Московское правительство стремилось навсегда удержать в России приглашенных им европейских мастеров, рассматривая их, как своих закрепощенных слуг. Нередко оно просто отказывало им в праве отъезда из России. Так, например, знаменитый Аристотель Фиораванти, строитель Успенского собора в Московском Кремле, поплатился опалой и заточением за попытку добиться возвращения на родину. Таким образом, уже при Иване III наметилась, превратившись впоследствии в московскую политическую традицию, тактика по отношению к нужным правительству иностранцам, которая выразилась в стремлении силой удерживать их в Московском государстве.
Однако если к этому времени в Москве итальянцев знали уже достаточно хорошо, то евреи появились в нашем городе при Иване III впервые. В те же годы с древнееврейского на церковнославянский язык были переведены Библия и научные книги ряда еврейских философов и астрологов. В 1490 г. в Москву приехал на постоянное жительство еврей из Венеции. Звали его Леон, или Мистро Леон, Жидовин; это был первый врач, приехавший в Россию из Европы, который стал лейб-медиком великого князя Ивана III и, не сумевший, вылечить княжеского сына, за что и поплатился головой.
В том же столетии в Москве сложилась Татарская слобода, находившаяся в Замоскворечье – там, где всегда селились выходцы из Орды.
Кроме итальянцев, евреев, греков, в Москве проживали выходцы и из других земель, в частности болгары и сербы. Лазарь Сербии (то есть выходец из Сербии) построил первые московские башенные часы, некий Борис (вероятно, болгарин) отлил колокол. Близость языка и веры не только помогала южным славянам легко оседать в Москве, но и быстро сливаться с московским населением. Это в еще большей мере относится к украинцам и белорусам, которых в то время объединяли общим названием «литовские люди».
В середине XV века в город в течение зимы собирались купцы из Германии, Польши, Венгрии, Греции и других отдаленных мест. В XVI веке торговое представительство иноземцев в Москве значительно выросло: купцы прибывали из Турции, Татарии, Персии, Туркмении, Кабардинской, Грузинской, Черкасской, Сибирской и других земель. Великий торг располагался там, где сейчас и по ныне возвышается Гостиный двор. При Иване III все купцы были расселены вокруг торга, на котором им отводились лавки.
После пожара Москвы 1547 г., уничтожившего прежние деревянные строения торга, Иван Грозный вновь застроил это место, назвав его Гостиным двором. Территории вокруг него, включая Посад и околокремлевскую часть Москвы, были окружены каменной стеной, воздвигнутой обрусевшим мастером Петроком Малым. Новые стены Посада и он сам получили название Китай-город (по одной из версий – от монгольского «китай» – средний), то есть «средний город».
Помимо лавок, находившихся в восточной части Посада, в Китай-городе и его окрестностях располагались и торговые и дипломатические «подворья» иностранных государств: Английский двор на Варварке (второй располагался на месте, где ныне ул. Мясницкая), Гишпанский, Персидский двор, а также Посольский двор, в котором останавливались посольства иностранных государств, и т.д. В XVI в. в современном Лубянском проезде, стояли Литовский и Армянский дворы, в которых останавливались приезжающие из Литвы и с Кавказа купцы с товарами.
Многие купцы оседали в Москве, основывали устойчивые поселения. Примером их могут служить армянские колонии в Москве, образовавшиеся в XV - XVI веках. Одна из них находилась в районе Покровки, в Армянском переулке. Хотя свое название переулок получил лишь в XVIII веке по новому вторичному поселению армян, относящемуся к середине этого века, эта местность и в XVI столетии была заселена армянскими купцами, группировавшимися вокруг Армянского двора. Вторая крупная армянская колония в XVI веке существовала в селе Воскресенском, в котором впоследствии поселились грузины (современные Большая и Малая Грузинские улицы), где в начале XVIII века была построена первая армянская церковь (снесена в советский период). Примером такого же торгового поселения может служить, например, и основанная купцами – «ляхами» в XV - XVI веках польская колония Старые Паны.
В XIV - XV веках иностранцы свободно расселялись в Москве. Наиболее знатные и богатые из них имели свои усадьбы в центральной части Москвы – Китай-городе и Белом городе. Излюбленным местом поселения осевших в Москве иноземцев были улица Покровка и отходившие от нее переулки. Были у иноземцев и свои церкви, в том числе лютеранская и кальвинистская, находившиеся неподалеку от Кремля. Такую веротерпимость русская православная церковь проявляла по отношению к лютеранам и кальвинистам «ради торговли и сношений, которые с ними усердно ведутся, а также ради тех должностей, на которых они служат царю». Но затем по приказу патриарха при Иване IV Грозном (1533 – 1584 гг.) эти каменные церкви снесли. К тому же уже с начала XVI века по царскому указу иноземцев начали вытеснять за тогдашнюю городскую черту и селить совместно за Яузой на Болвановке (современные Верхняя Радищевская улица, Таганская площадь и склон Таганского холма к Красному мосту). Это поселение получило название Немецкой или Старо-Немецкой слободы. Основу ее составили немецкие «воинские люди», входившие в войско Ивана III.
Еще один центр обитания «пришлых людей» находился у реки Неглинной (между современными станциями метро «Лубянка» и «Кузнецкий мост»). Там были расселены немецкие «торговые люди и искусные мастера», «коих было до тысячи». Это были пленные, вывезенные Иваном IV Грозным из городов Лифляндии, из Нарвы и Дерпта в ходе Ливонской войны. Пленных приводили в Москву из Ливонии в большом количестве; в одном только 1564 году их было доставлено в столицу более 3000 человек. В этом же году около двадцати немецких дворян, захваченных в Ливонии, состояло на московской службе. Особый отряд в московском войске образовали шотландцы, также взятые в плен в Ливонии.
В 1556 году с Афона в Москву прибыла большая группа греков-миссионеров. Царь поселил их на посаде в одном из домов, принадлежавших монастырю Николы Старого. Так в Москве начинает складываться еще одна греческая община.
Если дед Ивана IV Грозного – Иван III приглашал иностранцев в Московию и стремился создать для них льготные условия, то сам Грозный просто использовал тех мастеров, которые были захвачены в плен. Более того, в период правления Ивана IV Грозного, или «тирана», как его называли в своих записках путешественники того времени, стрельцы несколько раз устраивали погромы домов «ливонских», то есть «немецких», купцов, грабили и разоряли их.
При Иване IV Грозном жестокие бедствия обрушились и на московских торговцев-евреев, которых он приказал изгнать из Москвы. Товары их были собраны и сожжены. Иностранец, побывавший в то время в России, писал: «Как ни был он жесток и неистов, однако же не преследовал и не никого, кроме жидов, которые не хотели креститься и исповедовать Христа: их он либо сжигал живьем, либо вешал и бросал в воду». Гонения этого времени на евреев были столь жестоки, что в Москве остались из них лишь отдельные семьи лекарей, аптекарей, купцов, а еврейская община смогла образоваться в столице вновь лишь в XIX столетии.
В XVI веке была предпринята первая попытка упорядочить планировку жилых кварталов и определить численность и национальный состав Москвы. Однако после нашествия поляков город был так разрушен, что выполнить задуманное оказалось невозможно. По словам шведского посла: «Таков был страшный и грозный конец знаменитого города Москвы». Но в XVII в. столица быстро отстроилась, по величине она не уступала Парижу, а численность населения к середине века составила 200 тыс. чел.
Еще один центр обитания иноземцев располагался в районе станции метро «Красные ворота», на Новой Басманной улице, в Басманных переулке и тупике. Изначально там жили татары и русские, но к XVI веке население Басманной слободы пополнилось и иноземцами из числа «немцев». Ее называли «слободою перекрестов», то есть «тех, кто, приняв вторично крещение, перешли от иноземных христиан в веру московитов».
Без сомнения, большинство людей, хоть сколько-нибудь знакомых с историей Москвы, связывают поселение московских иноземцев с известной Немецкой слободой, упоминавшейся и в источниках уже в 1578 году. Эта слобода, названная Новой Немецкой, была основана при Иване IV Грозном и находилась далеко от тогдашней Москвы (район вокруг нынешней Бауманской улицы) за рекой Яузой, между речкой Чечорой и ручьем Кокуем (Кукуем), поэтому долгое время она и называлась по этому ручью – Кокуй.
Итак, в XV – XVI вв. Москва уже становится этнически разнообразным городом. В Москве появляются отдельные поселения иностранцев, многим из которых разрешено было даже строить свои храмы, церкви, мечети. Однако, селиться многие иностранцы могли не в любом уголке Москвы, а только в иностранных слободах, то есть права и свободы иноземцев были ограничены.
Вопросы и задания:
1. Что, на ваш взгляд, заставляло иноземцев селиться в Москве в рассматриваемый период времени?
2. Чем эти люди были привлекательны для Москвы?
3. Перечислите основные профессии, к которым относилось большинство иноземцев приезжавших в Москву XIV-XVI веков. Какие выводы о развитии Москвы этого времени можно сделать из получившегося перечня?
4. Конкретизируйте примерами такую фразу из текста: «Иностранцы были не просто временными поселенцами в Москве, а принимали активное участие в судьбе города и страны».
5. Какое влияние на состав и численность иноземцев в Москве оказывали важнейшие исторические события жизни Руси – России XIV-XVI веков.
6. Перечислите основные места поселения иноземцев в Москве в рассматриваемое время. Каким образом эти поселения отражены на современной карте Москвы?