Все семь недель предпасхального Великого поста в старину народ строго постился. Ели в основном тюрю - в воду нарезали маленькими кусочками черный хлеб, прибавляли немного лука, немного постного масла и подсаливали.
На шестую неделю из своих домишек в Вербное воскресенье тянулись старушки в белых платочках освящать в церкви вербу. Она, по
59
поверью, приносит в дом счастье, оберегает от болезней и неприятностей. Ее хранят в доме целый год.
Последняя неделя поста, седьмая, - самая главная. Это великая Страстная неделя. В Чистый Четверг все обязательно ходили в баню, и затем до Пасхи нельзя было мести пол. Страстная неделя - самая трагическая неделя поста - Христос был предан, осужден, возведен на Голгофу, распят и умер на кресте. В Великую пятницу перед верующими проходит вся жизнь Иисуса, его учение и его страдания, а в субботу происходит ожидание чуда - воскрешение Христа.
В этот день в церкви идет освящение пасхальной снеди: куличей, пасхи и крашеных яиц. А поздно вечером к церкви стекается народ. Ровно в 12 часов из храма выносят иконы, кресты, выходят священнослужители в нарядных светлых одеждах. Звонят колокола, и вся процессия с горящими свечами идет вокруг церкви. А после Крестного хода в церкви начинается литургия о воскрешении Христа. Евангелие на ней читают на разных языках: на старославянском, на русском, на древнегреческом, на древнееврейском и на латыни - это означает, что проповедь о воскрешении Христа проходит по всему миру. После окончания службы верующие поздравляют друг друга и происходит обряд христосования. На слова: "Христос воскресе" отвечают: "Воистину воскресе", и обмениваются поцелуями. В послании апостола Павла сказано: "Приветствуйте друг друга с целованием святым".
При этом обмениваются крашеными яйцами - символом возникновения жизни. Согласно легенде капли крови распятого Христа, упав на землю, приняли вид красных яиц куриных, а слезы Богоматери, падая на эти яйца, оставляли на них прекрасные узоры. Пасхальные яйца часто делают и делали из стекла, дерева, металла и красиво расписывали. Во всем мире известны знаменитые работы русского ювелира Фаберже.
Вернувшись домой, все садятся за накрытый стол с угощениями, украшенными цветами и зеленью. Пасхальный стол не имеет никаких запретов. Вначале едят освященное, а затем жареных поросят, индейку, кур я все, что только можно было придумать. Смысл Пасхи в равенстве всех перед богом, всепрощении и примерении с врагами. Об этом говорится в конце пасхальной заутрени. В этот день угощают всех пришедших в дом: и знакомых, и незнакомых - таков старый русский обычай.
"Праздников праздник и торжество из торжеств", - так называют Великую Святую Пасху.
Творог 2-3 кг.. сахар - 400 гр.. Масло сливочное - 400 гр., желтки 2-3- шт., сметана или сливки 300 гр.
Творог поместить в полотняный мешочек и оставить под прессом на несколько часов для удаления сыворотки. Протереть через сито,
60
добавить сырые желтки, растертые с сахаром, и немного соли, размягченное сливочное масло, сметану и хорошо взбитые сливки. Размешать до однородной массы. Добавить ванилин, перебранный и промытый изюм. толченые подсушенные грецкие орехи, или миндаль. Пасху формируют в специальных формах, обычно деревянных, напоминающих колокольню.
Мука - 1 кг., масло сливочное - 100 гр., сахар 150-200 гр., изюм 50-100 гр., молоко - 400 гр., дрожжи, соль.
Дрожжи растворяют в теплом молоке, добавляют половину муки, замешивают тесто и оставляют для брожения в тепле на 2-3 часа. Когда тесто поднимется, кладут остальные продукты и хорошо вымешивают. Тестом заполняют смазанную форму на 3/4 высоты, посыпают толчеными орехами, миндалем и выпекают кулич.
Окрашивать яйца проще всего шелухой лука. Ее заливают водой, кипятят и процеживают. В окрашенную воду кладут яйца и варят 10 мин. Затем охлаждают в холодной воде и смазывают масляной тряпочкой для блеска. Можно красить специальными красителями, можно на вареные яйца наклеить переводные картинки.
Почки тополя окрашивают яйца в желтый цвет.
Листья сушеной крапивы окрашивают яйца в зеленовато-коричневый цвет.
Чтобы получить рисунок, можно перед окраской обмотать яйца нитками.
Понедельник - "Встреча'' - первый день Масленицы В этот день в деревнях из. соломы делали большую куклу Маслену, наряжали ее в женские одежды и отвозили на самую высокую гору, "чтобы Маслена видела, откуда придет весна". Это сопровождалось играми, песнями, ряжеными. Гадали, шутили, веселились. Молодежь строила снежные горы. мастерили качели, а в домах накрывали столы. Первые блины отдавали нищим - поминуть умерших. "Первый блин для родительских душ", - говорили в народе.
Вторник - "Заигрыши". С утра парни приглашали девушек кататься с гор. Ходили друг к другу в гости, причем по старшинству, молодые к более старшим. Приглядывали невест.
Среда - "Лакомка". В этот день, тещи угощали блинами своих зятьев. Сохранилось много шутливых поговорок на этот счет: "Придет зять - где сметаны взять", "Нет черта в доме - пригласи зятя", "Зять в дом - иконы вон",
61
Четверг - "Широкий четверг". В этот день все шли на гулянье. Катались на тройках, устраивали кулачные бои, пели обрядовые песни, пили пиво.
Пятница - "Тещины вечерки". В этот день зятья угощали своих тещ блинами. Причем накануне вечером зять сам должен был пригласить тещу в гости.
Суббота - "Золовкины посиделки". Молодая невестка приглашала в гости своих родных, а парни и девушки строили снежные города и крепости с башнями, а потом с шутками отвоевывали их друг у друга.
Воскресенье - "Прощенное воскресенье" или "Заговенье" - последний день Масленицы. Соломенную Масленицу сжигали, пепел рассеивали по полям, чтобы дать силу будущему урожаю. Объедались блинами. "Блин - не клин, брюха не расколет", - смеялся народ. Это был последний день масленицы, когда разрешалось пить спиртное. А вечером с низкими поклонами и поцелуями просили друг у друга прощения за старые обиды и оскорбления. Шло очищение от всего греховного. Масленица кончалась, наутро начинался Великий пост.
Если спросить у любого прохожего, что такое Масленица, каждый наверняка ответит: "Это блины". Так оно и есть, но не только. Это веселый, озорной, сказочный и очень древний праздник. Вернее, целая неделя гуляний, игр, вкусных обильных угощений. Его отмечали еще с языческих времен в честь бога плодородия Велеса. С приходом христианства он был принят православной церковью под названием "сырной", или "мясопустной недели". А с XVI века стал называться Масленицей. Это последняя неделя перед Великим постом. На мясопустной неделе запрещается есть мясо. Но при этом едят много, вкусно, жирно, а главное блюдо - блины. "Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей", - писал Александр Куприн.
Блины на Масленицу едят со сметаной, рыбой, икрой, маслом, медом, грибами и со всякими припеками. "Припека с луком, припека с маком, припека с творогом и невесть чего не было", - пишет в "Мертвых душах" Николай Гоголь.
Весело шумела Масленица в деревнях и городах. Все дни Масленицы проходили по установленному сценарию. По дням все было расписано, и как уже было сказано выше, каждый день имел свое название.
Вот так все и происходило. Сейчас это похоже на красивую сказку, Но во многих городах и весях возрождаются добрые традиции, и Масленицу отмечают широко. И хотя теперь Масленица - рабочая неделя, но согласитесь: как хорошо напечь блинов, собрать родных и друзей, по-русски вкусно поесть, выпить и просить у тех, кого мы обидели прощение, простеть тех, кто нас обидел, как в старое доброе время.
62
Мука пшеничная - 1 кг., 3 яйца, 0,7 л. молока. 100 гр. масла или маргарина, 50 г. сахара. 10 г. соли, 30 г. дрожжей.
Половину муки смешать с разведенными в теплом молоке дрожжами и сахаром, хорошо размешать и поставить в теплое место. Через час с четвертью, когда опара подойдет, добавить яйца, растопленное масло (или маргарин) и остальную муку. Затем тесто тщательно вымесить и развести оставшимся молоком до густоты сметаны. Поставить в теплое место подходить. Когда тесто поднимется, его размешать и вновь поставить в теплое место. А когда поднимется во второй раз, можно печь блины, наливая тесто тонким слоем на хорошо нагретую и смазанную маслом сковороду.
1 кг. муки, 0,5 л. молока, 0,5 л. воды, 4 яйца, 50 г. сахара, 10 г. соли.
Яйца растереть с сахаром и солью, разбавить молоком и замесить вязкое тесто, добавляя в 2-3 приема теплую воду и взбивая до образования однородной массы. Печь на горячей, смазанной маслом сковороде. Перевернуть блин, когда одна сторона зажарится, и обжарить другую сторону.
У хорошей хозяйки и первый блин не будет комом. Надо пользоваться небольшой, с толстым дном сковородой. Пекут блины, как известно, из пшеничной или гречневой муки, но можно их и смешивать.
Русские блины - это блины на дрожжах.
а) История чая
Культура чая начинается более 5000 лет назад: именно тогда чайный куст был упомянут впервые в письменных источниках. Его родиной ученые единодушно признали Юго-Западный Китай (Юньнань) и примыкающие к нему районы Верхней Бирмы и Северного Индокитая (Вьетнам).
Существует и легенда о том, что чайное растение выросло из брошенных на землю-век китайского святого (по другим источникам -Будды), который отрезал их в гневе на самого себя из-за того, что заснул во время медитации.