных реалий биографии и творчества художника, которые составят, в совокупности, цельное представление о нем — «человеке, постоянно растущем душою» (Н.Н. Страхов).
Профильный уровень
В школах с углубленным изучением литературы тема «Лев Николаевич Толстой» является одной из самых значимых – как в собственно филологическом, так и в этическом аспектах. Интересам десятиклассников вполне соответствует вектор духовных исканий, очерченный Толстым, с преимущественным вниманием к психологической стороне человеческой жизни, включая и элементы подсознания. «Эпохи развития» человека и человечества, представленные в толстовских произведениях, отвечают потребности учащихся разобраться в себе, в законах «истории своего развития».
На вступительном занятии учитель зачитывает цитаты из вводных разделов статьи учебника, дополняя их извлечениями из Дневника и писем Толстого. Толстовский поиск сопряжения интересов текущего момента и вечных ценностей, как художественная задача, рассматривается учащимися, которые осваивают в системе его понятий «генерализацию» и «мелочность» (с. 215).
Одновременно вводится узаконенный Н.Г. Чернышевским термин «диалектика души». Возможно конспектирование фрагментов его статьи об автобиографической трилогии и военных рассказах. Раздел «Истоки» предполагает осмысление не только биографических реалий, но и, по преимуществу, духовных исканий начинающего писателя, которые осуществлялись через Дневник, создание собственной философии, педагогическую деятельность и т.д. Чтение в классе фрагментов трилогии «Детство. Отрочество. Юность» не только позволит проникнуть в замысел Толстого, но и реализует возможность постижения основ его художественного метода. Сложное построение текста, разъяснённое на с. 218-221 и проанализированное вместе с учителем, явится иллюстрацией «диалектики души», а также свидетельством того, что не менее значимой в системе его воззрений была отмеченная Н.Г. Чернышевским «чистота нравственного чувства».
Рассказы кавказского цикла и, в особенности, «Севастопольские рассказы» позволят поднять вопросы о народном героизме, тщеславии на войне, об отношении Толстого к войне как таковой. В главе рекомендуется выделить в каждом произведении цикла нравственно-эстетическую доминанту, основываясь на которой дифференцировались выдвинутые автором задачи. Учитель должен показать, что сочетание «генерализации» и «мелочности» остается для Толстого неизменным, но обозначенные в рассказах «точки зрения» существенно меняются.
Проблемы замысла и жанра романа «Война и мир» учащиеся рассматривают исходя из декларированной Толстым в качестве основополагающей «мысли народной». Введение этого понятия как исходного поможет ученикам проникнуть в замысел романа, осознать природу его идейно-художественного единства, определить специфику жанрового образования с входящим в него эпическим компонентом, составить представление о системе образов произведения, которые группируются в зависимости от степени постижения героями «мысли народной».
Материалы учебника (с.227-230) нацеливают на осмысление особенного отношения Толстого к истории (как «науке» и «искусству»). Ученикам можно предложить самостоятельно познакомиться с соответствующими разделами монографий С.Г. Бочарова «Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» (в любом издании) и Е.А. Маймина «Лев Толстой: Путь писателя» (М., 1978). Целесообразны сравнительные характеристики героев, принадлежащих к разным группам с точки зрения их жизненной позиции (светский круг, простой народ, обладающие органической народностью дворяне, «любимые герои» Толстого Андрей Болконский и Пьер Безухов). Особое внимание уделяется проблеме народного героизма, духовным исканиям главных героев романа, композиции женских образов, языку и стилю Толстого.