Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по проведению первого урока 2008-2009 учебного года по теме: «мы разные в этом наше богатство, мы вместе в этом наша сила» (стр. 17 из 29)

Причины возникновения глобальных проблем.

С одной стороны, – это огромные масштабы человеческой деятельности, которая радикально изменила природу, общество, образ жизни людей. С другой стороны, – это неспособность человека рационально распорядиться этой силой.

После событий в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года резко обострилась проблема борьбы с международным терроризмом. Следующими невинными жертвами террористов могут стать жители любой страны мира.

В целом глобальные проблемы человечества можно схематически представить в виде клубка противоречий, где от каждой проблемы тянутся многообразные нити ко всем остальным проблемам.

Решение глобальных проблем возможно только совместными усилиями всех стран, координирующих свои действия на международном уровне. Самоизоляция и особенности развития не позволят отдельным странам остаться в стороне от экономического кризиса, ядерной войны, угрозы терроризма или эпидемии СПИДа. Для решения глобальных проблем, преодоления опасности, угрожающей всему человечеству, необходимо дальнейшее усиление взаимосвязи многообразного современного мира, изменение взаимодействия с окружающей средой, отказ от культа потребления, выработка новых ценностей.

4. Приложения

4.1. Из истории формирования национального состава Москвы (с вопросами и заданиями к тексту)

Материал создан на основе работы «Москва многонациональная», изданной в рамках проекта «Образование нового поколения» московского клуба учителей «Доживем до понедельника».

Авторы работы – учащиеся школы №438 г. Москвы И.Д. Зубарев и О.Е. Ильина (научный руководитель учитель школы Н.В. Титова). Работа получила награду – медаль Галуа на Всероссийском открытом конкурсе научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Первые шаги» в 2006 г. Составители методических рекомендаций несколько изменили текст, сделали добавление и разработали вопросы и задания к нему.

4.1.1. Формирование этнического состава Москвы в XIV-XVI веках

Первые иностранцы в Москве

Невозможно точно сказать, когда в Москве впервые появились представители той или иной страны, того или иного народа. Выгодное географическое положение способствовало тому, что уже с конца XI - начала XII веков население Москвы (а поселение здесь возникло задолго до даты первого упоминания о ней в летописи под 1147 г.) формировалось не только из потомков ближайших славянских племен, но и из пришлого торгового и ремесленного люда Волжской Булгарии, Кавказа, Херсонеса, Средней Азии, Армении, о чем говорят многочисленные археологические данные.

Несомнен­но, еще в XII – XIII веках, когда Москва была маленьким непри­метным городком, ее уже посещали, в ней останавливались и подолгу проживали иностранные купцы, приезжавшие с Запада и Востока. Столетие спустя, в XIV веке, после монгольского разорения, восстанавливаются и крепнут отношения с Западной Европой и с Востоком, и, несомненно, в то время Москве требовались уже не только торговые люди-иностранцы, но и много переводчиков-толмачей, которые могли бы переводить книги, текущую документацию на русский язык с других языков и наоборот. Эти иноземцы оставались в Москве на постоянное жительство.

В XIV веке Москва становится основой объединения русских земель в единое государство. После Золотой Орды на службу к русским князьям перешла некоторая часть татар (тюрков), многие из них приняли православие. Поэтому уже с самых ранних периодов можно говорить о формировании многонационального состава Москвы. В XVI веке в состав государства вошли народы Севера (карелы, коми, ханты, манси и другие), Среднего Поволжья, многие представители которых жили в Белокаменной..

В составе населения были тогда литовцы, поляки, татары, грузины, армяне, немцы, выходцы с Севера и Поволжья... Литовцы и поляки, к примеру, появились в Москве в составе дружины литовских князей, один из которых – Патрикий Александрович – даже породнился с великими князьями Василием II и Иваном III. К ХVI веке литовцы образовали Литовский двор, и в середине ХVII века в Москве уже было семь иноземных дворов.

Сюда по всему первыми иностранцами, которые приехали в Москву и остались жить в ней, были «сурожане» – греки и итальянцы, многие из которых были уроженцами черноморской генуэзской колонии – города Сурож (Судак). Именно греки – жители тогдашней Византии – передали русским свою религию – Православие. Поэтому многие священники, в том числе первые московские митрополиты, были родом из Греции. Уже в XIV веке в Москве появляется греческий монастырь святителя Николая. Греков, или «гречинов», в Москве было так много, что их поселение занимало большое место в городе – в районе между современными улицами Никольская и Ильинка, а на торговой площади близ Кремля они имели собственный «сурожский» ряд, где торговали драгоценными камнями, шелковыми и другими тканями.

Известно, что два итальянца – братья Михаил и Дементий Саларевы – сопровождали Дмитрия Донского на Куликовскую битву. На рубеже XIV и XV столетий в Москве работал и знаменитый Феофан Грек (1340 – 1405 гг.), расписавший в Московском Кремле храмы Рождества Богородицы, Архангела Михаила и Благовещения. В последнем соборе вместе с ним трудился Андрей Рублев. Греки были не только торговыми людьми. Оседая на посаде, они занимались ремеслом, в качестве толмачей переводили в монастырях гре­ческие книги, в большом количестве поступавшие с Востока в XIV столетии, и, скорее всего, помогали овладеть греческим языком тем, кто этого хотел. Очевидно, только у них мог научиться греческому языку знаменитый московский митрополит Алексий. Сохранился сделанный им перевод Нового Завета с греческого языка.

Еще с XIII века, с момента установления на Руси монголо-татарского ига, в Москве поселяются выходцы из Орды – представи­тели монгольских ханов. Один из их дворов стоял в Крем­ле, между нынешними Никольскими и Спасскими воротами, и в нем проживали баскаки, ведавшие сбором дани на русских землях. В XIV веке эта территория была подарена ханом митрополиту мос­ковскому Алексию. Основное поселение татар в Москве находилось в районе Замоскворечья, там, где теперь пролегают Большая и Малая Татарские улицы.

Таким образом, первыми иноземцами, которые обосновались в Москве, были греки и представители восточных народов. Они были не просто временными поселенцами в Москве, а принимали активное участие в судьбе города и страны.

Миграции в Москву в XV - XVI веках

В XV веке Москва объединила вокруг себя почти все русские княжества, разбогатела и усилилась. В 1480 г. при правнуке Дмитрия Донского – Иване III (1462 – 1505 гг.) – произошло оконча­тельное свержение монголо-татарского ига и превращение Руси в могучее, независимое государство, которое установило прочные торговые и дипломатические отношения с Западной Европой. Стремясь стать наследником политических и духовных традиций Восточной Римской империи – Византии, уничтоженной турками в 1453 г., Иван III заключил брак с греческой принцессой – племянницей последнего византийского императора Софьей (Зоей) Палеолог. Вместе с Софьей в Москву приехало множество греков из Константинополя, пополнивших и так многочисленную греческую колонию. Их приезд знаменовал собой начало массового притока и других иноземцев в Москву. Очевидно именно благодаря Софье, по ее совету, Иван III привлек в московское государство многих известных европейских техников, особенно итальянцев (Софья воспитывалась в Италии).

В числе наиболее прославленных были: болонец Аристотель Фиораванти, талантливый военный инженер, артиллерист, строитель Успенского собора Кремля, живший на Дворцовой улице, Алевиз Фрязин Миланец, перестраивавший кремлевские стены и башни, и Алевиз Новый, построивший в Москве 11 церквей, а в Кремле – Архангельский собор, двор которого находился на современной улице Огарева, «денежник» Иван Фрязин, чеканивший монеты, иконописец Фрязин-Списатель, Петрок Фрязин Младший, отстраивавший стены Китай-города, Марк Фрязин и Петр Фрязин, творцы кремлевских башен и Грановитой палаты, дворы которых были также на Дворцовой, и многие другие.

Они все осели в Москве, многие женились на московитках, большая часть из них приняла православие. Однако тот факт, что итальянцев приглашали в Москву для выполнения инженерных работ, вовсе не означал, что в городе в то время не было постоянной итальянской колонии. Она образовалась в Москве, очевидно, еще в первой половине XV столетия и затем неуклонно расширялась. По некоторым предположениям, эта колония располагалась в районе современного храма Николы на Болвановке, рядом с Таганской площадью. Известный историк М.Н. Тихомиров высказывал предположение, что у итальянцев в Москве в то время даже была своя церковь, настоятель которой в 1492 г. перешел из католицизма в православие.

Но не только фрязинов приглашал в Московию Иван III. При нем приезжает множество немцев-наемников, пополнивших войско царя, – а также мастеров и ремесленников со всей Европы. Уместно задать вопрос, кто входил в состав этих иноземцев. Ведь «немцами» (то есть «немыми», не понимавшими русского языка) на Руси издавна называли практически всех западноевропейцев, хотя чаще все-таки выходцев из Германии, Скандинавских стран, Швейцарии, Англии. Поэтому к числу немцев относились в первую очередь «ливонцы» – немцы Ливонского ордена и подчиненные ему народы Прибалтики, финны, датчане, шведы, немцы Германии и «остзейские» немцы – с побережья Рижского залива, «лифляндцы» – эстонцы и латыши, а также швейцарцы, шотландцы, англичане, французы.

Взятие же Казанского, а затем и Астраханского ханств, привело к увеличению притока восточных народов (в основном татар, но также и чувашей, мордвы, удмуртов, марийцев, ногайцев, башкир) в Москву, поскольку все они оказались в составе Русского государства, пополнили уже существовавшие в столице «восточные» слободы.