Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по проведению первого урока 2008-2009 учебного года по теме: «мы разные в этом наше богатство, мы вместе в этом наша сила» (стр. 10 из 29)

«Когда мои одноклассники обсуждают события в Москве, связанные с преступлениями и другими проявлениями межнациональной розни, религиозной нетерпимости, жестокого обращения с беженцами и т.п.:

1). Я считаю, что подобных фактов не может не быть (могу назвать причины).

2). Я не реагирую на них в принципе, т.к. лично меня это не касается.

3).Я сочувствую, сострадаю потерпевшим, так как мне их искренне жаль.

4) Я возмущаюсь, задаю вопрос: «Кто и когда это прекратит?»

5) Я считаю, что каждый вправе выразить свое мнение так, как он считает нужным.

6). У меня есть собственные предложения по разрешению этих конфликтов без насилия и жертв».

Учащиеся выбирают один или несколько вариантов ответов, обосновывают их. Следует предусмотреть возможность возникновения дискуссий, острых споров. Учитель вносит свои коррективы в ответы учащихся.

Правительство Москвы решает эту проблему комплексно, по всем возможным направлениям. Одно из них – это воспитание толерантности, культуры мира и межнационального согласия в школьной среде. Это направление работы выделено потому, что усилился приток мигрантов, дети которых недостаточно адаптированы к жизни в столичном мегаполисе. На ухудшение психологической ситуации в школах влияют также имеющие место среди москвичей (в том числе и среди родителей учащихся) настроения ксенофобии (см. «Словарь» в приложении к уроку). Вот почему программой правительства Москвы предусмотрена необходимость дополнительных усилий по их (детей) включению в жизнь школы, округа, города. Важную роль играет предупреждение криминализации в детской среде, воспитание установок на законопослушание, уважение к традициям страны, нашего города.

Педагогический и ученический коллективы должны быть ориентированы на проведение целенаправленной работы в школах по созданию обстановки межнационального взаимопонимания, согласия, доброжелательности.

Вопросы и задания учащимся:

- Как вы считаете, меры предложенные и осуществляемые в столице могут быть ограничены сроками? (Да, нет. Почему?).

- Предположите, почему тема сегодняшнего урока сформулирована как программа или тема жизни каждого из нас?

По пункту «Современные проблемы Москвы» учитель может использовать следующие сведения.

Значительную часть жителей Москвы составляют таких национальностей (по данным перепеси 2002 г.): украинцы – 2,5 %, татары – 1,9 %, евреи – 1,5 %, армяне – 1,2 %, азербайджанцы и белорусы по 0,7 %. В столице представлены почти все этносы, населяющие Российскую Федерацию от нескольких десятков до нескольких миллионов. По разнообразию населения Москвы опережает многие мегаполисы мира. По сведениям правительства Москвы, число иностранных рабочих в столице России превысило миллион: прежде всего, это прибывшие из Афганистана, стран Африки, стран Юго-Восточной Азии, остальные – из стран СНГ. Среди вынужденных переселенцев – 77 % этнические русские, 10 % народы России.

Кроме этой категории, есть трудовая миграция. Одной из последствий трудовой миграции следует назвать ущерб для городского бюджета – 1,5 млрд. рублей (гастарбайтеры не платят подоходный налог). Следующее следствие – ухудшение криминальной ситуации в городе. 11 % в год всех преступлений совершают приезжие. За 6 2006 года месяцев НЕ жителями Москвы совершено 17 660 преступлений. Это 40 % от всего числа и при том раскрытых, а может возрасти эта цифра до 60 %. Плюс лишний миллион населения, на который не рассчитан жилищный фонд города, его инфраструктура.

43 % приезжих работают на стройках: каменщиками, бетонщиками, чернорабочими.

14 % занимаются ремонтными работами.

21 % торгуют на вещевых и продуктовых рынках Москвы. Их в городе соответственно:

5 % водители общественного транспорта;

6 % подсобные рабочие кафе и ресторанов;

Примерно 1/3 машинистов электропоездов метрополитена, водителей автобусов, трамваев – иногородние. Их большинство среди дворников, мусорщиков, дорожных рабочих.

Москвичи не хотят выполнять подобные работы, поэтому никакой конкуренции москвичам на этих рабочих местах приезжие не составляют. Между тем, что-то заставляет москвичей раздражаться, проявлять недовольство, а иногда даже совершать убийства.

Вопрос учащимся:

- Что именно больше всего вызывает негативную реакцию москвичей на присутствие в городе иноязычного населения и почему?

Затевая беседу на эту тему можно предположить разнообразие мнений, высказанных учащимися. Они припомнят все: и преступления, связанные с наркотиками, и мошенничество, и разбои, и разборки между мафиозными группировками, и обвешивание на рынках, и неуважение к русским, московским традициям, и захват «прибыльных» мест в транспорте, торговле недвижимостью, покупку дорогостоящих квартир и строительство особняков и много чего другого.

Учителю следует сделать акцент на том, что вопреки этим проявлениям, несмотря на этот негатив москвичи традиционно странноприимные, гостеприимные люди. И в целом наш город благоприятен для совместного сосуществования, проживания людей разноязычных.

Борьба с преступностью в городе ведется безотносительно национальностей, преступление не имеет национальности. Нетерпимость москвичи проявляют к тем людям, которые приезжают сюда не для того, чтобы жить и работать, а для того, чтобы разбогатеть «здесь и сейчас» путем грабежа, разбоя, мошенничества; или, чтобы быстро нажить нетрудовые доходы, украсть, совершить обман.

По пункту третьему «Дети Москвы против террора» учитель обратит внимание на террористические акты, совершаемые в Москве приезжими, их непредсказуемость, жестокость, бессмысленность гибели невинных людей.

Можно привести примеры участия школьников Москвы в акции «Дети Москвы против террора», которая состоялась в нашем городе три года назад. Она была посвящена первой годовщине трагедии в Беслане.

Беседа с учащимися:

- Что произошло в Беслане первого сентября 2004 года? (Самый кровавый террористический акт, совершенный на территории России, в Осетии);

- Почему именно учащиеся Москвы заняли такую активную позицию по отношению к террору?

- Докажите, что дети Москвы не понаслышке знают, какие жертвы, какое зло несет терроризм?

- Докажите или оспорьте утверждение «Терроризм не имеет национальности».

После завершения беседы полезно дать учащимся представление, под каким лозунгом проходила эта акция солидарности юных москвичей («Скажи «нет» терроризму!», «Детям – солнце, мир, любовь!», « Нет взорванной планете!»).

Задание учащимся:

Предложите собственный плакат или лозунг на эту тему.

Целесообразно в заключение представить творческие работы учеников своей школы (класса) по этой тематике. Если есть возможность, заслушать участников фестиваля, конкурса, концерта, экскурсии, спортивных соревнований, просто встреч с детьми из Беслана, проводившими каникулы в Москве.

Раскрытие пункта четвертого может начаться с цитаты:

«Русский человек и простого и интеллигентного класса смотрит на всех, живущих с ним под одним законом как на своих, не высказывая, не имея узкого племенного себялюбия».

Исмаил бей Гаспринский,

крымско-татарский просветитель XIX века.

Комментируя цитату, учитель отметит, что на протяжении многих веков русские не просто научились сосуществовать с многочисленными, иноплеменными соседями, но и заимствовать у них все, заслуживающее внимание, а если надо – учиться, и одновременно щедро делиться со всеми своим духовным богатством.

Все люди нашей огромной России имеют между собой много общего, несмотря на различия.

Далее, полезно выполнить несколько практических заданий.

I. Перед вами пословицы и поговорки различных народов, проживающих в России и в Москве, кроме русского:

Сначала свари слово, потом вытащи изо рта (тат.).

Близкий сосед лучше далекого родственника (арм.).

Горькая правда лучше сладкой лжи (каракалп.).

Лучше хорошо молчать, чем плохо говорить (монг.).

У каждого свое горе (уйгур.).

У труса в глазах двоится (узб.).

Ружье убило одного, а язык тысячу (чечен.)

Вместе тесно, врозь трудно (осет.).

Ищи не дом, а соседей (азерб.).

С коротким языком жизнь длиннее (туркм.).

Старое новое бережет (чуваш.).

Дерево красиво листвою, человек одеждой (казах.).

Дома и дерюга мягка, на чужбине и шелк грубее дерюги (монг.).

Когда видишь у человека недостаток, помни, что у тебя их несколько (кор.).

У доброго хозяина и пустой суп вкусен, у злого и жирный плох (башк.).

Задания учащимся:

1. Поинтересуйтесь! Подберите другие пословицы и поговорки народов России.

2. Сгруппируйте их по признаку: о чем они?

3. Нескольким пословицам народов России подберите аналогичные русские народные.

4. Сделайте вывод, о чем свидетельствует сходство.

II. Ислам учит: « Опережайте друг друга в добрых делах». В Библии сказано: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Какой вывод следует из сравнения этих заповедей?

III. 75% подростков Москвы заявили, что если будут этнические конфликты, они выступят на стороне своей нации. 78% молодых москвичей – за силовой решение этнических конфликтов.

1) В чем опасность подобных настроений?

2) Какую позицию займете лично Вы и почему? (Это задание предусматривает не только выслушивание разнообразных мнений, но и требует комментариев со стороны учителя, а, возможно, и внесение корректив).

IV. Алексей Степанович Хомяков во второй половине девятнадцатого века отмечал: «Русский смотрит на все народы, замежеванные в бесконечных границах Северного царства, как на братьев своих. Лихой казак Кавказа берет жену из аула чеченского, крестьянин женится на татарке или мордовке и Россия называет своею славою и радостью негра Ганнибала…»

Задания учащимся:

1) О какой традиции русского народа идет речь в данном тексте? Сохраняется ли она в России и Москве в настоящее время?