Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к проведению воспитательных мероприятий. 4 Устный журнал 4 (стр. 10 из 18)

Если ведущему удается придать веселую, чуть ироничную тональ­ность всему, что имитирует рынок, и в то же время глубокое и серьез­ное отношение к содержанию духовной ценности, то можно считать, что интеллектуальный аукцион состоялся.

Выпускной ринг

Выпускной ринг занимает исключительное место среди всех новационных форм работы с детьми. По яркости, праздничности, по ду­ховному высокому напряжению, по психологическому резонансу и этическому освежению, по силе сплачивания и гуманизации взаимоот­ношений детей Выпускной ринг незаменим. Если учтывать, что разовое проведение становится началом многолетней традиции, а тради­ционность Выпускного ринга увеличивает спектр воспитательных влияний, то возникает предложение, что та особенная форма несет и себе некоторую педагогическую закономерность, пока нами не вполне обнаруженную.

35

Содержательная деятельность детей (все классы либо представи­тели всех классов) слагается из вопросов к выпускникам школы и вы­слушивании их ответов на поставленные вопросы. Понятно, что во­просы эти связаны с выходом выпускника в самостоятельную жизнь, где он сам планирует жизнь, составляет личную программу, намечает Центральную профессиональную дорогу. Конечно же это вопросы мировоззренческого характера, выводящие всех участников ринга на уровень философский. Даже когда младшеклассники задают предмет­но-конкретные вопросы (например, "Какие учебные предметы ты любил в школе больше всего?", ответ они получают в обобщенном виде, так как выпускник поставлен условиями игры в особое положение осмысления всей школьной жизни.

Выпускной ринг - это интервью и одновременно отчет одиннадцатиклассников, это анализ школьного прошлою и одновременно вы­черчивание перспектив будущего. Оттого, что это совершается при­людно, что на такой высокий уровень подымаются товарищи, только вчера еще равные во всем всем школьникам, а теперь вдруг отор­вавшиеся от школьного единого простого братства, событие Выпуск­ного ринга психологически потрясает. Каждый из присутствующих вдруг явственно видит, что он тоже неотвратимо движется к такому же финалу и что духовный багаж его к этому моменту может быть самым разным - как он это видит по ответам выпускников и что только от него зависит его собственный облик к финалу школьного этапа жизни.

Атрибутика спортивного ринга присутствует лишь в своих символических обозначениях: полукруг стульев (или кресел) для выпускни­ков, луч прожектора, направленный на этот полукруг, легкая ленточ­ка. уже отделившая выпускника от всей веселой, шумливой, беззабот­ной братии, судейская коллегия и рефери, ведущий ринг и контроли­рующий этику сражения, гонг, извещающий о начале и финале ринга, иногда привносят часы, чтобы строго соблюдался временной период.

Вопросы задаются по правилу поднятой руки; право на вопрос предоставляется рефери; адресат, получивший вопрос, и адресат, по­лучивший ответ, благодарят друг друга за общение; оскорбительная форма вопроса и вопросы интимного плана исключаются; посылаться вопросы могут как ко всему коллективу ("Уважаемый 11-й класс, от­ветьте..."), так и к отдельным ученикам ("Алеша! Я хочу тебя спро­сить..."); выпускники имеют визитные карточки, специально заго­товленные для данного случая. По окончании ринга судейская колле­гия выноси г свое заключение о степени духовной подготовленности выпускников к самостоятельной жизни.

Афиша о проведении ринга вывешивается задолго до его проведения. Выпускникам вручаются пригласительные билеты на ринг. Об этике поведения на ринге предупреждает ведущий.

36

Эмоциональным аккордом завершенного ринга становится вру­чение сувенирных открыток каждому участнику Выпускного ринга: все школьники произвольно подходят по окончании к выпускникам и дарят им художественные открытки со своими бесхитростными поже­ланиями.

Если успешно проведен Выпускной ринг, то высокое духовное со­держание приобретает и Последний звонок, автором которого - так развивается сейчас школьная традиция выступают сами выпускники. Последний звонок - последний аккорд в системе специально организо­ванной групповой деятельности школьника.

///. Содержательный материал для сценариев воспитательных мероприятий.

3.1. Принципы культуры поведения*

1. Гармоничность поведения. Имеется в виду единство внутренних и внешних качеств, содержания и формы.

А.П.Чехов: "В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Часто вижу прекрасное лицо и такую одеж­ду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли - боже мой! В красивой оболочке прячется иногда душа такая черная, что не затрешь ее никакими белилами. **

2. Искренность и естественность в поведении.

Это специфические качества подлинно красивого поведения.

3. Скромность и тактичность. Скромность - неотъемлемая черта культуры взаимоотношений. Скромный человек никогда не считает себя личностью выдающейся, не кокетничает какими-либо своими до­стоинствами. Скромность человека обнаруживается в его умении быть самим собой и не играть какой-либо не свойственной ему роли. Скромность означает безыскуственность поведения, отсутствие теат­ральности, позерства.

Тактичность - форма выражения скромности. Такт - это мера, способность чувствовать границу в своем поведении- Отсутствие та­кой способности свидетельствует о невоспитанности (человек слишком громко говорит, жестикулирует...). Такт позволяет человеку быть сдержанным, терпимым, психологически стойким к трудностям и не­приятностям.

* Казакова А.Г. Методический материал о помощь курсантам-стажерам для проведения бесед, лекций, диспутов. - М.: 1987.

** Чехов А.П. Соч. т. II, с. 396.

37

Тактичность требует всестороннего учета всех обстоятельств: и своеобразия личности человека при общении с ним, и умение не заметить какую-либо оплошность другого человека, и умение безошибоч­но чувствовать реакцию другого человека на наши поступки, и умение не задавать вопроса, который поставит собеседника в неловкое поло­жение и т.д.

А.С.Макаренко: "Тормозить себя нужно на каждом шагу, и это должно превращаться в привычку... человек без тормоза - это испор­ченная машина". *

4. Одним из важнейших требований культуры взаимоотношений является точность. А.С.Макаренко говорил: "Точность в нашей жизни

- это моральная норма, это великое дело в борьбе за наше богатство". Такой смысл точности особенно обнаруживается в деловых, служеб­ных отношениях, в общественной жизни, где человек своей неточ­ностью может подвести целый коллектив, сорвать выполнение важно­го задания, нарушить ритм производственной работы.

Точность означает прежде всего умение ценить свое слово, не бро­сать его на ветер. Если человек всегда выполняет то, что обещает, если он приходит в то время, которое назначено или о котором существует с ним договоренность, значит, на него можно положиться. Следуя тре­бованиям точности, человек обычно подтянут, собран, и это сказы­вается в его движениях, манере держаться, во всем его облике.

3.2. Мораль и этикет

Слово "этикет" французского происхождения. В переводе - эти­кетка, церемониал, ярлык, т.е. порядок проведения определенной це­ремонии.

- Наш российский этикет возник не вдруг. Его стержневым содер­жанием являются нормы человеческого общежития, имея в виду эле­ментарные правила поведения на улице, в общественных местах, в учебных заведениях, на производстве, то есть элементарные правила общественного этикета.

Многие люди и сейчас нередко не замечают, какую роль в нашей жизни играют внешние формы общения между людьми. А представим себе на минуту, что их не было бы; Очевидно, в этом случае сплошь и рядом складывалисьсь бы ситуации, напоминающие общение людей, принадлежащих к различным, никак не связанным между собой цивилизациям. Речь идет о способах приветствий, о допустимых и недо•пустимых словесных выражениях, о поведении в общественных местах

* Макаренко А.С. Соч..т. 5. - М.: 1951 г., с. 217.

38

- в театре, в музее, в магазине, в ателье, в бассейне, в библиотеке. на городском транспорте, в поезде и т.д.

Психологами замечено, что упорядоченность общественной жиз­ни, проявляющаяся в определенных внешних формах-взаимоотноше­ний между людьми, есть весьма важное "условие ее непрерывности и "спокойного" течения, т.е. отсутствие эксцессов, ссор, скандалов. Именно наличие этих форм позволяет каждому человеку правильно представить себе, как окружающие будут реагировать на тот или иной ею поступок и таким образом сообразовывать свое поведение с пове­дением других людей.

Рассуждая об этикете, выходишь на внешне родственные слова "этикет" и"этикетка".

Казалось бы, что между этими словами общего? Этикетку все ви­дели, все знают. На бутылках с газированной водой, на новых вещах, купленных в магазине, яркая наклейка, цветной ярлычок, которые привлекают внимание и рассказывают (информируют) о предмете.