Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по проведению первого урока 2008-2009 учебного года по теме: «мы разные в этом наше богатство, мы вместе в этом наша сила» (стр. 29 из 29)

- профилактика экстремизма на религиозной почве.

Особенностью данной программы является усиление роли территориальных органов городской администрации в работе с различными национальными группами москвичей мигрантами; вовлечение в практическую работу по поддержанию межнационального согласия в столице действующих в городе национальных общественных организаций национально-культурных автономий; ориентация мероприятий программы на конкретные целевые аудитории конкретных москвичей, т.е. тех, кто отмечает рост межнациональной напряженности, недовольных притоком мигрантов, молодежь, в среде которой национальная нетерпимость проявляется наиболее резко, и недавних мигрантов, которым трудно адаптироваться в условиях столичного мегаполиса.

Важно, что московская программа гармонизации межнациональных отношений созвучна и вполне корреспондируется с подготовленной в 2005 г. Министерством регионального развития РФ «Концепции федеральной целевой программы «Этнокультурное развитие регионов России (2006-2008 гг.)», фундаментальным положениям которой является формирование у граждан различной этнической и конфессиональной принадлежности, общероссийской идентичности, создание условий для формирования в России общности «единая российская нация».

4.8. О школах с этнокультурным компонентом

Москва исторически была многонациональным городом и наличие в ней национальных школ не новшество сегодняшнего дня. Еще в 1936 году в Москве имелось 11 нерусских школ (5 татарских, средняя немецкая, неполные средние – еврейская, мордовская, латышская, английская и польская), из которых 8 были самостоятельными, 3 – отделениями при русских школах (польская и две начальные татарские школы). Кроме того, имелось 9 отдельных классов при русских школах: ассирийские, цыганские, татарские.

С распадом СССР численность населения столицы значительно увеличилась вследствие большого притока мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев, которые приехали из конфликтных регионов Кавказа и Закавказья, а также из республик, раннее входивших с состав СССР: Украины, Молдавии, Азербайджана, Грузии, Белоруссии, Таджикистана, Узбекистана. С появлением большого числа мигрантов в Москве появилась проблема адаптации и обучения их детей. Сегодня в образовательных учреждениях Москвы обучается около 25 тысяч детей мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья.

На основании ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» они пользуются в России правом на получение образования наравне с гражданами РФ. Департамент образования Москвы исходит из того, что все дети должны учиться в школе вне зависимости от национальности или социального статуса родителей.

Но, к сожалению, большинство из детей мигрантов слабо владеют русским языком, а многие не владеют им вообще. У них отсутствуют также достаточные для социализации знания об основах российского законодательства, культуры и истории, традиций и норм поведения в быту, т.е. они не интегрированы в российское и московское общество.

В целях решения проблемы в Москве в 152 образовательных учреждениях всех округов открыто 243 группы по изучению русского языка как иностранного, в которых обучается около 3000 учащихся.

В Москве работают школы с этнокультурным компонентом.

Во всех таких школах преподавание ведется на русском языке. Национальному компоненту отводится четверть учебных часов базисного плана, учителям разрешается использовать учебники из Литвы, Армении, Грузии… Первая школа, открытая в постсоветский период, была русско-корейской; в ней не просто учат говорить по-корейски, но и знакомят с корейской культурой и традициями. А половина учащихся – русские. Затем столичный Департамент образования помог открыться частной еврейской школе. Третьей была русско-армянская, затем была открыта русско-грузинская школа N 223, в которой учатся более 600 детей 15 национальностей, из них 38 процентов грузинских детей из всех районов Москвы.

Сегодня в Москве десятки школ с этнокультурным компонентом. Количество их, видимо, будет расти в ответ на рост потребностей населения столицы.

4.9. Религиозные организации, зарегистрированные в Москве

По данным столичной мэрии, в Москве официально зарегистрировано более 900 религиозных организаций, свыше 40 различных конфессий и более 150 религиозно-общественных и культурно-религиозных организаций, сообщает агентство «Благовест-инфо».

Самым крупным религиозным объединением в столице является МП (Московская Патриархия) которая имеет 320 приходов и подворий.

По другим религиозным организациям статистика такова: старообрядцы — 11 приходов и 6 храмов; мусульмане — 25 общин и 6 мечетей; иудеи — 15 общин и 5 синагог; буддисты — 16 общин, 3 культовых помещения; католики — 12 приходов, 2 храма; лютеране — 7 приходов, 3 храма; другие протестантские деноминации — около 250 общин, 30 молитвенных домов; прочие религиозные направления — около 200 общин.

4.10. Словарь терминов

Апартеид (африкаанс. Apartheid – раздельное проживание) – крайняя форма расовой дискриминации, выражающаяся в резком ограничении вплоть до лишения политических, социально-экономических и гражданских прав по расовым признакам.

Геноцид (гр. Genos – род + лат. Caedere – убивать) – уничтожение определенных групп людей по этническим, а также по расовым или конфессиональным (религиозным) признакам.

Гуманизм (от лат. Humanus – человеческий, человечный). Понятие Г. появляется в нач. XIX в. для обозначения течения общественной мысли, возникшего в эпоху Возрождения. Это новый способ мышления, связанный с изменением взгляда на место человека в мире.

Депортация (лат. Deportation – букв. вывоз) – принудительное перемещение лица за пределы государства.

Идентификация и идентичность социальная – процесс и результат самоотождествления индивида с каким-либо человеком, группой, образцом.

Иммиграция (от лат. immigrans (immigrantis) – вселяющийся – въезд в страну на временное или постоянное проживание граждан др. государств (иммигрантов).

Интернационализм (лат. inter – между + natio – народ) – идеологическое понятие, возникшее и получившее развитие в социалистическом и коммунистическом движении, особенно в марксизме.

Ксенофобия. Боязнь иностранцев и представителей других культур вообще, неприязнь к ним; убежденность в том, что «чужие» могут нанести обществу (человеку) вред.

Мальтузианство – направление общественной мысли, объясняющее все социальные проблемы перенаселенностью планеты.

Маргинальность (от лат. Margo – край) – «пограничность», промежуточность положения индивида или социальной группы в социальной структуре общества.

Национализм – идеология, общественная психология и политика, ставящая интересы нации превыше других, политических, социальных и экономических интересов. Н. рассматривается как негативная противоположность интернационализма и извращенная форма патриотизма.

Национальная гордость – эмоционально окрашенное отношение людей к вкладу своей нации, своего народа в социальный прогресс.

Патриотизм (древнегреч. patriotes - земляк, соотечественник) – гражданское чувство любви и преданности Родине, осознание своего долга перед ней и стремление к его исполнению.

Расизм – идеология и психология, в основе которых лежит идея о неравенстве человеческих рас.

Свобода – деятельность, не обусловленная внешними по отношению к субъекту деятельности причинами.

Сегрегация – становление принудительных ограничений для людей определенной группы по признаку расы, религии или пола, как правило с ущербом для этой группы. (Сегрегация включает апартеид).

Экстремизм (фр.extremisme, от лат. extremus – крайний) – приверженность к крайним взглядам и мерам. Э. в политике означает стремление решать проблемы, достигать поставленных целей с применением самых радикальных методов, включая все виды насилия и террора.

Этнос (древнегреч. Ethnos – народ, племя, стадо, группа людей или животных) – наиболее употребительные следующие определения:

· устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры, а так же сознанием своего единства и отличия от других подобных образований, фиксированным в самоназвании (Ю.В. Бромлей);

· биологическая система, феномен биосферы, в котором группа людей характеризуется общим стереотипом поведения, обусловленным процессами энергетического обмена в биосфере (Л.Н. Гумилев);

· социальная общность, которой присущи специфические культурные модели, обусловливающие характер активности человека в мире, и которая функционирует в соответствии с особыми закономерностями, направленными на поддержание уникального для каждого общества соотношения культурных моделей внутри общества в течении длительного времени, включая периоды крупных социокультурных изменений (С.В. Лурье).

Этноцид – уничтожение людей по национальному признаку. В данном случае под Э. понимается и уничтожение этнокультуры (т. е. культуры какого то народа).