- допускают речевые и грамматические ошибки – более 90%.
Наиболее трудными из заданий первой части для девятиклассников стали вопросы, связанные с анализом лирического произведения. Только 8% учащихся выбирали вариант 2, предполагающий работу со стихотворением. Отвечая на вопросы данного варианта, ученик должен понимать образную природу искусства слова, хорошо знать выразительные средства языка и теорию литературы, уметь различать лирического героя и автора произведения. Недостаточное знание именно теоретической стороны предмета «Литература», а также, возможно, сложность восприятия классической поэзии в подростковом возрасте и является причиной редкого выбора второго варианта I части.
Самыми непопулярными оказались вопросы к стихотворению Ф. Тютчева «Тени сизые сместились…» (вар. 903), А.К. Толстого «Средь шумного бала, случайно» (вар. 902) и А.А. Фета «Прозвучало над ясной рекою» (вар 901). – 1,3%. Эти стихи принадлежат к пейзажной и любовной лирике, и задания к ним требуют от ученика умения видеть выразительные средства и понимать их роль в раскрытии авторского замысла. При анализе вышеназванных стихотворений были допущены ошибки, связанные с пониманием и уместным употреблением литературоведческих понятий и выразительных средств языка, например:
- «эпитеты в этом стихотворении играют роль одушевления природы»;
-«стихотворение А.Фета проникнуто романтическим настроением. Это выражают эпитеты «разлетелись, как дым, облака»;
Неразличение средств художественной выразительности, неумение внятно объяснить их роль связано с недостаточным вниманием к подобным вопросам на уроках литературы.
Подавляющее большинство учащихся, выбравших анализ лирического произведения, предпочли стихотворение А.С. Пушкина «Пророк», тем более задание 1.2.5. данного варианта предполагает сравнение этого произведения со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Пророк». Оба стихотворения являются программными для поэтов, их анализу, в том числе и сопоставительному, уделяется достаточное время на уроках литературы.
Вопросы первой части первого варианта касались знания содержания и понимания проблематики прозаического или драматического произведения; на уроках литературы заданиям подобного типа уделяется значительно больше времени, чем анализу лирических произведений, но и при выполнении подобных заданий было допущено много ошибок, например:
1.Непонимание или незнание проблематики произведения:
-«Печорин затрагивает проблему счастья. Печорин любит одну, а добивается другую. Пока в то время Мери сходит с ума, дожидаясь его». (По творчеству Лермонтова)
- «Данный эпизод затрагивает тему отношений между людьми. Проблема заключается в рассуждениях Печорина о своем поведении. Лермонтов показывает размышления своего героя, то, как он презирает себя за свое безверие, увлечение, эгоизм. Что касается нравственных проблем, то это любовь, страсть, страдание…» (По творчеству Лермонтова)
- «Мне кажется положительными героями в рассказе «Недоросль» являются Простаковы, потому что они губят самую идею власти, а могут погубить и государство, вновь доведя народ до восстания». (По творчеству Фонвизина)
- «В сказке рассказывается про двух генералов, какие они были знатные, состоятельные, были в высших сословиях». (По творчеству Салтыкова – Щедрина)
2. Упрощенное понимание проблематики произведения:
- «Его мучило беспокойство. Ведь генерал Бризжалов – начальник, хоть и не его, но все же начальник. Бризжалов занимал высокий чин, и Червяков боялся, что он сердится на него, поэтому так настойчиво извинялся». (По творчеству Чехова)
- «Салтыков-Щедрин высмеивает недостатки и характеры генералов. Они не могут прокормить себя. Автор высмеивает необразованность, а также отсутствие логики мышления». (По творчеству Салтыкова- Щедрина)
- «Источником наслаждения для Печорина является бесконечная любовь к Вере». (по творчеству Лермонтова)
3. Фактические ошибки, связанные со знанием и пониманием содержания, а также употреблением литературоведческих терминов:
- Червяков был человек военный;
- казачка Белла;
- народ старался угодить ревизору
- в рассказе «Горе от ума»;
- Простакова - истинная рабовладелица;
- Чацкий – герой комедии «Недоросль»;
- в поэме «Евгений Онегин».
Подобные ошибки показывают плохое знание содержания произведений и слабое владение теоретико – литературными понятиями.
Здание 1.1.5. или 1.2.5. предполагало сравнительный анализ фрагментов по указанному в задании направлению.
Это задание выполнено менее успешно подавляющим большинством учащихся. Сопоставляя предложенные фрагменты, ученики чаще ограничиваются общими рассуждениями о произведении, чем отталкиваются от конкретных отрывков, чаще видят общие моменты, нежели отмечают различие во взглядах, поведении, жизненных принципах героев. Это говорит о недостаточно сформированном умении проводить сравнительный анализ по заданному направлению.
Например, сопоставляя фрагменты из «Горя от ума» и «Недоросля», посвященные высказываниям персонажей о значении образования, учащиеся отмечали сходство во взглядах героев: решающую роль в жизни общества играет не образование, а чины, деньги, происхождение, но не замечали интересного различия: если Простакова считает учение попросту бесполезным, то герои «Горя от ума» видят в образовании угрозу стабильности существующего общества.
Многочисленные логические, речевые и грамматические ошибки говорят о неумении выстроить связное грамотное высказывание, то есть о несформированности у 60% выпускников 9 классов коммуникативной компетенции.
Результаты выполнения второй части работы, типичные ошибки
№ варианта | Темы сочинений | Количество/доля обучающихся, выбравших данную тему |
901 | 2.1.Какова роль положительных персонажей в комедии Д.И. Фонвизина? | 9% |
2.2.Какие особенности лирики А.К. Толстого позволяют назвать ее романтической? | 0,2% | |
2.3. Почему А.С. Грибоедов изменил первоначальное название своей комедии «Горе уму» на «Горе от ума»? | 4% | |
2.4. Как в лирике А.С. Пушкина развивается тема свободы? | 6% | |
2.5. Какими чертами наделен праведник в изображении А.И. Солженицына ( по рассказу «Матренин двор»)? | 4% | |
902. | 2.1.Что позволяет отнести повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» к сентиментализму? | 7% |
2.2. Как показана связь мира природы и мира человека в лирике А.А. Фета? | 0,3% | |
2.3. Почему «Мертвые души» Н.В. Гоголь назвал поэмой? | 5% | |
2.4. В чем своеобразие раскрытия темы предназначения поэта в лирике М.Ю. Лермонтова? | 3% | |
2.5. Какие качества народного характера нашли воплощение в образе Василия Теркина ( по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин»)? | 7% | |
903. | 2.1.Доказывает ли Печорин своей жизнью мысль о счастье как о «насыщенной гордости»? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».) | 9% |
2.2. Почему Ф.И. Тютчева принято называть «поэтом мысли»? | 0,8% | |
2.3. Почему Хлестаков оказывается в роли ревизора? | 12% | |
2.4. Какой предстает Муза в лирике Н.А. Некрасова? | 2% | |
2.5. Каково авторское отношение к главному герою рассказа В.М.Шукшина «Чудик»? | 2% | |
904. | 2.1. Почему рассказ А.П.Чехова называется «Смерть чиновника»? | 4% |
2.2. В чем видит А.С. Пушкин предназначение истинного поэта? | 5% | |
2.3. Какую роль в романе М.Ю. Лермонтова играют женские образы? | 5% | |
2.4. Кого и за что высмеивает М.Е. Салтыков-Щедрин в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»? | 10% | |
2.5.В чем своеобразие раскрытия темы Родины в лирике С.А. Есенина ? | 2% | |
Не приступали | (3 %) |
Первый вопрос каждого комплекта тем, относящийся к произведению, из которого взят фрагмент для первого варианта части 1, выбрали 29% учащихся; второй вопрос, относящийся к творчеству поэта, чье стихотворение включено во вторую часть, выбрали 5,3 % выпускников. Как видим, темы по лирическим произведениям выбирались учащимися в несколько раз реже, чем по прозе.
Экзаменуемые в большинстве своем выбрали темы сочинений, сформулированные по произведениям, изученным в 9 классе. Данные элементы содержания образуют базис литературных знаний курса литературы основной школы, поэтому им уделяется наибольшее внимание на уроках.
Рекомендации
Как показал анализ работ учащихся, только 38% учащихся выполнили работу на «4» и «5» Это означает, что только 38% хорошо знают содержание изученных произведений и, опираясь на предложенные фрагменты, могут увидеть проблематику произведения, обозначить авторскую позицию и дать свою интерпретацию предложенному фрагменту, то есть показать весь комплекс необходимых умений.
Исходя из этого, мы можем обозначить первую проблему: незнание содержания художественных произведений (62%). Эта проблема самым тесным образом связана с другой: чтение для современных школьников – очень тяжелый труд. Это имеет несколько причин: примерно у 50% учащихся, пришедших из начальной школы в 5 класс, не сформирована соответствующая техника чтения, это несоответствие скорости чтения и предлагаемых объемов печатных текстов затрудняет обучение.