Об этом напоминают Спасоболвановские переулки в Замоскворечье, улица Верхняя Болвановка (Верхняя Радищевская ул.), Николоболвановский переулок в Таганке, церковь Николы на Болвановке.
Татары пригоняли в Москву на продажу целые табуны лошадей. Многие лошади, не выдержав трудностей пути, гибли. Лошадиные шкуры татары обрабатывали ручным способом на Москве-реке, пониже своих слобод. Эта местность на протяжении нескольких веков стала центром кожевенного производства и получила название Кожевники (Кожевническая улица и переулок у Павелецкого вокзала).
При Иване Калите впервые московскую крепость стали называть «кремник» или «кремль». Это слово проникло из греческого языка. Слава о богатстве и благочестии православной Москвы дошла до Греции, до афонских монастырей. И очень много греческих монахов приезжает на Русь, в Москву. Они были самыми образованными людьми, в Москву с ними проникают новые книги. Среди образованных русских людей считалось очень престижным говорить на греческом языке. Из греческого в русский язык проникло много слов: олифа, известь, кровать, фонарь, терем, уксус, вор, и т.п. В том числе и слово «кремнос» (кремль, кремник) – крутизна, крутая гора. Впервые в летописи слово «кремль» появляется в 1332 г.
О людях из других стран и областей, проживавших некогда в столице, сохраняют ныне память Старопанский переулок (здесь в слободе Старые Паны жили поляки), Хохловская площадь, Хохловский переулок. После 1654 года, когда произошло воссоединение Украины с Россией, в столице появилось большое количество украинцев. Селились они в отдельных слободах.
Поселение «немых». Много иностранцев появилось в Москве при Иване Грозном во время Ливонской войны: войска взяли тогда столько пленных, что ими торговали в городе – за мужчину давали по гривне, а девка шла по пяти алтын. Часть ливонских пленников (шведов, англичан, французов, голландцев, испанцев) поселили отдельно. И они-то образовали первую в Москве Немецкую слободу, получившую свое название из-за того, что тогда местные жители всех иноземцев прозвали «немцами», «немыми», т. е. не говорящими по-русски. Находилась слобода на правом берегу Яузы, возможно, несколько ниже по течению, чем основанная позже нее.
Поселение оказалось довольно крупным. Улицы в нем носили название по тем городам, откуда были родом их обитатели: Дерптская, Нарвская и др. Чтобы не тратиться на содержание пленных, царь разрешил им выделывать и продавать вино, пиво и другие напитки, что обычно было монополией казны.
В начале XVII в. Немецкая слобода была вполне благоустроенным поселением, имевшим даже свою собственную церковь. Но она исчезла в пламени и разбое Смутного времени: в 1610 г. войска Лжедимитрия II разграбили и сожгли слободу, а обитатели ее разбежались, покинув свои дома, и еще долгое время на месте бывшей слободы были только пустыри и поля с огородами.
Границы «новой» Немецкой слободы определились с востока и юга правым берегом Яузы, с севера – селом Елоховым, а с запада – ручьем Кукуй, который впадал в Яузу.
По переписи 1665 г., в слободе насчитывалось 204 дома, где проживали представители почти всех национальностей Западной Европы. Белели ряды аккуратных домиков на правильно распланированных улицах, зеленели сады и палисадники, в разных местах поднимались здания нескольких церквей, и вся эта местность была похожей на европейский уголок.
Этот уголок притягивал юного царя Петра как магнит – там жили необыкновенные люди, знающие, как строить корабли и обращаться с астролябиями. Там Петр нашел своих первых учителей в морском деле Франца Тиммермана и Карштена Брандта, познакомился с будущим закадычным другом Францем Лефортом. «В его доме, – вспоминал князь Борис Куракин, – первое начало учинилось, что его царское величество начал с дамами иноземскими обходиться, и амур начал первой быть к одной дочери купеческой, названной Анной Ивановной Монсова».
Немецкая слобода стала новым центром Москвы. Недаром стрельцы-заговорщики, для которых важно было возвратиться к прежним, спокойным временам, намеревались «Немецкую слободу разорить и немцев всех порубить».
Уже зрелым человеком, царь Петр принимал здесь иноземных послов, держал совет с приближенными, развлекался. Видя пристрастие царя к иноземной слободе, многие сановники стали покупать себе усадьбы и в самой слободе, и на пути к ней, по Мясницкой, Покровке, в Басманной слободе, и строить в них роскошные дворцы. Среди них был и дворец Лефорта.
Франц Лефорт приехал в Россию в 1675 г. в числе многочисленных искателей приключений, которыми тогда была полна Европа. Уже проживая в Немецкой слободе, встретил Лефорта царь Петр и сразу же сблизился с ним. Они не были ровесниками, Лефорт, старше царя на целых 16 лет, служил для Петра руководителем в новой для любознательного царя запретной и привлекательной слободе. В его доме Петр впервые встретил своего будущего «друга сердечного» Александра Меншикова, о котором сам Лефорт сказал, «что может он с пользою употреблен быть в лучшей должности».
Немало улиц своими наименованиями рассказывают об исторических связях Москвы и России с народами Азербайджана, Армении, Грузии, Северного Кавказа.
Армяне в Москве... Как давно здесь возникли их первые поселения? Об этом нам говорит летопись. 1390 год – первое упоминание об армянском дворе. Запись эта появляется в связи с произошедшим пожаром.
Позже, в XV-XVI веках, армянских дворов становится все больше, они появляются и в Китай-городе, и на территории Белого города.
Царь Алексей Михайлович пригласил в Москву немало армян – различных дел мастеров и умельцев. На месте же нынешнего Армянского переулка и его окрестностей в древности располагались поселения богатых купцов и знатных бояр. В подтверждение этому московские археологи не раз находили здесь клады монет.
Что же касается Армянского переулка, то он появился значительно позже — в XIX веке. С XVIII века в этой части Москвы, неподалеку от Маросейки и Покровки, проживало много армян, но переулок тогда именовался еще Никольским или Столповым — по церкви Николы в Столпах. Поводом для его переименования послужило открытие здесь в 1815 году Лазаревского института восточных языков, созданного на средства богатой армянской семьи Лазаревых.
Чудесное здание построено армянской семьей Лазарян, переселившейся в Россию из Персии в середине XVIII века. Первоначально оно было открыто как училище (1815 г.), затем получило статус гимназии, а в 1848 году преобразовалось в Лазаревский институт восточных языков.
Есть на карте Москвы и районы, связанные с историей Грузии.
В начале XVIII века в Москву прибыл грузинский царь Вахтанг Леванович с большой семьей, свитой, многочисленными слугами. Все они поселились в районе современных Грузинских улиц (близ Красной Пресни), где находилось село Воскресенское, и образовали Грузинскую слободу. Улица же Грузинская появилась позже, примерно в середине XVIII века. Вначале это была дорога из Грузинской слободы к обширным полям ямщиков Тверской-Ямской слободы, которая со временем застроилась домами и превратилась в улицу. Ныне это — Большая Грузинская улица.
Большую роль сыграл Арчил II – грузинский царь-изгнанник – в становлении и расширении одного из самых известных монастырей Москвы – Донского. Этот монастырь возник на месте походной церкви с иконой Донской богоматери, которая, по преданию, в 1380 году была с Дмитрием Донским на Куликовом поле. Теперь святыня хранится в Большом Соборе монастыря, а в подклети существует Сретенская церковь, которую построил Арчил II, похоронивший здесь своих двух сыновей и невестку. Затем сам он, его жена и дочь нашли успокоение в священной земле монастыря.
В Государственном историческом музее хранится «Вкладная книга Донского монастыря», содержащего более 80 грузинских имен, – все жертвователи средств на расширение и укрепление обители. 472 страницы с описанием дарений. Кто-то обогатил библиотеку, кто-то украсил иконами храмы, кто-то заменил дубовые полы медными, кто-то пожертвовал в ризницу серебряные и золотые украшения.
Старое кладбище монастыря чередует фамилии Грибоедова и Давиташвили, Чаадаева, Пушкиных и Дадиани, Нарышкиных, Долгоруких и Чолокашвили… 65 грузинских захоронений – вся история Грузии начертана на этих плитах. А рядом с ними – Сумароков и Ключевский, Танеев и Серов… С недавнего времени Деникин и Ильин…
Среди владельцев села Всехсвятского на Ходынке (современный район «Сокол») был и любимец Петра I грузинский царевич Александр Арчилович: именно здесь, во Всехсвятском, находилось первое московское поселение грузин, бежавших под защиту русского царя от смертельной угрозы, исходившей от турок. На кладбище близ церкви Всех Святых упокоились многие известные деятели грузинской истории и культуры. Одно из сохранившихся примечательных надгробий было поставлено в 1795 году на могиле грузинского князя И. А. Багратиона его сыном Петром, который вошел в русскую историю как выдающийся полководец и защитник Отечества.
Задания для учащихся:
1) Известны ли вам другие московские улицы с «этническими» названиями?
Материалы для учителя
Грузинские мотивы в топонимии Москвы. В 1960 году возникла в Москве улица Палиашвили — из Малого Ржевского и Ножового переулков. Так была сделана попытка увековечить память об известном советском композиторе, народном артисте Грузии Зарии Петровиче Палиашвили (1871—1933). Его оперы «Абесалом и Этери» и «Даиси» сыграли значительную роль в развитии грузинской музыкальной культуры. Биография З. П. Палиашвили связана с Москвой — он учился в Московской консерватории. Однако улице Палиашвили, на которой расположено посольство Грузии, было справедливо возвращено историческое название — Малый Ржевский переулок...
Кто из нас не восхищался строками поэмы «Витязь в тигровой шкуре»? Ее автор — великий грузинский поэт XII века Шота Руставели. Он был ярким представителем грузинского средневекого общества, стремившегося к объединению страны и освобождению от иноземных захватчиков. Всемирно известная поэмы «Витязь в тигровой шкуре» оказала огромное влияние на развитие грузинской поэзии. Памятник Шота Руставели работы скульптора М. И. Бердзенишвили установлен в Москве на Грузинской площади. Улица Руставели получила свое название в 1958 году, когда она была образована из бывшего Правого проезда Бутырского хутора и присоединенной к нему новой улицы.