Азербайджанские мотивы в московской топонимии представлены тоже несколькими названиями. В их числе — Бакинская улица, что на юге Москвы. Она была названа так в 1965 году при образовании из бывших Первомайской и Железнодорожной улиц и присоединенной к ним новой улицы. Наримановская улица, что на северо-востоке столицы (в районе Лосиного острова), в своем наименовании сохраняет память Наримане Наджаф-оглы Нариманове (1871—1925), известном общественном и государственном деятеле, одном из председателей ЦИК СССР. Нариман Нариманов известен также и как азербайджанский писатель. Мемориальный характер носит еще одно московское название советского периода — улица 26 Бакинских Комиссаров. Оно было присвоено новой улице, соединяющей проспект Вернадского и Ленинский проспект, в 1968 году — в 50-ю годовщину со дня гибели бакинских комиссаров, расстрелянных 20 сентября 1918 года английскими войсками.
История московских армян Армянским переулком, конечно, не исчерпывается. Город изобилует и другими «говорящими» названиями. Например, в Москве есть Армянская улица, находится она в Люблино. Люсиновская улица названа в честь Люсик Артемьевны Лисинян, студентки Московского коммерческого училища. Трагически сложилась судьба девушки: она погибла в 1917 году в бою на Остоженке.
В районе Отрадного существует улица имени знаменитого композитора Арама Хачатуряна, в Ясенево - улица И.К. Айвазовского, знаменитого художника-мариниста из Феодосии. Ереванская, Севанская улицы, площадь Ованеса Туманяна - армянского поэта и общественного деятеля, Южинский переулок (назван в честь актера, режиссера и театрального деятеля Сумбатова-Южина), знаменитый театр имени Евгения Багратионовича Вахтангова - все это здесь, в Москве.
Столица помнит также армян - выдающихся военных деятелей: главный маршал бронетанковых войск А.Х. Бабаджанян (в Москве есть площадь его имени), маршал Советского Союза И.Х. Баграмян, маршал С.Х. Аганов – жили в Москве.
На юго-западе Москвы одна из улиц названа в честь видного ученого-физиолога Х.С. Коштоянца, в районе Сокола – в память известного армянского архитектора К.С. Алабяна, построившего Центральный театр Российской армии, павильон Армении на ВВЦ и др.
Задание для учащихся:
Имена каких знаменитых москвичей – представителей разных народов вам известны? Расскажите о них.
Материалы для учителя
(по материалам газеты «История»)
Покровский собор на Красной площади, более известный под названием Храм Василия Блаженного, – жемчужина древнерусской архитектуры. В начале 30-х годов прошлого века в Москве входит в практику проведение военных парадов на Красной площади. И было решено снести Покровский собор, чтобы он не мешал «свободному проходу бронетехники». Но храм так и не удалось снести во многом благодаря архитектору, реставратору памятников древнерусской архитектуры, создателю музея в Коломенском и Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублёва в Андрониковом монастыре. Рассказывают, что единственному человеку – П.Д. Барановскому – разрешили войти и что-то вынести из Воскресенского и Чудова монастырей Кремля перед их взрывами. П.Д. Барановский отстоял Покровский собор перед Сталиным, но удалось ему это ценой собственной свободы – он был арестован в 1933 г. П.Д. Барановский разработал проекты восстановления и восстановил более ста памятников национальной архитектуры. Современный вид улицы Варварки – это абсолютная заслуга Петра Дмитриевича, который буквально лег на землю перед бульдозерами, не давая им сносить старые церкви, ныне украшающие эту улицу.
П.Д. Барановский стоял у истоков создания Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Он организовал первый в стране молодежный реставрационный клуб «Родина» и на общественных началах приступил к восстановлению выдающегося памятника древнерусского зодчества – Крутицкого подворья. Жил Барановский с женой Марией Юрьевной в маленькой коммунальной квартире в бывших больничных палатах Новодевичьего монастыря. Похоронен он на кладбище именно этого монастыря.
Фридрих-Иосиф (Федор Петрович) Гааз родился в 1780 г. в Германии в семье потомственного аптекаря. После окончания Венского университета в 1802 году молодой немецкий врач приезжает в Россию, селится в Москве, (где проведет всю оставшуюся жизнь), ведет частную практику и становится одним из самых популярных докторов. В 1806 году назначается главным врачом Павловской больницы. Но главным делом его жизни будет забота об арестантах и каторжниках. С 1828 года Гааз становится главным врачом московских тюрем. На своем новом посту он сделал больше, чем кто-либо до него и после, для облегчения участи заключенных. Он окружал заботой партии ссыльных, отправлявшиеся из Москвы, часто за собственный счет снабжал осужденных на дорогу всем необходимым, поддерживал с ссыльными переписку, снабжая им книги и деньги и исполняя для них разные поручения. Благодаря неустанным ходатайствам Гааза, был отменен жестокий способ транспортировки осужденных по этапу, при котором до 12 человек без разбора пола и возраста попарно приковывались к тяжелому железному пруту, который они должны были нести на себе помимо собственных кандалов. Гааз также сумел добиться отмены унизительного правила обривать головы заключенным, если они не отправляются на каторгу. Благодаря доктору был значительно уменьшен стандартный вес ручных и ножных кандалов, во избежание травм браслеты стали обшивать кожей. Свое изобретение Гааз первым делом испытал на самом себе. Федор Петрович добился того, чтобы заключенным, отправляющимся по этапу, предоставляли неделю отдыха в Москве в специальной пересыльной тюрьме, куда перевел 11 тысяч рублей собственных денег для улучшения питания. В 1832 году по его инициативе была построена тюремная больница на 120 коек, потом школа для детей арестантов, в 1844 году – полицейская больница для бесприютных.
Популярность доктора Гааза была невероятна. Его знали и в высшем обществе и в самых низах. Среди москвичей ходила поговорка: «У Гааза нет отказа». Все свое богатое состояние он потратил на благотворительную деятельность, и когда Федор Петрович скончался 29 августа 1853 г., выяснилось, что после него не осталось даже средств на похороны. «Святой доктор» был погребен на Введенском (Немецком) кладбище в Москве. За его гробом шли 20 тысяч человек. На могильном камне была выбита его самая знаменитая фраза: «Спешите делать добро».
Также можно подготовить рассказы о знаменитых меценатах Москвы, героях Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны и др.
Задание для учащихся:
Фоном для слов Аристотеля «Город – единство непохожих» на рекламных щитах московского метро являются цветы – все они разные и каждый цветок красив по-своему. Объясните, какой смысл вложили в эту композицию авторы рекламы? Согласны ли вы с такой трактовкой? Объясните свою позицию.
3.3. Практическое занятие – «круглый стол» по теме «Толерантность – проблема или мышление нового века?»
Вступительное слово учителя, определение целей и задач занятия.
Мы живем в огромном поликультурном, многоконфессиональном мегаполисе. Сегодня, как никогда, становится актуальным вопрос о непростых, подчас проблемных взаимоотношениях и взаимодействии людей в таком сложном и многообразном социуме, как Москва.
Столицы крупнейших стран мира всегда притягивали к себе массы мигрантов. Проблемы, возникающие в связи с притоком в Москву представителей дальнего и ближнего зарубежья, ложатся на плечи не только государственных структур, их так или иначе ощущает на себе и простой гражданин (обыватель).
В достаточной ли мере мы владеет навыками общения, сотрудничества, сосуществования в открытом, многоликом, многопроблемном мире?
Какими качествами должен обладать современный подросток, ученик школы или студент вуза, независимо от национальной, религиозной или социальной принадлежности, чтобы найти в этом социуме свое место, «вписаться» в него, стать успешным и востребованным?
На эти вопросы нет ответов в виде простых и понятных рекомендаций, на них каждый отвечает сам, в соответствии со своими представлениями об уважении к личности, чести и достоинстве, сотрудничестве и умении принимать не только себя, но и других такими, какие они есть.
Сегодня на нашем занятии мы остановимся на основных проблемах, существующих в современном многогранном социуме, и попробуем определить пути их разрешения.
Класс делится на группы, каждая группа получает «пакет» со следующими заданиями:
1. Таблички с понятиями: ксенофобия, расизм, нацизм, национализм, фашизм (каждой группе – по одному понятию).
Задание:
1) дать определение понятиям,
2) привести факты из истории, иллюстрирующие данное определение,
3) ответить на вопрос: сталкивались ли вы в обыденной жизни с данными общественными явлениями?
2. Карточки с различными определениями понятия «толерантность».
Задание:
1) выбрать наиболее понятное, приемлемое для вас определение,