Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по проведению классного часа, посвященного 100-летию со дня рождения Николая Константиновича Байбакова (стр. 3 из 6)

Из всех Байбаковых одна Ольга так и осталась неграмотной, но была необыкновенно чуткой и по-женски мудрой. Она нашла сове призвание в материнстве – родила и воспитала шестерых детей.

Родители Николая Байбакова прожили рука об руку 51 год. Константин Васильевич скончался в 1943 году. Марья Михайловна пережила его всего на три года. Похоронили их на городском кладбище Баку. (с. 15-16).

В годы Первой мировой и Гражданской войн

Детские годы Николая Константиновича пришлись на эпоху войн и гражданских потрясений.

1914 год – Германская война, осень 1914 года – против России выступает Османская империя, возникает Кавказский фронт. 1917 год – Февральская и Октябрьская революции. В Баку правит Совет народных комиссаров во главе со Степаном Шаумяном. За пределами города – Закавказский комиссариат из представителей националистических и социально-демократических партий. 28 мая 1918 года мусульманская фракция Закавказского сейма провозглашает самостоятельную Азербайджанскую демократическую республику. 15 сентября 1918 года – захват Баку турецко-азербайджанской армией под командованием Нури-паши. Октябрь 1918 года – новые хозяева города – англичане во главе с военным губернатором генерал-майором Томпсоном. Однако их пребывание у власти оказывается скоротечным и страны-победительницы признают независимость Азербайджана. В апреле 1920 передовые части 11-й Красной армии вступают в Баку. Провозглашается Советская республика. (16-17).

Смутные времена — благодатная почва для национальных конфликтов. Печальная теорема, доказанная миллионами изломанных судеб.

Делить людей по крови и цвету кожи? Хуже этого нет ничего, — был уверен Николай Константинович... В человеке важны его личные качества, способности. А не то, какой национальности его родители.

Одно из ярких воспоминаний детства Байбакова — армянские погромы в Баку. Много лет спустя он вспоминал об этом так: «Во время вторжения турок в Баку ворвались они и в наш поселок и с криками "Давай армян, мы их уничтожим!" бросились по дворам. Рядом с нами жила армянская семья молотобойца Аракелова. Услышав крики, дворник поселка, азербайджанец, поднялся к нам и обратился к моей матери (отец и Аракелов были на работе) с просьбой помочь спасти соседей. Мама тут же перевела всю семью Аракелова в нашу квартиру, и мы стали ждать, когда уйдут турки. Женшины и дети обоих семейств стояли под иконами, как одна семья. На заводе, куда также прорвались турки, мой отец вместе с другими рабочими спасли Аракелова и других армян. Туркам не удалось осуществить свое намерение. Хотя в других районах погибло немало армян». (с. 17).

Школьные годы

В 1919 Николай Байбаков пошел в первый класс. Он учился по девятилетней системе, и школа была на хорошем счету. Она была основана в 1897 году и называлась в то время «1-яСабучинская двухклассная школа Совета съезда нефтепромышленников». «Двухэтажное здание школы, - вспоминал Байбаков, - гордо возвышалось на каменистом холме».

В свидетельстве о получении среднего образования записано: «Гражданин Байбаков Николай, родившийся в 1911 году, национальности русской, окончил советскую единую трудовую школу II ступени с математическим уклоном в г Баку в 1928 году. Во время пребывания в школе обучался нижеследующим предметам, успешно выполнив по ним все занятия согласно программам, утвержденным Народным комиссариатом просвещения: тюркский язык, русский язык, немецкий язык, обществознание, математика, физика, биология, география, космография».

«Я старался быть примерным учеником, хорошо учиться. Особый интерес испытывал к техническим дисциплинам», — позже вспоминал Николай Константинович. В справке — рекомендации, выданной школьным советом, отмечалось, что Николай Байбаков «отличался среди учащихся особенным прилежанием, трудоспособностью и добросовестностью к выполнению своих ученических обязанностей».

Увлекался Николай Константинович и общественной работой. В семейном архиве сохранились документы, справки, характеристики... В одной из них читаем, что в старших классах Байбакова выдвинули председателем ученического комитета школы. Из другой — узнаем, что он был счетчиком во Всесоюзной демографической переписи 1926 года. Из хорошей рабочей семьи, комсомолец, перед ним были открыты все дороги... Но с тем, что ему по душе, он определился очень рано. (с.18-19).

Нефтяная промышленность – отрасль династии Байбаковых

Нефть... С детских лет она захватила внимание нашего героя. «Мальцом носил я отцу обеды на завод, — вспоминал Николай Константинович, — и здесь мое мальчишеское любопытство не знало границ». Как, что, почему? На промыслах трудился брат Александр, которого после окончания рабфака в 1926 году направили на учебу в Московскую горную академию, муж сестры Ольги буровой мастер Захар Снитко. Соседи, знакомые — все работали в нефтянке. (с. 19).

Так сложилось, что нефтяная промышленность – отрасль династий. Если в семье появлялся нефтяник, скорее всего его дети и внуки тоже будут нефтяниками. Даже если они выберут непроизводственные профессии, работать им в нефтянке – так на роду написано! «Черное золото» обладает какой-то особой притягательной силой. Сегодня многие говорят, что это «длинный рубль». Не без этого... Но нельзя не видеть и другого. Нефть всегда представляла человек огромные возможности самореализации, творчества, поиска «собственного я». (с. 19).

Мои университеты

Время «университетов» Николая Байбакова – конец 1920-х – 1930-е годы. Именно в этот период мальчик из благополучной семьи становится личностью, самостоятельным мужчиной, инженером. Жизнь предстает во всем многообразии - первые решения, первые преодоления, первые победы...

В отличие от большинства сверстников Николай Байбаков окончил не семилетку, а престижную девятилетнюю школу. Его подготовка считалась достаточной, чтобы не учиться на рабфаке, а продолжить обучение в институте сразу после школы. В справке о получении среднего образования отмечалось, что Николай Байбаков «как окончивший полный курс советской единой трудовой школы II ступени получил право поступления в высшие учебные заведения АССР согласно п. 6 Положения о единой трудовой школе II ступени, утвержденного коллегией НКП 20 ноября 1922 года». (с.20-21).

Николай Байбаков закончил Азербайджанский политехнический институт. Ему было интересно и «то и это», и «еще много чего». Поучившись на инженерно-строительном отделении, он перевелся на горный факультет. А первоначальный выбор специальности буровика (бурильщика), изменил в пользу инженера-нефтяника. К завершению учебы он гордился: кончаю институт… не инженером узкой специальности, а широкой!» (с.21).

«Хорошей школой для нас, — вспоминал Николай Константинович, — была и общественная работа, многочисленные кружки по интересам, субботники». Будущие нефтяники учились выстраивать отношения в коллективе, работать в команде. Байбаков — секретарь комсомольской ячейки факультета, — как и положено, всегда был в гуще событий, на передовой. Так, среди бумаг нашего героя сохранилась грамота культармейцу. В ней читаем: «Бакинский окружной штаб Культурного похода от имени трудящихся, ликвидировавших в 1929/30 году свою неграмотность, объявляет тебе, как одному из лучших бойцов культурного фронта, свою пролетарскую благодарность. Своим участием в борьбе за грамотность ты дал стране 16 грамотных граждан, активных строителей социализма». Запомнилось, и как строили набережную вдоль Бакинского бульвара. «Весело и дружно спорилось дело, никто не отлынивал от работы, не боялся взяться за тяжелую тачку с землей или лопату», — рассказывал Байбаков. Впоследствии, бывая в Баку, он с большим удовольствием прогуливался по этому красивому затененному зеленью бульвару и вспоминал свою юность.

Еще до получения диплома в 1931 году Николай Байбаков начинает работать на бакинских промыслах треста «Азнефть». Именно здесь добывается большая нефть, именно здесь куются победы нефтяников , именно здесь не хватает специалистов-инженеров.

«Дела идут в гору».

«Мои дела идут в гору, писал Николай Константинович брату в Москву. – В настоящий момент получил повышение и занимаю пост заместителя заведующего 30й группы 1-го цеха Ленинского промысла (бывшие IV и V промыслы Балаханского района). Нужно сказать, работа эта требует большой серьезности, так как быть техническим руководителем бывших двух промыслов - дело не совсем простое. Но все же, не смотря на это, я чувствую, что смогу оправдать свое назначение... я свободно вхожу в курс своих дел и, как будто, справляюсь со своей работой. Оклад пока неизвестен, но по всей вероятности буду получать не менее 300 рублей». (с. 25)

Николай Байбаков – грамотный специалист. Для начала он организовывает исследование скважин, ставит опыты по определению рациональных режимов работы глубинных насосов. Позже появляются и первые рационализаторские предложения. Например, им был предложен метод «вторичной заливки»: воду «закрывали» цементом, подаваемым под большим давлением. Этот метод получил имя Николая Константиновича, но не был запатентован и в мировой практике известен под другим названием.

В дальнейшем Николай Константинович обращает внимание на метод беструбной эксплуатации, когда вместо остродефицитных насосно-компрессорных труб для подъема нефти используются обсадные колонны.

Активного, энергичного инженера руководство ценит и продвигает. Из помощников заведующего группой его переводят заведующим группой, предоставляют отсрочку от службы в армии. (с. 25-26).

Однако Николай Байбаков отправляется служить в ряды Красной Армии, на Дальний Восток, Особый 184-й артиллерийский полк. Согласно официальной военной доктрине, артиллерия – одно из важнейших родов войск. Маршал Советского Союза К.Ворошилов подчеркивал: «Быть хорошим артиллеристом означает быть всесторонне образованным человеком. Пожалуй, ни один род оружия не требует от командира и бойца такой дисциплины ума, воли и знаний, как артиллерия».