Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по проведению первого урока 2008-2009 учебного года по теме: «мы разные в этом наше богатство, мы вместе в этом наша сила» (стр. 25 из 29)

О поселенцах из Малороссии (так раньше называли Украину) напоминает улица Маросейка, название которой произошло от ис­каженного в московском говоре XVII века названия подворья Малороссейка, Хохловские площадь и переулок, улицы Верхняя и Ниж­няя Хохловка.

До сих пор в Москве сохранилось название Шведский («свейский») тупик. Он находится в районе Тверской улицы – между Малым Гнездниковским переулком и нынешней улицей Станиславского. В XVII веке здесь проживали преимущественно шведы, которые имели свое торговое подворье и свою лютеранскую кирху.

Грузинское поселение, упоминаемое в 1714 г. как Грузины дало название Большой и Малой Грузинским улицам, Грузинскому переулку и валу, а армянское со стоящей там армянской церковью – Армянскому переулку.

Посланников переулок получил свое название по домовладельцу середины XVIII века – прусскому посланнику фон Мардофельту. Переулок находится в районе Бауманской улицы.

Имя домовладельца – французского портного Фуркаса – с середины XVIII века дало название Фуркасовскому переулку, распложенному близ станции метро «Кузнецкий мост».

Всем известна привлекательная историческая местность – Лефортово. Названа она была в честь сподвижника и любимца Петра I Франца Лефорта. Умный, инициативный, преданный своему делу и царю, он сразу завоевал расположение Петра. В конце XVII века в восточной части Москвы, на левом берегу Яузы, был расквартирован солдатский («Лефортовский») полк под командованием Лефорта, что и дало название всему району Лефортово.

Таким образом, мы видим, что, как писал замечательный исследователь московских топонимов Алексей Александрович Mapтынов, «названия урочищ, площадей, улиц, переулков произошли не случайно. В этих названиях заключается большею частью указание. на историческое событие, на известное в свое время лицо, на бытовую черту, на местную особенность; в них хранится память шедшего, иногда отдаленного».

Вопросы и задания:

1. Найдите на современной карте Москвы указанные в параграфе улицы, переулки, название которых связано с поселениями иностранцев.

2. Опираясь на приведенные ниже информацию об Армянском переулке и Большой Грузинской улице, выработайте алгоритм исследования истории улиц или переулков Москвы, названных в честь иноземных жителей Москвы, ставших неотъемлемой частью москвиче й.

3. Проведите подобное мини-исследование одной из таких московских улиц или переулков (по вашему выбору).

Армянский переулок

Переулок этот, возникший «между Покровкой и Фроловкой», как говорили в старину москвичи, менял свое название. С начала своего возникновения, примерно во вторую треть XVII века, переулок назывался то Никольским, то Столповским по церкви Николая Чудотворца в Столпах, стоявшей с XVI века на углу с Малым Златоустинским переулком.

В середине XVII века переулок облюбовали для места жительства бояре Артамон Сергеевич Матвеев и Иван Михайлович Милославский. Будучи соседями, они долгие годы боролись за первенство в Боярской думе и от того люто ненавидели друг друга. Первенство здесь чаще одерживал А.С. Матвеев, один из просвещеннейших людей России, того времени, знаток европейских языков, собиратель книжных редкостей, человек, участвовавший в создании русского театра. Славен он был и своими ратными подвигами, за что пользовался уважением в народе. В годы возвышения А.С. Матвеева переулок назывался его именем – Артамоновским.

В середине XVIII века переехал в Россию из Исфахана (Персия) на постоянное жительство богатый и знатный армянин Лазарь Назарович Лазарян (1700 – 1782) с большим семейством, сородичами и слугами. В Москве он скупил много дворов между Мясницкой и Маросейкой, особенно в описываемом переулке (отсюда происходит название Армянского переулка). В 1779 – 1781 гг. на средства Лазаревых была построена во дворе дома №3 большая армянская церковь Воздвижения Креста Господня (архитектор Ю.М. Фельтен; снесена в 1930-х гг., на ее месте – школьное здание). Екатерина II возвела весь род Лазаревых в дворянское звание, и, как русские помещики, они купили несколько деревень, где большей частью устроили шелковые и бумажные фабрики. Самая большая из шелковых фабрик располагалась в с. Фряново (ныне поселок в Московской обл.), где выделывались парча и шелка, не уступавшие заграничным. Сыновья Л.Н. Лазарева: Иван (Ованес) Лазаревич (1735 – 1801 гг.), завещал свое состояние на устройство училища для детей бедных армян; Иоаким (Овагим) Лазаревич (1744 – 1826 гг.), в 1815 году открыл в своем доме (Армянский переулок №2) армянское училище, преобразованное позднее в Лазаревский институт восточных языков (ЛИВЯ), исполнив тем самым волю своего брата. Многочисленные представители семейства Лазаревых похоронены в церкви Воскресения на Армянском кладбище.

Армянское кладбище, в северо-западной части Москвы, на Пресне (ул. Сергее Макеева, 12). Основано в конце XVIII в. по ходатайству армянской общины (отсюда название). Хоронили главным образом армянских купцов и ремесленников. В 1815 году построена церковь Воскресения. На армянском кладбище могилы братьев Лазаревых, основателей Лазаревского института восточных языков, поэта и педагога С.С. Шахазиза, юриста Г.А. Джаншиева. Над братской могилой воинов, погибших в Великую Отечественную войну и умерших в московских госпиталях, сооружен мемориал. На армянском кладбище похоронены: Герои Советского Союза – Г.А. Туржанский и И.И. Дондыш, ученые – Л.К. Рамзин, Н.А. Прилежаев, скульптор М.Д. Рындзюнская, писатель А.П. Платонов и др.

Лазаревский институт восточных языков (ЛИВЯ), учебное заведение, центр армянской культуры в России. Открыто в 1815 году как частное училище на средства и во владениях семьи Лазаревых, которые по уставу стали его попечителями. В 1827 году получил название институт восточных языков. В 1835 году он приравнен к правительственным гимназиям. В 1841 году открыто отделение для детей армянского духовенства, в 1843- казеннокоштное (готовило административных чиновников для Закавказья; принимались армянские юноши из бедных семей и сироты). По уставу 1848 года институт получил права высшего учебного заведения. Его полная программа сочетала российское среднее и высшее образование с изучением армянской и восточных культур. ЛИВЯ состоял из гимназических (6 лет обучения) и лицейских (3 года) классов. Лицейские в середине XIX века преобразованы в специальные классы с преподаванием по программе восточного факультета Петербургского университета. По уставу 1872 года институт перешел в ведение Министерства народного просвещения. Учащиеся делились на пансионеров (большинство), полупансионеров и приходящих. Уставы института традиционно поощряли самостоятельность учащихся в освоении знаний. В учебном заведении преподавали А. Аламдарян и другие деятели армянского просвещения и науки, педагоги Московского университета А.Н. Веселовский, В.Ф. Миллер, Г.И. Кананов, А.Е. Крымский и другие. ЛИВЯ имел хорошо оборудованные кабинеты, коллекции (археологические, нумизматические, минералогические и другие) и библиотеку, пополнявшиеся дарами выпускников и преподавателей. При институте была типография, печатавшая на армянском языке книги и журнал «Юсисапайл» (издатели – профессор ЛИВЯ С. Назарян и М. Налбандян); её книги на русском языке знакомили читателей с армянской культурой. В ЛИВЯ учились И.С. Тургенев, В.Г. Лидин, К.С. Станиславский, армянские поэты, такие как В. Терян, С. Шахидзе и другие, создатель армяноведческой школы М. Эмин и другие. Среди выпускников ЛИВЯ: востоковеды Б.В. Миллер, В.А. Гордлевский, филологи Н.А. Ашмарин, Н.К. Дмитриев, Р.Б. Якобсон, Д.Н. Ушаков и другие. Закрыт в 1918 год.

В настоящее время в здании ЛИВЯ, принадлежащему посольству Республики Армении в Российской Федерации, открыт музей русско-армянских связей, демонстрируются документы, археологические находки, связанные с историей строительства и реставрации ансамбля.

Большая Грузинская улица

Большая Грузинская улица является главной артерией связывающей Красную Пресню с районом Белорусского вокзала, улицей Тверской и Ленинградским проспектом.

В XIV веке эта местность принадлежала князю Владимиру Андреевичу Серпуховскому, затем – Новинскому монастырю. В XVII веке на ее территории находилось дворцовое село Воскресенское и «государев сад» площадью около 64,4 га. Документ того времени гласит: «А в том саду садового строенья: 2 400 яблоней, по местам на грядах, 560 прививков, 34 гряды кочек, 2 500 кустов вишнягу, 112 гряд смородины красной... Садовники садят в том саду капусту, огурцы и иной летний овощ про себя и на продажу». В 1680 году царь Федор Алексеевич устроил там свою летнюю резиденцию, где он часто бывал со своим младшим братом, будущим царем Петром I.

В 1711 году село Воскресенское было пожаловано рязанскому епископу, а в 1729 году было подарено грузинскому царю Вахтангу VI, приехавшему в Москву в 1725 году с сыновьями Бакаром и Георгием и с большой свитой из князей, дворян и простых людей количеством превышавшем 3 тыс. человек (сведения разных источников указывают от 1,5 до 4 тыс. человек). На постройку домов пожаловали грузинскому царю, кроме строительных материалов, большую в то время сумму – 10 тыс. руб. Вскоре по обоим берегам речки Пресни появились грузинские слободы, а на Грузинской площади, где теперь расположен сквер с памятником Шота Руставели, – дворец Вахтанга VI. Его сын, царевич Георгий Вахтангович, генерал-майор русской армии, просил разрешение устроить домовую деревянную церковь в честь великомученика Георгия, но духовная консистория решила, что она должна быть приходской. Так в Москве появилась первая грузинская церковь.

В XVIII веке грузины пользовались некоторыми привилегиями сравнительно с другими жителями: дворы их были освобождены от солдатского постоя; их не могли привлекать на государственную службу без разрешения членов их царского дома и прочее. Особые льготы по государственной повинности и некоторое самоуправление, предоставленные колонистам, позволили им развернуть здесь значительную культурную деятельность.