Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по проведению первого урока 2008-2009 учебного года по теме: «мы разные в этом наше богатство, мы вместе в этом наша сила» (стр. 21 из 29)

Новые группы иноземцев в Москве

Перенесение столицы Российского государства в 1712 г. в Петербург значительно повлияло на жизнь Москвы. Темп прироста городского населения резко снизился. Тем не менее, число иностранцев (особенно немцев) продолжало в Москве возрастать.

В послепетровские времена в Россию приезжали иностранцы – специалисты и ученые, в основном в возрасте от 25 до 45 лет. Они создавали семьи в России и превращались вместе со своими потомками в «русских». К ним добавился огромный штат чиновников, в подавляющем большинстве немцев, появившихся в России в период бироновщины. Показателен тот факт, что самого Бирона сменили немцы же, Миних и Остерман. Немецкое «засилье» было для XVIII - XIX вв. преобладающим. На его фоне обрусевшие итальянские архитекторы Дж. Кваренги и В. В. Растрелли, а также французский зодчий Н.Н. Легран, строившие в Москве, например, составляли меньшинство.

Кроме военных, в России в начале XVIII в. работало много иноземцев-ученых. Так, Петр основал Школу навигацких и мате­матических наук, занимавшую вначале помещение Монетного двора на Большой Полянке, а затем переведенную в Сухареву башню. Школа, многие преподаватели которой были иноземцами, была пер­вым в России высшим светским специальным учебным заведением, готовившим мореплавателей, инженеров, архитекторов, геодезис­тов, учителей и пр.

Иноземцы – греки Иоанникий и Софроний Лихуды – препода­вали в первом высшем общеобразовательном учебном заведении Москвы и России – Славяно-греко-латинской академии, в которой учились М.В. Ломоносов, А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский. Увеличение числа иноземцев в Москве, европеизация жизни и быта москвичей, такая политика, проводимая Петром I, привела к по­степенному обрусению иноземцев, их растворению в составе мос­ковского люда. В свою очередь и москвичи перенимали много от инородцев.

Основная масса иммигрантов в России, и в Москве в частности, среди которых немцы занимали первое место, появилась в конце XVIII – начале XIX в., в царствование Екатерины II. В 1762 г. императрица-немка, урожденная принцесса Ангальт-Цербстская, издала манифест, в котором содержалось приглашение людям различных сословий и разных стран поселиться в России. Год спустя появился аналогичный манифест, обращенный непосредственно к немецким крестьянам, ремесленникам и фабрикантам. В первую очередь эта манифесты затронули южные области России, где селились иностранцы-колонисты, а из городов – Петербург. Но и в Москве они привели к появлению представителей всех сословий.

Армянские, грузинские и татарские поселения в Москве XVIII века

В XVIII веке в пределах Белого города окончательно складыва­ется армянское поселение, находящееся в районе Никольского, или Столпова, переулка, по церкви Николы в Столпах. Во многом это связано было с политикой Петра I, который приглашал армян в Россию для развития в ней торговли и промышленности. В одной из грамот, обращенных к армянам, в 1723 году царь обещал «честный армянский народ содержать в особой милости». Поэтому совершать богослужение в Москве было разрешено армянам лишь при Петре I.

В середине XVIII века из Персии в Москву переселился Лазарь Назарович Лазарян, ставший родоначальником целого семейства столичных армянских дворян – предпринимателей и меценатов. Он скупил в упоминавшемся выше Никольском переулке ряд дворов и расселил в них сородичей и слуг. Московская армянская колония стала быстро расширяться, и вскоре после этого в Никольском переулке появляется Крестовоздвиженская церковь, сооруженная в 1779-1781 гг. и ставшая впоследствии главным храмом московских армян.

Рубеж XVII и XVIII веков ознаменовался оседанием в Москве значительных по численности групп грузин. Грузины жили в Москве уже при Андрее Боголюбском, но их поселение образовалось в конце XVII - начале XVIII веков, когда расположенное под Москвой село Воскресенское перешло к князю Вахтангу Левоновичу, приехавшему в Белокаменную со своими сыновьями Бокаром и Георгием и со свитой в 3 тыс. человек. Грузинам были пожалованы царем 10 тыс. рублей и материалы на постройку каменной церкви. Впоследствии в Грузинских слободах селились люди других национальностей, в частности армяне.

В начале столетия близ Москвы, в селе Всехсвятском (сейчас – территория столицы, район станции метро «Сокол»), окончательно складывается центр грузинской диаспоры. В XVII столетии это село принадлежало боярину И.М. Милославскому, потом имеретинскому царевичу Александру Арчиловичу, любимому товарищу и верному сподвижнику Петра, (Имеретия была одним из самостоятельных государств в раздробленной Грузии). В отсутствие Александра в селе жила его сестра, царевна Дарья Арчиловна, а после его смерти она стала владелицей Всехсвятского. Двор царевны Дареджан Багратион (таково было ее грузинское имя) стал притягательным для каждого, кто приезжал из Грузии. Значение его еще больше возросло, когда в 1724 году по приглашению Петра I и из-за восстания на родине в Россию переселился царь Вахтанг VI – известный историк и законодатель, в свите которого были многие лучшие представители нации и простые люди, всего 3,5 тысячи человек. В это время село становится центром грузинской диаспоры не только Москвы, но и России. Во Всехсвятском была основана типография (первая грузинская не только в России, но и в Грузии), в которой под наблюдением грузинских священников и диаконов печатались на грузинском же языке богослужебные книги. После отъезда Вахтанга из Москвы с 174J года печатное дело продолжил его сын, царевич Бакар Вахтангович.

Однако это было не единственное грузинское поселение в столице. После того как в Россию переселился Вахтанг VI, его людям были пожалованы земли в районе нынешней Красной Пресни, где находилось село Воскресенское. Вскоре там образовалась Грузинская слобода. Через нее пролегла дорога к обширным полям ямщиков Тверской-Ямской слободы. Со временем эта дорога застроилась домами и превратилась в улицу, которая в наши дни носит название Большой Грузинской. Всем хорошо знакома фамилия Багратион, ассоциирующаяся главным образом с личностью генерала Петра Ивановича Багратиона, героя Бородина. Между тем эту фамилию носили все духовные вожди грузинской колонии в Москве, а также сыновья Вахтанга VI, поселившиеся на Большой Грузинской улице. Именно из них и происходил Петр Иванович.

В том же столетии в Москве, на территории Донского монастыря, в подклете главного монастырского собора, складывается грузинский некрополь, где погребаются сыновья грузинского царя Арчила I: Александр, Мамука и Давид. Позднее рядом с ними было захоронено тело Арчила II, его жены Кетеван и их дочери Дареджан Арчиловны, которая при жизни много сделала для украшения Донского монастыря. Здесь же были погребены и сыновья Вахтанга VI – Бакар Вахтангович, генерал-лейтенант артиллерии, и Вахушти Багратиони – историк и географ. Позднее захоронения грузинских князей и дворян начинают появляться и вне стен храма – на старом монастырском кладбище.

В XVIII веке продолжается рост московских татарских слобод. В середине столетия на Большой Калужской улице (теперешняя территория парка культуры имени Горького и начало Ленинского проспекта) известно уже большое татарское кладбище. Императрица Екатерина II поощряла приток делового мусульманского населения в столицу, и к началу XIX века численность татар в Москве еще более возрастает; за Даниловской заставой, на Даниловом поле появляется еще одно татарское кладбище. Как и прежде, в Москве продолжает селиться татарская знать, зачастую поступающая на царскую службу. Положение обязывало ее представителей принимать православие. Значительная часть этой знати влилась позднее в российское дворянство. Однако основную часть татарского населения Москвы в это время по-прежнему составляют купцы и мещане.

Вопросы и задания:

1. Какие изменения в роли иноземцев в жизни Москвы произошли в годы правления Петра I? С чем это связано?

2. Чем можно объяснить проявления вражды к иноземцев в это время?

3. Охарактеризуйте развитие Немецкой слободы и причины усиления ее влияния на государственные дела России в петровский период.

4. Какую роль играли немцы в послепетровской Москве?

5. Дайте характеристику армянских, грузинских и татарских поселений в Москве XVIII века.

6. С какими историческими событиями связано усиление присутствия армян и грузин в России изучаемого периода?

7. Проследите по современной карте Москвы расположение наиболее известных поселений иноземцев XVIII в.

4.1.4. Иностранцы в Москве в XIX в.

Население Москвы в XIX веке

Сведения о численности и национальном составе Москвы на начало XIX века крайне противоречивы, поскольку, по замечанию исследователей, метрические книги велись тогда очень плохо. Знаменательной вехой в московской истории был пожар 1812 г., когда почти полностью сгорели все деревянные строения, население покинуло город, многие иностранцы, игравшие значительную роль в его политической и экономической жизни, бежали. Считается, что в 1811 г. в Москве проживало около 270 тыс. человек разных национальностей, а после пожара – немногим более 215 тыс. (на 100 жителей 92 православных). В этот период главным фактором, формировавшим население, стала миграция, что позволило довольно быстро увеличить его численность, и уже к 1840 г. в Москве насчитывалось 349 тыс. человек, в 1856 г. – 369 тыс., в 1868-м – 416 тыс. человек.

Наиболее достоверные сведения о населении были получены после проведения однодневных переписей в декабре 1871 г. и январе 1882 г. Так, в декабре 1871 г. в Москве было зафиксировано 601 969 человек, в январе 1882 г. – 753 469.