1. От модели текста к тексту.
Задания первого типа обнаруживают владение навыками построения связного тематически целостного и стилистически единого текста, умение выбрать форму, соответствующую содержанию. В структуре текстовой компетентности человека выделяют три взаимосвязанных компонента: а) осознанная ориентация на текстовый способ создания речемыслительного произведения (членение темы на подтемы, выбор композиции, соответствующей объему темы, владение системой строевых единиц текста); б) владение совокупностью средств связности и их использование, соответствующее замыслу создателя; в) владение арсеналом средств жанрово-стилистического воплощения текста, их осознанный выбор в соответствии с назначением и стилистическим заданием, прагматикой текста. Эти параметры могут быть учтены и при оценке.
Целью подобных конкурсных испытаний может быть написание текста заданного стиля или жанра (художественная миниатюра, письмо в газету, торжественная речь, деловой отчет и т. д.) на предложенную тему.
2. От текста к тексту.
Этот тип заданий связан с традиционной филологической работой над текстом, его толкованием и оформлением. В качестве исходного условия задан текст, требуется в процессе его анализа создать свой оригинальный текст.
Традиционно в число творческих испытаний на городской и районной Олимпиаде включается комплексный анализ текста. Целесообразно включить в формулировку задания конкретные вопросы, определяющие задачи этого анализа.
А) Прочитайте фрагмент рассказа А. П. Чехова «Происшествие (рассказ ямщика)». Определите стиль повествования. Найдите языковые средства, помогающие автору в создании образа рассказчика. Какой образ создается при помощи этой речевой характеристики? Свой ответ оформите в виде связного текста.
Мой покойный батенька, царство им небесное, везли к барину пятьсот целковых денег; тогда наши и шепелевские мужики снимали у барина землю в аренду, так батенька везли деньги за полгода. Человек они были богобоязненный, писание читали, и чтобы обсчитать кого, или обидеть, или, скажем, не ровен час, обжулить - это не дай бог, и мужики их очень обожали, и когда нужно было кого в город послать - по начальству, или с деньгами, то их посылали. Были они выделяющее из обыкновенного, но, не в обиду будь сказано, сидела в них малодушная фантазия. Любили они муху зашибить.
В эту группу могут войти задания из области стилистики и синтаксиса, предполагающие сопоставительный анализ разных по содержанию текстов.
Б) Прочитайте фрагменты романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» и найдите в них слова с уменьшительными и оценочными суффиксами. Какие значения выражают эти суффиксы? Какие слова текста помогают это определить? Обобщите свои наблюдения в виде вывода, оформив его как многочленное сложноподчиненное предложение.
Утро было славное, свежее; маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влажная темная земля, казалось, еще хранила румяный след зари; со всего неба сыпались песни жаворонков.
Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам.
Движение мысли «от текста к тексту» может подразумеваться и в других творческих заданиях. К ним можно отнести:
· преобразование, творческую переработку текста;
· перевод древнего текста;
· создание эссе по проблемам, затронутым в прочитанном тексте или высказывании известного лица и т. п.
Независимо от вида задания его выполнение оценивается по следующим параметрам: доказательность, логичность и последовательность, аргументированность, композиционная стройность, выразительность, речевое своеобразие.
Дополнительные конкурсы
В рамках школьного и муниципального уровней Олимпиады могут проводиться дополнительные конкурсы, призванные развивать разнообразные навыки владения русским языком. Победа в этих конкурсах не дает участникам права на участие в следующих этапах олимпиады, однако служит стимулом к дальнейшему изучению русского языка. Такими мероприятиями могут быть:
- конкурсы ораторов;
- турниры поэтов;
- защита рефератов и др. внеконкурсные мероприятия
В рамках школьного и муниципального уровней Олимпиады желательно также проводить внеконкурсные мероприятия:
- экскурсии;
- тематические выступления художественной самодеятельности;
- выставки книг;
- ознакомление с работой страниц Интернета gramota.ru и gramma.ru, а также с лингвистическими базами данных в компьютерном классе;
- мастер-классы;
- дискуссии по вопросам речевой культуры и многое другое.
Рекомендуемая литература
Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 1. М.: Просвещение, 2008.
Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 2. М.: Просвещение, 2009.
http://www.philologia.ru/ - учебный филологический ресурс, учащий читать тексты художественной литературы в форме решения увлекательных задач.
Методические рекомендации разработаны Методической комиссией по русскому языку под редакцией Председателя комиссии А. М. Камчатнова, заведующего кафедрой русского языка и стилистики Литературного института им. А. М. Горького, доктора филологических наук, профессора
[1] При написании статьи использованы материалы Письма Департамента общего и дошкольного образования от 13. 11. 2003 № 14 – 51 – 277 / 13, опубликованные в сборнике «Официальные документы в образовании», 2004, №2, с. 82-83
[2] Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
[3] Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года