Перепись 1882 г. показала, что мужчины составляли 57% москвичей, численность населения увеличивалась не вследствие естественного прироста, а за счет миграции (74% родились вне Москвы). Мигранты в основном были выходцами из Тульской, Калужской, Рязанской, Смоленской губерний. Жители уездов Московской губернии, таких, как Подольского, Бронницкого, предпочитали селиться в Рогожской, Сущевской и Лефортовской частях Москвы, иностранцы - французы и немцы – проживали в Тверской и Мясницкой частях.
Переписи 1871 и 1882 гг. дают представление о национальности и вероисповедании жителей города. Свыше 90% населения составляли православные. Некоторое снижение удельного веса православного русского населения с 1871-го по 1882 г. было связано с увеличением доли евреев (их число за этот период выросло с 0,88 до 2%). Однако в начале 90-х годов началось выселение из Москвы евреев, не имевших права жительства в столице.
Первая Всероссийская перепись населения (28 января 1897 г.) показала, что в Москве вместе с пригородами проживало 1 млн. 426 тыс. человек, а в черте города около 1 млн. Как и прежде, рост численности москвичей происходил за счет миграционных процессов. Крупнейшими этническими группами были немцы (около 18 тыс.), поляки (9 тыс.), евреи (около 5 тыс.), татары (4,3 тыс.). По данным за 1902 г., местных уроженцев в Москве насчитывалось 28%, а пришлых – 72%. В дальнейшем эта характерная особенность города сохраняется. Материалы переписи 1912 г. показали, что около 85% жителей родились вне столицы. Если в 1902 г. коренных москвичей было 27%, то в 1912 г. их стало примерно 21%.
Изменения в положении иностранцев в начале XIX века
В начале XIX столетия, в правление Александра I, все ограничения на проживание в столице иноземцев были сняты. Некогда более-менее четко определенные границы национальных московских слобод начинают размываться и исчезать. Иностранцы активно расселяются в центре города, на главных улицах, открывают свои магазины и торговые дома.
Во время французской военной кампании 1812 – 1815 гг. множество «русских иностранцев» служили в Генеральном штабе русской армии, входили в состав офицерского корпуса, принимали участие в военных действиях. Легендами (благодаря его храбрости и таланту полководца) было овеяно имя генерал-фельдмаршала, шотландца по происхождению, князя Барклая-де-Толли. Известность получили герои войны 1812 г. остзейские немцы – генерал от инфантерии барон Ф.В. Остен-Сакен, два графа Сивере, бароны Розен, граф А. И. Ливен.
Наряду с немцами, хотя и в меньшем числе, в Москве присутствовали итальянцы и французы. Первые достойно представляли архитектуру, живопись, музыкальную жизнь, театр. Уже с середины XVIII века в Москве успешно выступают «московские» итальянские труппы. На нынешней улице Знаменке находился театр итальянцев Бельмонти и Чути, перешедший позже к их соотечественнику Грота. При Елизавете Петровне у Красных ворот находилась деревянная «комедиальная храмина», в которой иностранные, по преимуществу итальянские, но уже жившие в Москве, труппы давали представления. Весьма часто итальянцы были учителями танцев, пения, музыки.
Начиная с середины XVIII в. французы становятся законодателями мод и, удерживая первенство среди иностранных торговцев в Москве, владеют лавками. Большинство находилось на Кузнецком мосту, превратившемся в «святилище роскоши». Недаром Фамусов восклицает в «Горе от ума»:
«А все Кузнецкий мост и вечные французы,
Откуда моды к нам, и авторы, и музы –
Губители карманов и сердец».
В начале XIX в. из 18 «модных» магазинов Кузнецкого моста только один был русским. Потомком француза, торговавшего на Кузнецком мосту, был известный русский юрист конца XIX - начала XX веков А.Ф. Кони. Модные магазины на улице сохранились почти до 1918 г., и владельцами их оставались главным образом иностранцы (Аванцо, Дациаро, Альшванг). «Французской» торговой артерией были и находившиеся рядом Петровка и Каретный ряд. Обилие лавок отражало моду российских средних и высших слоев на все «французское»: от языка и одежды до политических симпатий и настроений. Французы значительно прибавились в Москве в начале XIX века. В большинстве своем это были лица, спасавшиеся от Великой французской революции. В России они пополнили ряды гувернеров, воспитателей, учителей, в том числе и домашних, держали школы танцев, модные магазины.
Продолжает развиваться московская армянская колония. В 1801 году скончался бездетным один из богатейших членов семьи Лазаревых – Иван. Перед смертью он передал свое богатство брату Иоакиму и завещал ему построить училище для бедных армян. Иоаким исполнил волю умершего и открыл училище в Никольском переулке в 1815 году. Открытие училища послужило причиной для переименования Никольского переулка в Армянский, и это название сохраняется за ним до настоящего времени. Вскоре училище стало гимназией, а в 1848 году – Лазаревским институтом восточных языков, который готовил чиновников и переводчиков для дипломатической службы в Закавказье. В XIX столетии были воздвигнуты и два армянских храма. Один – в 1815 г. на Армянском кладбище (средства на него дали все те же братья Лазаревы), сохранившийся до настоящего времени. Другой – в 1830 г. на Большой Грузинской улице.
Большая часть татар в Москве в первой половине XIX века – купцы и мещане. В основном это были выходцы из Казани, Касимова, затем нижегородские татары, пензенские и астраханские. В 1816 г. на Татарской улице в Замоскворечье, на участке земли, подаренном московским татарам в благодарность за подвиги татарского полка в Отечественной войне 1812 г., была воздвигнута мусульманская мечеть.
После реформ 60-х гг. начинается новый прилив татар Москву – и меняется их социальная структура. Привычной стала фигура татарина – мелкого торговца, извозчика; состоятельные москвичи охотно нанимали татарскую прислугу. Сначала Мясницкая, а затем и Сретенка запестрели разнообразными вывесками с мусульманскими фамилиями. Много татар селилось на Драчевке (в наше время – Трубная улица). С 70-х г. Замоскворечье постепенно перестает быть средоточием жизни московских татар и таким центром становится Мещанская часть Москвы; в 1882 г. основная масса московских татар расселилась в Сретенской и примыкавшей к ней Тверской частях города. Нынешняя центральная соборная мечеть московских мусульман как раз и находится в бывшей Мещанской части Москвы (недалеко от станции метро «Проспект Мира», рядом со спорткомплексом «Олимпийский»),
XIX век стал временем упадка центра московского грузинского поселения в селе Всехсвятском. Часть села в 1838 г. перешла к внучке царевича Бакара Вахтанговича Анне Георгиевне Толстой, известной покровительнице Н.В. Гоголя. В 1862 г. она продала свою долю, и земли, принадлежавшие грузинским князьям, перешли в казну и стали распродаваться по частям в частные руки. Во Всехсвятском началось массовое дачное строительство, во время которого были разобраны дворцы грузинских царевичей и исчезли последние напоминания о былой славе этих мест.
Но все же и итальянцы, и французы, и представители других народов составляли меньшинство по сравнению с немцами, которых в середине XIX века в Москве было около 30 тыс. Упрочению положения иностранцев и их растворению в составе москвичей способствовало принятие в 1864 г. указа о вступлении иностранцев в Российское подданство. После этого процесс их интеграции, или растворения, пошел ускоренными темпами.
Новые московские поселенцы
На протяжении XVIII – XIX веков население Москвы пополнилось новыми группами «инородцев»: цыганами, евреями, айсорами, караимами.
Известно, что в конце XVIII века граф Орлов-Чесменский преподнес двору императрицы Екатерины II новую забаву – цыганский хор Соколова, состоявший из крепостных цыган и исполнявший русские народные песни. Воспринятый сначала как экзотика, вскоре хор приобрел невероятную популярность и в том же 1804 г. получил от владельца, графа Орлова, вольную. Цыгане поселились у Козьего болота, или «Козихи» (в районе современных Бронных улиц). Они снимали в Москве для концертов большие залы, куда приглашали «гостей», любящих их музыку (в один из таких залов на Бронной к цыганке Тане захаживал А.С. Пушкин), а также нанимались в трактиры, где играли, пели и плясали для посетителей.
Через некоторое время, в середине столетия в Москве появилось уже несколько цыганских местечек, расположенных рядом с «местами работы» цыган – вблизи увеселительных парков: в Останкино, в Петровском, у знаменитого на весь город ресторана «Яр». К концу столетия в Москве появилось даже место, названное «Цыганский угол» (в районе Эльдорадовских переулков). Цыгане строили для себя собственные недорогие и вместительные дома, поскольку традиционная цыганская семья всегда была многодетной.
В начале XIX века, благодаря принятому в 1804 г. в царствование Александра I «Положению о евреях», их права стали определяться законодательно и для них становится возможным селиться в крупных городах России, в том числе и в Москве. Поэтому уже с начала столетия в нашем городе начинает складываться еврейское поселение на территории Зарядья, которое к пятидесятым годам XIX века уже наполовину было заселено евреями. Расселение еврейской колонии именно в Зарядье было связано с тем, что в 1826 – 1827 гг. евреям действительно было разрешено временное жительство в Москве, но этим правом могли пользоваться только купцы-торговцы, которым позволялось находиться в городе от одного до трех месяцев.
В середине 1890-х гг. в Москве, в Спасоглинищевском переулке, была построена большая синагога, ставшая центральной (хоральной), а ее интерьеры оформлены в начале XX столетия архитектором Р.И. Клейном. В ней была размещена богатейшая библиотека на самых различных языках – латинском, еврейском, польском, французском и других. Эта синагога до настоящего времени продолжает оставаться центром религиозной и культурной жизни московских евреев.
Появление в Москве караимов – потомков тюркских племен, входивших в Хазарский каганат на берегах Каспия, исповедующих особую форму иудаизма, произошло как после присоединения Крыма к России в конце XVIII веке, так и после подчинения Польши. После разгрома Хазарского каганата в X веке киевским князем Святославом караимы жили в Крыму, но в XIV веке часть их была оттуда расселена в Литве и в нынешней Западной Украине. Число их в Москве было достаточно значительным, в XVIII – XIX веков в городе даже существовало особое Караимское кладбище.