Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к проведению воспитательных мероприятий. 4 Устный журнал 4 (стр. 11 из 18)

Этикетка - словно маленький представитель вещи. И от того, как нам понравился этот "полномочный посол", во многом зависит отно­шение к его "хозяину" - самой вещи.

А этикет? Этикет определяет, как человек обращается с другими людьми, определяет его внешний вид, манеру вести себя. Но ведь жес­ты, движения, позы, способы приветствий, поведение за столом, вкус в одежде и т.п. тоже являются своеобразнной ЭТИКЕТКОЙ. Именно эти наши свойства и особенности прежде всего бросаются в глаза при знакомстве, и по ним нередко судят о нас самих.

Какая же разница между словами-родственниками - этикет и эти­кетка? А вот какая.

Этикетка - это в конце концов что-то внешнее. И можно на хоро­шую вещь наклеить плохую этикетку, а некудышний товар снабдить замечательными ярлыками. Правда, рано или поздно люди обязатель­но разберутся что к чему.

Но воспитанность, хорошие манеры - не просто этикетка. Они прочно связаны с внутренней культурой человека. Конечно, бывают случаи, когда плохой, нечестный, не уважающий других человек вы­глядит на первый взгляд воспитанным. Он словно носит маску: при­ветливо улыбается, вежливо здоровается. Он подаст пальто, откроет перед вами дверь, пропустит вперед. Однако вы знаете, что нельзя бес­конечно притворяться. И очень скоро этот человек устанет казаться таким. Он снимет маску. И мы увидим его настоящее лицо: злое и не­приятное.

39

3.3. Вкус, стиль, этикет.

Этикет может превратиться в свод застывших правил, в мертвый ритуал, если культура поведения не будет органически связана с жизнью общества, в которой значительное место занимают эстетиче­ские взгляды и вкусы.

Что такое эстетический вкус?

Под эстетическим вкусом понимается исторически сложившаяся и зависящая от социальных условий способность человека эстетически оценивать явления действительности и творения искусства с точки зрения прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, тра­гического и комического.

Эстетический вкус вносит определенную систему, упорядочен­ность в наши эстетические переживания, он позволяет оценивать не только внешние качества человека, его привычки, навыки, облик, но и те нормы взаимоотношений, которым он следует.

Эстетический вкус формируется в органической связи с духовным развитием человека, он неотделим от мировоззрения, морали, общей культуры, художественного кругозора, эмоциональной отзывчивости.

В тесной взаимосвязи с эстетическим вкусом находится стиль, оказывающий влияние на культуру поведения.

Нагляднее всего своеобразие стиля проявляется в таких видах ис­кусства, как архитектура и декоративно-прикладное искусство (комнатное убранство, утварь, костюм).

Чрезвычайно большую роль в жизни людей всегда играл костюм. Одежда имеет двойную природу - утилитарную и художественно-эстетическую. Поскольку костюм меняют гораздо чаще, чем жилище и его внутреннее убранство, он быстрее других видов прикладного ис­кусства реагирует на малейшие изменения во вкусах людей.

Есть такая точка зрения: человек стал одеваться, чтобы оградить свое тело от действия стихии - холода, жары, солнца, воды, ветра, пы­ли и т.д. Качалось бы, это абсолютно верно.

Но тогда возникает вопрос, почему у одного члена племени висе­ла на плечах драная, заскорузлая шкура какого-нибудь козла, а друго­го согревал мягкий мех когтистого хищника. То, что мог носить вождь, не разрешалось надевать остальным. Такие запреты существо­вали очень долго и почти у всех народов. Например, пурпурные дорогие шелковые ткани в древней Византии имели право носить только императоры, по закону 424 года всем остальным за это угрожала смерть. А в Англии всего лишь три века назад могли повесить какого-нибудь разбогатевшего простолюдина только за то, что он, подобно знатным щеголям, осмелился украсить свои башмаки золотом и сереб­ром:

40

Оказывается, кроме задачи защищать тело, одежда имела и другое назначение: она рассказывала о своем хозяине (добытчивый ли он охотник, каково его общественное положение, богат ли он и многое, многое другое).

Но вот перед нами предметы одежды совсем простых людей: холщевая рубаха украинского пахаря, крестьянина, может быть даже кре­постного, и кухлянка коряка-оленевода, у которого и оленей-то своих не было, он пас стадо шамана. На рубахе ярко цветет национальная вышивка, кухлянка красиво отделана мехом, замшей, бисером. Спра­шивается: может быть, вышивка делает рубаху прочнее и долговечнее? Или красивый узор утепляет кухлянку? Нет, конечно. Тогда для чего же народные мастерицы так много труда и времени вкладывали в простую одежду?

У одежды есть и третья задача, третья функция - испокон веков она украшает человека. Именно поэтому, кроме серого холста, люди придумали шелк, батист, штапель, бархат, парчу, газ, шифон и многие другие ткани всех цветов, оттенков, сочетаний. С блеском, с люрексом, с выделкой, буклированные материалы... В полоску, в клетку, с цве­точками, в горох... Ну, а о том, как изменился крой. фасон, силуэт, стиль и т.д. можно увидеть в журнале мод.

Проходили века. Развивалась культура. Изменялись условия жиз­ни людей. Все получили возможность хорошо жить, красиво одевать­ся. И если вы в театре встретите двух нарядных мужчин, то костюм их не доскажет вам: вот министра, а вот рабочий. Но все-таки одежда по-прежнему продолжает рассказывать о своем владельце. Костюм идущего по улице человека не всегда откроет нам, кто этот человек, кем работает.

А теперь посмотрим в зеркало на себя. Если нас будут вниматель­но рассматривать, интересно, что скажет о нас наша одежда, какие черты и качества характера она раскроет окружающим? Давайте всег­да помнить начало очень известной пословицы: "Встречают по одеж­ке, провожают по уму". Ум - духовное богатство - главное. Но встре­чают-то по одежке!

Итак, мы хотим выглядеть хорошо одетыми и воспитанными людьми. Что для этого необходимо? Предлагаем на выбор несколько ответов. Какой из них вы считаете правильным?

- Надо иметь много денег, чтобы покупать дорогие вещи.

- Надо покупать только заграничную одежду, - она лучше,

- Надо не покупать вещи в магазине, а шить в ателье.

- Надо следить за модой, носить только модное.

- Надо, чтобы никто не мешал носить то, что мы хотим.

Я не знаю, какой ответ вы подчеркнули, но это не имеет значения Они все неправильны.

- Чтобы быть всегда хорошо одетым, надо иметь вкус.

41

- Одежда должна соответствовать своему назначению.

- Вредное для здоровья не может быть красивым.

- Одежда должна соответствовать возрасту.

- Одежда должна соответствовать индивидуальным особенностям человека.

- Все предметы и части костюма должны хорошо сочетаться друг с другом.

Дорогие вещи не всегда самые лучшие. Иногда пытаются деньга­ми возместить отсутствие вкуса. Напрасное занятие. Еще древние гре­ки говорили: "Он не мог сделать красиво и поэтому сделал богато". А в юности носить слишком дорогие вещи и вовсе не следует, это дурной тон.

Импортный - магическое слово для некоторых взрослых и детей. Какова вещь, им все равно, лишь бы на ней была поярче наклейка со сладкими словами. Не в том их главная беда, пожалуй, что все они по­купают без разбору, а в том, что стали тряпки целью жизни. И щего­ляют, и гордятся ими, как будто бы достоинством великим.

Белье - его посторонние не видят. Но это ничего не значит. Будем всегда помнить: корень слова "белье" - бел (белый)...

Существует понятие "культура одежды".

Под культурой одежды понимается чистота и опрятность одежды, гармоничность отдельных ее частей, умение человека одеваться скромно, без вычурности.

Красивая, гармоничная одежда украшает человека, совершен­ствует его внешний вид, заставляет его внутренне подтягиваться, вы­зывает постоянное стремление к аккуратности и чистоплотности.

Модельеры и художники внимательно изучают вкус народа, его потребность в новых видах одежды, эстетические понятия, возни­кающие с ростом всей культуры и материального благосостояния.

При моделировании новых фасонов учитываются необходимость обеспечить свободу движения одетого человека, удобство надевания и снимания одежды, чтобы она не мешала правильному кровообраще­нию и правильному функционированию всех органов человеческого тела.

Большое значение в культуре одежды имеет вкус человека, выра­жающийся у не; о в умении подобрать одежду, покрой и цвет, соответветствующим особенностям его фигуры, цвету волос, возрасту, времени года и назначению одежды.

Платье и костюм зрительно меняют пропорцию человеческого те­ла. Правильно подобранная одежда может скрыть физические недостатки человека, сутулость, излишнюю полноту и т.п. или изящно, не грбо подчеркнуть красоту тела. Слепое же подражание моде без учета возраста и особенностей фигуры может обезобразить внешность, выставить человека в смешном свете.

42

Представьте себе, например, очень полную девушку в узких брю­ках и обтягивающем тело свитере, в чересчур затянутом платье или в широкой юбке-клеш!

Вертикальные линии покроя придают фигуре стройность, некото­рую строгость и как бы увеличивают рост, а горизонтальные, попе­речные линии как бы делят фигуру на части и, тем самым зрительно укорачивают и расширяют ее. Это нужно учитывать всем людям, имеющим отклонения от нормальной фигуры.

Для полной фигуры наиболее пригодны вертикальные линии по­кроя, несколько более удлиненные платья, костюмы, пальто и юбки. Для полной фигуры также рекомендуется узкий и удлиненный вырез горловины. Свободное пальто, однобортный жакет лучше всего скра­дывают полноту, в особенности если они имеют удлиненные отвороты или воротники в виде шали. Полным девушкам идут платья, неотрез­ные в талии, с прямыми или слегка зауженными книзу юбками и сред­ней шириной проймы рукава. При короткой шее следует избегать но­сить вещи с глухим воротом. На очень полной фигуре некрасиво вы­глядят пышные, слишком широкие юбки в сборку, лифы, плотно обле­гающие фигуру. Линия талии на таких фигурах в зависимости от фа­сона должна быть несколько более удлиненной. Полнят фигуру широ­кие рукава, которые расширяются книзу.