Вторая проблема – непонимание прочитанного. Здесь необходимо обратить внимание на специфику именно художественного текста, в котором авторская идея передается всегда опосредованно: через систему образов, композицию, художественные детали, выразительные средства языка. Отсюда возникает следующая проблема: недостаточное знание теории литературы и неумение видеть и осознавать роль выразительных средств в художественном тексте. Но есть еще одна проблема, которую сложно решить, опираясь только на методику предмета «Литература», - это эмоциональная глухота и отсутствие желания формировать нравственные ориентиры, взгляд на литературу как на бесполезный предмет.
Как подойти к решению комплекса этих сложнейших проблем? Самое главное – заинтересовать книгой, вызвать желание читать.
Для решения этой проблемы можно предложить разные способы: это выразительное чтение вслух учителем, интересный рассказ о писателе, рассказ о любимой книге, школьный театр и, конечно же, немаловажную роль играет чтение в семье. Но без систематического контроля на уроках за чтением учащихся трудно добиться устойчивого положительно результата. Как осуществлять систематический контроль за домашним чтением учащихся? Здесь возможно применить тесты. Но, говоря о проверке знаний по литературе, необходимо отметить, что тестирование не является основной формой контроля знаний по данному предмету. Задания с выбором ответа исключены из экзаменационных материалов, хотя на этапе подготовки к экзамену они могут быть использованы, если учитель считает такое использование целесообразным.
Целесообразнее всего использовать тестирование:
- с целью текущего контроля над приобретением знаний учащимися (такое тестирование проводится по результатам изучения очередной темы или раздела курса);
- с целью проверки знания содержания прочитанного текста;
- с целью выявления уровня знаний, приобретенных учащимися на лекции (осуществляется сразу после лекции в конце урока).
- в больших классах, где опросить каждого по одному разу даже в течение месяца не всегда представляется возможным.
Тестирование эффективно, если в его основе лежат 3 фактора:
- длительность (учебная четверть, учебный год, все годы изучения курса литературы);
- периодичность (перед анализом произведения; после изучения каждой темы, каждого раздела и т.д.);
- комплексность (тесты требуют всесторонних знаний: теоретических, факто-событийных, хронологических).
Основной работой, пронизывающей все темы программы по литературе, является работа над словом художественного произведения. Поэтому уже в 5 классе эту работу нужно усилить, увеличивая количество заданий для упражнений, особенно после того, как дети получат представление об эпитете ,метафоре и их функциях в художественном произведении: в описании природы, в портрете героя, передаче его чувств и в выражении авторского отношения к изображаемому. Эти первоначальные знания будут постоянно углубляться и расширяться при наблюдении над языком изучаемых произведений, способствуя лучшему пониманию их содержания и обогащая речь детей.
На протяжении всего учебного года, а при необходимости и последующего, анализируя художественный текст, учащиеся могут работать с таблицей-помощницей
Каким настроением проникнуто стихотворение (текст, отрывок) | Какие изобразительные средства помогают понять переживания поэта (писателя, автора) | Приведите примеры |
При работе над пейзажем в центре внимания может быть словарь, куда учащиеся будут записывать слова, передающие красоту природы и влияние её на переживания человека, на его чувства и мысли.
Завершить наблюдение над текстом целесообразно творческой работой учащихся, закрепляющей приобретённые ими знания и представления о роли, например, эпитетов, делающих нашу речь не только красочной, но и более точной. С этой целью можно предложить учащимся выполнить работу на вставку эпитетов на материале художественного образца.
Для иллюстрации всех этих положений используется отрывок из рассказа К.Г. Паустовского «Первый снег». Текст пишется на доске (до урока) с пропуском некоторых определений:
Первый снег
С … высокого неба изредка падали … снежинки. Мы осторожно дышали на них, и они превращались в … капли воды, потом мутнели, смерзались и скатывались на землю, как бисер.
У берегов озера наросла … полоска льда. Лёд был такой … , что даже вблизи его было трудно заметить.
Учитель поясняет, что в отрывке описывается первый снег, который принёс много новых, ярких впечатлений.
Далее в ходе коллективной беседы восстанавливаются эпитеты, причём внимание учащихся постоянно обращается на то, что каждый эпитет подобран писателем с учётом контекста и подчёркивает самый характерный признак предмета.
Ход беседы:
1) – Каким бывает небо, когда идёт снег? – Хмурым, пасмурным, облачным, серым.- Найдите среди этих слов то, которое выбрал для своего рассказа К.Г. Паустовский. – Хмурое небо- невесёлое; а в тот день, когда выпал первый снег, всё казалось весёлым, значит, писатель не мог взять это слово. Слово пасмурное указывает только на отсутствие солнца. Можно предположить, что в тот день, когда шёл первый снег, солнца не было? – Можно.- Какое слово надо восстановить в рассказе?- С пасмурного (неба). – А почему не облачного, серого?- Небо облачное, серое, когда сильный снегопад, а тогда изредка падали снежинки.
2) – Второй пропущенный эпитет подсказывается словом изредка. Когда сильный снегопад, то снежинки соединяются друг с другом и падают целыми хлопьями. А когда снег идёт еле заметно, то снежинки падают редко, по одной. Какой эпитет пропущен? – Одинокие.
3) – Третий эпитет подсказывается словом мутнели. Какие капли воды могут мутнеть?- Чистые.
4) – Найдём четвёртый эпитет. С чем можно сравнить лёд по внешнему виду?- Со стеклом: стеклянная (полоска).
5) – Последний эпитет тоже означает признак льда, следовательно, тоже подчёркивает его сходство со стеклом. Скажите, какое стекло даже вблизи трудно заметить? – Тонкое.- А если оно не совсем чистое или имеет оттенок какого-либо цвета?- То его можно заметить.- Значит, у писателя - другое слово в этом месте рассказа. Какое же? – Чистый. Но чистым может быть и цветное стекло. – Прозрачный…
В заключение беседы вспоминаются все найденные эпитеты, затем учащиеся списывают текст, восстанавливая в нём опущенные слова.
Подготовку к экзамену по литературе необходимо вести планомерно, начиная с 5 класса основной ступени. Для этого необходимо совершенствовать формы промежуточного контроля. В качестве таких форм можно использовать контрольную работу, включающую тестовые задания с кратким ответом и вопросы, предполагающие ответ ограниченного объема.
Возможный вариант контрольной работы для 5 класса.
А
Заполните таблицу
Автор | Главные герои | Жанр | |
1. «Кавказский пленник» | |||
2. «Лошадиная фамилия» | |||
3. «Соловей» | |||
4. «Конёк-горбунок» | |||
5. «Ночь перед Рождеством» | |||
6. «Барышня-крестьянка» |
7.Книги на какие темы вы больше всего любите читать?
Назовите их автора и жанры (2 примера).
8.Приведите по одному примеру эпического, лирического и драматического произведения. Назовите их авторов и жанр.
Б
9. Вспомните стихотворение о природе, которое вы выучили наизусть. Выпишите из него художественно-выразительные средства, используемые автором. Объясните, с какой целью они использованы.
В
Запишите ряд красочных определений, которые вы могли бы употребить со словом «весна». С полученными словосочетаниями напишите мини-сочинение.
Не забудьте озаглавить.
Как видим, уже в 5 классе учащихся можно приучать к работе с выразительными средствами, а также к составлению кратких письменных высказываний на заданную тему.
В 6 – 8 классах в качестве форм промежуточного контроля можно использовать творческие работы различных видов: сочинение-рассуждение, сравнительная характеристика, эссе, рецензия и т.д. Как организовать и провести промежуточную аттестацию по литературе, подробно изложено в соответствующей главе методических рекомендаций, изданных Сар ИПКи ПРО «Промежуточная аттестация 5 – 8 классов».
Подготовку к экзаменам в 9 классе начинать нужно уже в сентябре.
Желательно в начале года провести входную консультацию, где следует объяснить, что представляет из себя экзаменационная работа, какова ее структура, какие типы заданий она включает, каковы требования к выполнению заданий. В начале года следует дать учащимся примерные планы анализа эпизода и лирического произведения.
Анализ эпизода
Умение анализировать эпизод необходимо при любой работе над художественным произведением - в устном ответе, в сочинении и т. д. Но анализ эпизода - это ещё и вид школьного сочинения, который относится к одному из самых трудных. Несколько задач встает перед школьником, когда он получает задание проанализировать эпизод.
Какие это задачи?
Необходимо
1. установить границы эпизода;
2. определить основное содержание эпизода и то, какие персонажи в нем участвуют;
3. проследить смену настроений, чувств героев, авторскую мотивировку их поступков;