Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по проведению первого урока 2008-2009 учебного года по теме: «мы разные в этом наше богатство, мы вместе в этом наша сила» (стр. 24 из 29)

Правда, следует отметить, что в период сталинских репрессий конца 30-х гг. «чистка» в первую очередь захватывала всех этих вновь прибывших, для которых их национальная принадлежность превращалась в повод для обвинения в национализме или шпионаже. Эта ситуация усугубилась в годы Второй мировой войны, когда из России, а из Москвы особенно, в Казахстан и Среднюю Азию выслали поляков, прибалтов и других иностранцев. В первую очередь эти этнические чистки и депортации коснулись немцев, от которых очищали всю европейскую часть СССР, и Москву в первую очередь.

Уже начиная с последнего военного года, власти стали допускать и приглашать в столицу новые группы населения «для восстановления» города. Эта политика получила продолжение в конце 50-х - 60-е гг., когда в Москву с целью развития и подъема промышленности начали прибывать извне по «лимиту» в основном бывшие сельские жители, которых приглашали предприятия, стройки и т.д.

Перепись населения 1959 г. показала следующий национальный состав москвичей: по сравнению с довоенным 1939 г. заметно повысился удельный вес русских (с 87 до 89%), снизилось число евреев (с 6 до 4%), уменьшилась доля немцев, поляков, представителей Прибалтики, мордвы, азербайджанцев, грузин, но увеличилась доля татар, украинцев и белорусов.

Период с конца 60-х по 80-е гг. отмечен дальнейшей интернационализацией состава москвичей. Она происходила в значительной степени за счет оседания в столице профессионально подготовленных национальных кадров из республик Союза – бывших студентов московских вузов, выходцев из различных регионов страны, не желающих возвращаться «к себе». русских из большинства республик СССР. В 90-е годы численность населения значительно увеличилась вследствие значительного притока мигрантов и вынужденных переселенцев из дальнего и ближнего зарубежья.

Население Москвы после распада Советского Союза

Новый толчок для развития Москвы как многонационального города дали события 1990-х гг. После распада Советского Союза, с началом сложных перемен в жизни России, многие жители из ближнего зарубежья стремятся попасть в Москву. Побудительные мотивы этих перемещений самые разнообразные: военные конфликты в местах бывшего проживания и нежелание в них участвовать, экономический кризис и безработица в бывших республиках, желание заняться коммерцией и «делами» в Москве – городе огромных возможностей. Также со снятием ограничений на приезд иностранцев, на их предпринимательскую деятельность в столице резко возросло число приезжих из дальнего зарубежья – представителей дипломатических структур, деловых и коммерческих кругов, религиозных, образовательных, туристических организаций, прессы и т.п. Точную численность указать трудно, но предполагают что их число порядка полумиллиона человек.

В Москве сосредотачиваются беженцы и вынужденные переселенцы, сорванные с насиженных мест военными, этническими, религиозными и прочими конфликтами. Первыми беженцами, прибывшими в Москву, были пострадавшие в ходе землетрясения в Армении и армяне – жертвы погромов в Сумгаите и Баку, приехавшие в 1989 - 1991гг. Позже к ним добавились выходцы из зон военных конфликтов на Кавказе, в Таджикистане и Молдове – люди самых разных национальностей. Значительную их часть составляют русские и русскоязычное население, изгоняемое также из государств Балтии. Среди беженцев есть легальные и нелегальные (неучтенные) потоки. Численность этой категории населения крайне сложно определить, тем более что беженцы стремятся поселиться не только в Москве, но и в Московской области. Приблизительные оценки их числа по Московскому региону (столица и область) около полумиллиона.

Нет точного учета той огромной группы лиц различных национальностей, которая приезжает в Москву «по делам» (в основном коммерческим) на некоторое время или даже на постоянное место жительства из стран ближнего зарубежья. Ориентировочное число таких «вновь прибывших» в Московский регион – примерно миллион или более (но их число также постоянно возрастает). За счет этой категории лиц значительно стал меняться национальный состав наличного населения Москвы и Московской области. Хотя сюда прибывают представители всех республик бывшего СССР, все же преобладают выходцы из южных, восточных и юго-восточных регионов. Правда, в самое последнее время наблюдается некоторое упорядочивание и численное сокращение миграций, утрачивающих черты стихийности.

После недавней отмены Россией статьи Уголовного кодекса за бродяжничество в Москве «официально» появились бездомные, или, в просторечии, бомжи (лица без определенного места жительства). Их число превысило 60 тыс., и свыше 80% из них – не москвичи. Несмотря на то, что часто они представляют собой реальную опасность, как в социальном смысле, так и в медико-санитарном, они с большим трудом поддаются контролю и элементарному подсчету.

Еще одну новую категорию «пришлых людей» составляют иммигранты и беженцы из стран дальнего зарубежья. Это выходцы из Китая, Вьетнама, Монголии, Северной Кореи, Афганистана, Ирана, Ирака (курды), Сомали, Эфиопии, Анголы, Кубы и Чили. Они попадают в Москву не только прямо, но и всякими обходными путями (по туристической визе, например, до Сочи или Баку). В силу этого точных статистических данных и в отношении этой категории мигрантов нет. Считается, что на данный момент в Московском регионе их число достигает 250 - 300 тыс. Среди них есть и беженцы, устремившиеся в Россию после подписания ею в 1992 г. конвенции ООН по приему беженцев. Есть и бывшие «лимитчики», как, например, большинство вьетнамцев и отчасти китайцев, не выехавших из России после истечения контракта их работы. Но при всех различиях большинство представителей этой категории «пришлых» стремится на Запад, в европейские страны или США, рассматривая Москву только как временное пристанище. Оно часто превращается для них в постоянное, поскольку, как правило, западные страны, напуганные иммиграцией, отказываются их принимать и отсылают обратно в Россию.

Таким образом, Москва в последние годы превращается в современный Вавилон. Такое, правда, переживают многие го­рода мира.

Вопросы и задания:

1. Выделите периоды изменения численного состава населения Москвы и его этнические характеристики в XX веке.

2. Охарактеризуйте основные факторы, которые влияли на численность и этнический состав населения города в рассматриваемый период.

3. Насколько эти факторы отличаются от причин изменения численности и состава населения Москвы в предыдущие периоды истории города? В чем сходство этих факторов в разные исторические эпохи?

4. Какие исторические события в истории мира, нашей страны стали рубежными для изменений этнического состава Москвы в XX в.?

4.1.6. Названия московских улиц, связанные с иностранными поселениями

Очень рано в Москве появились татары и другие народы Вос­тока, о чем свидетельствуют многочисленные топонимы к югу и юго-западу от Кремля. Достаточно вспомнить такие московские названия, как Балчуг, что по-татарски означает «болото», Ордын­ка – дорога по ней вела в Золотую Орду, Таганка (происходящая от восточного «таган» – котел для походной кухни), Новая Басман­ная улица, Басманный переулок и тупик (слово «басман» – татарс­кое, означающее «дворцовый» или казенный хлеб),

Воспетый поэтами Арбат впервые упоминается в летописях в 1493 году. Вероятно, название происходит от арабского «рабад», что в переводе означает «пригород, предместье». И действительно, в древности на месте Арбата и примыкающих переулков был лес, по которому протекал ручей.
По другой версии слово «арбат» – татарского происхождения, означающее повозку, Крымский мост – рядом с ним (тогда здесь был брод) находился двор, где жили представители крымского хана.

Так как татары не понимали рус­ского языка, московиты – татарского, а торговые контакты и с Ор­дой, и с Востоком вообще были значительными, то требовались переводчики – толмачи, – которые и поселились рядом с торгом, образовав целую слободу, в которой жили и татары. О них напо­минают выходящие на Большую Ордынку Большой, Малый и Ста­рый Толмачевские переулки (в районе метро «Новокузнецкая»). Неподалеку оттуда, в районе станции метро «Павелецкая», находи­лась и большая Татарская слобода, оформившаяся в XIV – XV веках, о которой свидетельствуют Татарская улица и Большой и Ма­лый Татарские переулки. Граница слободы доходила до современ­ных станций метро «Новокузнецкая» и «Третьяковская», где про­ходит Большая Татарская улица.

Черкизовские улицы своё название получили от находившегося на этом месте села Черкизово. Как пишет историк академик С.Б. Веселовский, ко времени «великой замятни» в Орде в Москву на службу к великому князю Дмитрию Донскому приехало большое количество татар. Среди них был и царевич Серкиз, после крещения ставший Иваном Серкизовым. Его сын Андрей Иванович, воевода, погиб на Куликовом поле. Царевич был человеком небедным: из Орды на Русь он перевез остатки былого богатства семьи, что дало ему возможность приобрести и некоторые земли. В то же время Иван Серкизов, как и другие родовитые выходцы из Золотой Орды, был награждён великим князем вотчинами. Поэтому ближайшие потомки Ивана Серкизова считались в Москве весьма состоятельными людьми. В число вотчин Серкизовых вошло подмосковное село Черкизово, получившее свое название по имени того, кому оно было пожаловано около середины XIV века.

О сурожских купцах напоминают многие названия в Моск­ве и области: Саларево, Солослово, Софрино, Тропарево, Ховрино и др.

Польская колония Старые Паны, основанная купцами-«ляхами» в XV - XVI веках, дала имя современному Старопанскому переулку, расположенному между станциями метро «Китай-город» и «Площадь Революции». От польского слова «място» – город, по которому горожан – выходцев из города стали называть мещанами (в русских документах «местчане», «месчане») произошло название Мещанской слободы и образовывавших ее 1-й, 2-й, 3-й и 4-й Мещанских улиц, из которых под таким названием в наши дни сохранилась только последняя, расположенная между улицами Дурова и Садово-Сухаревской, параллельно проспекту Мира.