Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по проведению первого урока 2008-2009 учебного года по теме: «мы разные в этом наше богатство, мы вместе в этом наша сила» (стр. 28 из 29)

Конечно, Москва взяла на себя большую дополнительную нагрузку. Например, около 10 тысяч школьников, которые не являются москвичами, живут здесь временно, но учатся. Практически это означает, что 10 крупных московских школ работают на этот контингент. 18 процентов из тех, кто сегодня получает медицинское обслуживание в больницах и поликлиниках города, – тоже не москвичи, среди детей этот показатель еще выше – 23 процента. Здесь наряду с жителями регионов России, безусловно, представлены и мигранты. Совершенно ясно, что если людям не оказывать поддержку и содействие в получении образования и медицинской помощи,– это неправильно и приводит лишь к их озлоблению. А это чревато социальным взрывом.

- Китайский, арабский и прочие кварталы – реальность для многих западных столиц. Такая компактность «национального» проживания якобы удобна для контроля, управления и других функций. Но Франция показала оборотную сторону этой практики. А в Москве существуют районы, в которых компактно проживают те или иные этносы?

- Нет, и это результат осознанной политики столичного правительства. У нас иммигранты живут достаточно «дисперсно»: даже судя по школам, по обслуживанию в больницах, они рассредоточены более или менее равномерно по всему городу.

- Тем не менее районы юго-востока уже называют «кавказскими».

- Это не соответствует действительности. Еще, например, говорят, что в Москве живет полтора миллиона азербайджанцев...

- Это не так? Тогда откуда взялась эта цифра? Есть ли точные сведения? Московское правительство опирается только на официальные данные переписи населения или учитывает и цифры «по оценкам», скажем, ГУВД?

- Перепись тоже не дает точной характеристики национального состава населения, поскольку не все называют свою национальность. Да, пресса пишет, что больше всего выходцев с Кавказа живет на юго-востоке столицы, в районах сравнительно дешевого жилья. Но там ведь не только иммигранты, но и коренные москвичи. В Москве нет таких «гетто», как в Париже, и, уверена, никогда не будет.

А с данными по этническому составу населения Москвы – действительно проблемы. Нам важно знать эти цифры и в отношении постоянно проживающего населения, и по мигрантам. О том, что нет достоверной и точной статистики о миграционных процессах, говорил не так давно и Владимир Путин. Результаты последней переписи населения быстро устарели – идет постоянный приток мигрантов. Центры регистрации не дают полной картины, так как на одного легального мигранта приходится около 10 нелегальных. Правительство Москвы стремится усовершенствовать систему учета, но многое здесь зависит от решений на федеральном уровне. А пока нередко приходится опираться на оценки экспертов, социологические опросы, данные правоохранительных органов, согласно которым в Московском регионе находится от 800 тысяч до полутора миллионов нелегальных мигрантов.

- Концентрация иммигрантов в московских районах может достигнуть критической массы? Какова она, кстати? Кто-нибудь определял?

- В Москве, на которую обрушивается почти половина всего миграционного потока, проблема миграции стоит более остро, чем по всей России. Нельзя не учитывать, что общественное мнение в подавляющем большинстве случаев воспринимает миграцию негативно, а ее последствия оценивает исключительно как отрицательные (по данным ФОМ, так считают 63% москвичей). Но миграция – это реальность, от которой не уйти, она несет с собой как позитивные, так и негативные импульсы, влияющие на развитие столицы.

Миграционная политика Москвы должна создавать, с одной стороны, благоприятные условия для развития свободного рынка труда, а с другой - в качестве безусловного приоритета обеспечивать социальную стабильность и защищенность москвичей.

- Моноэтнические школы в многонациональном городе - это хорошо или плохо? Существует мнение, что учет национального фактора в сфере образования может привести к разобщению людей по национальному признаку.

- Напомню: национальное образование в Москве имеет длительную историю. Уже в XVII веке в особых поселениях – слободах существовали татарские, немецкие, польские, литовские школы. Сегодня в Москве – более 80 учебных заведений, включая дошкольные учреждения, этнокультурной направленности.

Главная особенность наших национальных школ как раз в том, что они предполагают углубленное изучение той или иной национальной культуры и при этом объединяют в своих коллективах учеников разных национальностей. У нас этнические школы открываются всегда, когда в этом появляется естественная потребность. Например, пришли к нам представители диаспоры и говорят, что у них набирается более двухсот ребят, которые хотят учиться в литовской школе. Мы открыли литовскую школу, предоставив ей в этом году красивое здание в центре города. И учатся там не только литовцы. А, например, потребность грузин в национальном образовании оказалась выше. Соответственно и школ с грузинским языком – больше. В Юго-Западном округе есть школа, где изучают 20 языков народов бывшего СССР.

В то же время Москва всегда была и будет центром русской культуры. И мы создаем необходимые условия для углубленного ее изучения. Например, из 80 учебных заведений системы этнокультурного образования 23 – с углубленным изучением русской культуры.

Сохранение и развитие национальных культур в Москве, как неоднократно подчеркивал наш мэр, – не частная проблема сегодняшнего дня, а стратегическое направление деятельности правительства города.

- Как вы относитесь к предложению узаконить нелегалов, выдать им разрешения на работу и проживание?

- Действительно, Федеральная миграционная служба планирует проведение мероприятий по легализации мигрантов в отдельных субъектах РФ. Но эти мероприятия должны быть обязательно согласованы с региональными органами власти, так как выборочная миграционная амнистия может привести к дополнительному бесконтрольному притоку новых мигрантов на их территорию, что усилит социально-экономическую напряженность. Кроме того, эти действия должны быть экономически просчитаны и финансово обеспечены, – возможно, следует предусмотреть выделение соответствующих субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов. Ведь население, например, Москвы после проведения миграционной амнистии может официально увеличиться примерно на миллион человек.

- А что же делать с той разрухой, что случилась в головах у некоторых людей, с ростом нетерпимости, экстремистскими проявлениями? Даже культурные на вид москвичи срываются на пресловутое: «Понаехали тут!»...

- Социологи, подтверждающие эти тенденции, лучше нас знают, что отношение человека к другим складывается и из того, как он ощущает себя в социуме. Представьте себе коренного москвича, который живет с семьей в коммунальной квартире и стоит в бесконечной очереди на улучшение жилищных условий. А в соседнем подъезде скупаются коммуналки, делается шикарный евроремонт, ставится охрана, и там появляется, скажем, приезжий с Кавказа или из Средней Азии. Москвич возмущен: почему мы здесь столько лет живем, а он явился – и ему все можно?

Можно или нет – вопрос для правоохранительных органов. Объединяет же такие конфликты то, что они прежде всего социальные, психологические, а национальное в них возникает лишь как простейшее, а потому опасное объяснение сложности жизни.

Да и много ли оседает в Москве таких подозрительно быстро разбогатевших приезжих в сравнении с другими их соотечественниками? Ведь сегодня выходцы из бывших советских республик работают в ряде важных для города секторов экономики, где ощущается нехватка рабочей силы. Более 40 процентов от общего числа легальных мигрантов занимают рабочие места в торговле и общественном питании, 27 – на транспорте, 14 – в строительстве. Конечно, избыточное присутствие на рынке труда дешевой, неквалифицированной рабочей силы замедляет структурную перестройку и техническое перевооружение некоторых отраслей экономики. Но вот другой факт: в 2005 году, по данным службы занятости, в Москве в сфере обслуживания, на транспорте и в строительстве вакантными оставались более 200 тысяч рабочих мест. Что-то бегающие по улице с плакатом «Москва для москвичей!» не спешат занять эти вакансии.

... Аристотель еще две с половиной тысячи лет назад заметил: «Город – единство непохожих». Это про Москву.

4.7. О среднесрочной городской целевой программе «Москва многонациональная: формирования гражданской солидарности, культуры мира и согласия» на 2005-2007 гг.

(логическим продолжением и развитием программы стала программа «Москва – столица многонациональной России», которая начла действовать с 2008 г.)

В рамках политики развития межнациональных отношений, поддержания межнационального согласия в Москве, в 2005 г. разработана среднесрочная городская целевая программа «Москва многонациональная: формирования гражданской солидарности, культуры мира и согласия» на 2005-2007 гг. Задачами программы являются:

- создании е целостной системы регулирования национальных процессов в столичном мегаполисе;

- формирование и развитие общемосковского информационного пространства для распространения идей духовной и культурной общности российского народа, российского патриотизма, межнационального согласия;

- воспитания уважения к истории, культуре народов России наряду с воспитанием уважения к мировым культурным ценностям;

- выработка и реализация мер раннего предупреждения межнациональной напряженности и связанных с ней проявлений экстремизма;

- последовательная работа с мигрантами, ведение аналитического мониторинга в целях разработки социально-ориентированных проектов, направленных на оптимизацию миграционных потоков, интеграцию мигрантов в московский социум, воспитание культуры межнационального общения у всего населения, поддержание в Москве мира и гражданского согласия;