Организуя игру, педагог создает щадящее вхождение ребенка во взрослую жизнь с ее жесткими нормами. Но игровая инструментовка оправдана и психологически: в игре ребенок беззаботен, психологически раскован и потому более, чем когда-либо, способен на полное выражение своего индивидуального "я".
Обобщая сказанное, отметим характерный для современного школьного педагога профессионально-педагогический подход к своей работе. Еще недавно именуя себя "биологом", "физиком", "словесником", сегодня учитель начал осознавать себя педагогом прежде всего. И понял, что его профессиональное ремесло заключается в первую очередь в умении работать с ребенком и с группой детей.
Завершая вступительное слово к книге "Собранье пестрых дел" ее автора Надежды Егоровны Щурковой, не могу обойти стороной один эпизод из моей педагогической практики.
Как-то, работая на курсах повышения квалификации преподавателей вузов, я проводила видеотренинг по общению. Тренинг прошел очень оживленно, содержательно, заинтересованно, с высоким психологическим настроем. И как же были удивлены мои взрослые слушатели, когда узнали, что для проведения тренинга с.ними я организовала форму групповой деятельности, используемой в основном в начальных классах.
Таким образом, я еще раз ориентирую Вас, уважаемый читатель, на необходимость формировать у себя умения адаптировать интересную форму, метод воспитательного воздействия к учащимся (в том числе, студентам) любого возраста.
Психологизация воспитательного процесса в школе, обусловленная новой педагогической позицией отношения к личности школьника как субъекту жизни, вывела педагогическую практику на ряд простых форм групповой деятельности, которые позволяют развивать у школьников интерес к человеку как таковому и содействовать формированию достоинства как черты личности.
"Волшебный стул" - одна из таких форм. В ней сочетаются ценностно-ориентированная и игровая деятельность. На "волшебный стул" приглашаетя один из участников игры: как только он садится, "высвечиваются" и становятся очевидными все его достоинства; присутствующие громогласно объявляют то, что видят их глаза; предполагается. что при этом ни один недостаток не способен "высветить"
20
"волшебный стул", зато все положительные стороны личности ярко представлены для глаз присутствующих.
Педагог предлагает в тишине проверить свои впечатления, а питом произнести вслух все, что видят глаза. Дети называют качества ("умный", "нежный", "добрый"...) или указывают на поведенческие характеристики ("он всегда помогает", "у него можно попросить что-то, он дает"...), иногда выделяют черты характера ("веселый", "общительный"...), иногда сообщают о случаях, во время которых проявлялась личность ("когда я болел, он ко мне приходил...", "никто не остался убирать класс, а он остался..."). Для группы старших подростков и юношества чрезвычайно важны провозглашения достоинств внешнего портрета ("красивая", "грациозная", "он сильный", "у него красивые волосы"...).
"Волшебный стул" как бы отстраняет товарища от группы, набрасывает игровой флер таинственности ("эта дама, сидящая перед нами...", "этою господина мы видим...", "у этого юноши"...), на него смотрят как бы впервые. И обычно дети легко идут на такие игровые условия, потому что слишком близкие отношения мешают взглянуть на товарища с социально-ценностной позиции. Отстраненная же позиция снимает смущение, позволяет произносить то, что пока нетрадиционно для нашего общения - говорить комплименты друг другу сейчас и теперь, не дожидаясь смерти, похорон и траурных митингов. Такого рода упражнения не бесследны, они помогают обрести уверенность в себе, подымают школьника к осознанию себя как носителя достоинств, изменяют его положение в группе, развивают эмпатию у детей, смягчают психологический климат в группе и в итоге переориентируют внимание детей с "недостатков" на "достоинства". Полезной оказывается такая групповая игра и для педагога: он начинает принимать новую точку зрения на "достойного человека", который отличен не тем, что у него нет недостатков, а тем, что у него есть достоинства.
"Волшебный стул" проводится неоднократно, так чтобы через момент возвышения прошел каждый ребенок группы. Педагог должен жестко фиксировать (в памяти или на бумаге) тех ребят, которые не успели пройти через игровую ситуацию "волшебного стула", и серия игры не завершается, пока все до единого ученика не побывают в роли "дамы, достоинства которой мы видим" или "господина (сударя), чьи достоинства обнаруживают волшебные силы".
Решающим в воспитательном влиянии этого группового дела является тональность протекающего маленького события. Тон, конечно же, задает педагог. Его педагогическая техника (голос, мимика, пластика) как бы лепят эмоциональную ауру, вовлекая детей в добрую расположенность к каждому, кто находится в комнате, и желание сказать любому ободряющее и аозвышающее его как личность.
21
"Презентация мира" как форма групповой деятельности выступает дополнительным фактором перевода предметного восприятия реальности в ее ценностное восприятие. Организуется духовное усилие ' каждого школьника в момент данной деятельности: предъявляется какой-либо предмет группе и предлагается описать роль этого предмета в жизни человека, зачем он для человечества, какую роль исполняет в реализации стремлений человека к счастью, какие отношения несет в самом себе, когда включен в повседневное существование. Такого рода интеллектуально-эмоциональное усилие высвечивает для школьника духовную ценность материального предмета, смещает границы духовного и материального, развивает способность к одухотворению, а в конечном итоге подымает школьника над ситуацией, помогает ему обрести свою личностную сущность - стать субъектом отношений, освобождаясь от зависимости вещно-предметной.
Ни в коем случае мы не хотим сказать, что с помощью "презентации мира" педагог разовьет в ребенке духовность как качество личности. Мы говорим лишь, что эта форма групповой деятельности является одним из элементов общей системы духовного развития школьника.
Избирается любой предмет из окружающей школьника действительности (бессмысленно избирать нечто, лежащее за пределами реальности, например, тостер - детям далекой сельской школы, не знающим и газовой плиты, или пуанты - детям, не видевшим балета), задается вопрос о его роли в жизни человека, утилитарном и духовном предназначении, в том числе и вопрос о личном отношении к данному предмету.
Этот предмет представлен для общего восприятия так, чтобы все его достоинства и особенности были подчеркнуты, обставлен как некая ценность общечеловеческой культуры. Например, на драпированном столике - очки, на красивом блюде - красное яблоко, через эпидиаскоп на экране - иголка с ниткой, на демонстрационном кубе - кусочек мела.
Педагог предлагает взглянуть на этот предмет свежим глазом, отыскать в предмете весь спектр пользы и ценности для людей или, пойдя от обратного, представить жизнь без этого предмета. Дети поочередно высказывают свои соображения. При этом они подходят к предмету, берут его в руки (может быть, впервые осторожно и бережно), демонстрируют всей группе через призму своего видения, раскрывая то содержание, которое обнаружено ими. Не страшно, если ребенок. показывая почтовый конверт, скажет только, "для писем"; ничего плохого нет в том, когда ребенок в кувшине видит лишь "сосуд для молока" - это все тоже социальное предназначение и участие предмета
22
в социальной жизни. Мысль детей обычно довольно скоро подымается до духовных вершин, "почтовый конверт" служит "любви", "помощи", "поддержке другому человеку", а "кувшин" становится средством "добра", "общения", "заботы".
Предметом презентации могут стать явление, событие, факт, процесс. Но на первых порах лучше всего начинать с вещей, непосредственно находящихся вокруг. Дети и сами могли бы предлагать такие предметы, открывая в них скрытые отношения, вознося их на пьедестал жизненных человеческих ценностей. Если группа небольшая по численности, возможен вариант поочередного предъявления предмета индивидуально каждым участником: тут интересны индивидуальный выбор и веер таких выборов.
На случай профессиональной неуверенности мы рекомендуем избрать предмет яркий, эстетически богатый, ценностное отношение к которому социально закреплено. Например, розу.
Благоухающая роза с трепещущими лепестками, предъявленная детям как объект особого восприятия и осмысления, сразу вызывает положительные переживания, инициирует духовные усилия - дети увидят за розой "подарок", "любовь", "поздравление", "украшение", "симпатию", "добрые пожелания"... Не исключено, что кто-то увидит за розой "товар" и "способ обогащения", пусть выскажет и такое мнение.
Презентация объекта - это всестороннее рассмотрение явления с позиции жизненно-ценностной, обнаружение за предметной реальностью отношенческого мира.
Коль скоро каждый волен видеть за объектом то, что он видит, и ничего другого, "презентация мира", таким образом, приобретает дополнительную функцию - быть формой диагностирования воспитанности детей, что дает возможность в последующем проводить тонкую и скрытую коррекцию поведения и формирующегося отношения.
"Презентация мира" может выступать частью какой-то обширной программы, например, проводиться на вечере отдыха, во время чаепития, в лесу на полянке и даже на уроке по ходу изучения нового для детей научного явления. Разумеется, исходным условием такого широкого использования служат профессиональные качества педагога, а именно его ценностно-духовное восприятие мира.