Трудно переоценить влияние турнира ораторов, вернее, цикла традиционных ораторских турниров, на психологический климат школы, группы, на интеллектуальное и социальное развитие детей. Это способ культивировать речь учащихся, это способ развивать логическое мышление, это влияние на характер лидерства в коллективе
23
детей, интерес к слову и умение слышать слова и ценить значение каждого слова, и, наконец, это деятельность, предоставляющая огромные возможности проявить ребятам индивидуальные особенности.
Методика проведения турнира ораторов очень проста. В первую очередь следует выдвинуть параметры состязания: логика выступления, художественность речи, общение с публикой, пластическая выразительность, этичность, умение демонстрировать наглядный материал и т.д. Отбор таких характеристик обусловлен конкретными обстоятельствами и учетом меры развития речи детей.
Жюри намечает темы для выступлений ораторов-конкурсантов: общую - для первого тура; несколько - для жеребьевки во втором туре; несколько - для свободного выбора во время заключительного тура. Темы должны быть предельно простыми (в турнире участвуют дети разного возраста), связанными с непосредственным окружением, например: "Дождь", "Кастрюля", "Книга", "Автомобиль", "Блокнот". Заключительный тур выводит ораторов на уровень философских обобщений, предлагая темы такого рода: "Время", "Добро", "Старость", "Солнце", "Животные в жизни человека".
Судейство состязающихся ораторов легко организуется. Публика получает при входе на турнир один картонный жетон. По окончании турнира этот жетон опускается в ящичек (коробку) под номером того оратора, который более всего понравился. Количество опущенных жетонов в адрес каждого оратора - это количество баллов. Победителем становится тот, кто набирает наибольшее количество баллов.
Выступление оратора ограничено во времени. Обычно предоставляется не более одной минуты, чтобы дети не могли остро ощутить свою интеллектуальную бедность - пока не удается широко развернуть мысль.
Рекомендуется первый турнир посвятить способности к логическому выстраиванию речи по формуле "тезис - аргумент - иллюстрация". В дальнейшем учет этой способности производится как нечто естественное и внимание акцентируется на новом требовании к речи оратора.
Нельзя забывать о публике. Ее приглашают красивым огромным объявлением. Установка на доброжелательность производится правилом: "Нет плохих ораторов -,есть плохой слушатель, ибо выступление каждой личности интересно, как сама личность". Вводится правило "одного голоса", для того чтобы любой силы голос был услышан в аудитории (непродуманное увлечение в школе микрофоном провоцирует некультурное поведение детей). Кстати, введение правила "одного голоса" очень полезно и для учебных занятии; на уроке тоже звучит лишь один голос.
24
Конечно, жюри для ораторов-конкурсантов проводит предварительную консультацию. Но если это делают педагоги по классным группам, то надобность в общем консультировании отпадает.
Победителей турнира ораторов поздравляют, их имена появляются на плакате, где сообщается решение жюри и предположительные сроки следующего турнира и содержание состязания.
Умение отдавать себе отчет в собственной жизни является одним из значительных признаков личностного развития человека. Формированию данного умения можно способствовать, ставя воспитанника в ситуацию жесткого вопроса: "Чего ты хочешь?" Этот вопрос сам по себе очень хорош, когда его ставят перед ребенком в минуту необъяснимых его реакций или нежелательного поведения.
Однако неплохо было бы расширить пространство для духовных усилий по осознанию себя как личности. Для этого существует несколько методических форм, рожденных в школе: "Разговор при свечах", "Расскажи мне обо мне", "Рейтинг по кругу", "Портрет в анкете" и др.
Исключительное место среди них занимает групповая работа с детьми под названием "У зеркала". Суть этого группового дела - поставить подростка или юношу перед самим собою хотя бы на мгновение, предоставив возможность взглянуть на себя как на некое неповторимое, отличное от всех, как на носителя человеческих свойств и качеств, некоторый эмансипированный, самостоятельный внутренний мир в его автономии от окружения.
У зеркала (вокруг зеркала) рассаживается группа, либо каждый член группы - перед отдельным зеркалом, перед каждым участником работы лежит веер цветных карточек, на обороте которых написаны незавершенные фразы. Поочередно перевертывая карточки, участники группового занятия, глядя на свое изображение в зеркале, завершают фразу про себя, мысленно, или же вслух.
Если зеркало одно и большое, то подростки подходят к нему и садятся перед ним, а остальные располагаются слева или справа, чтобы "собеседник с собою" оставался условно наедине. Если же зеркало имеется у каждого, то по просьбе педагога все одновременно берут одного цвета карточку и сообщают зеркальному отражению свое мнение.
Не рекомендуем эту форму занятий всем педагогам. Дело тут не в "хорошем" или "плохом" специалисте. Здесь недопустима и толика фальши, и капля сомнения в значимости занятия. Только педагог духовной ориентации может проводить такую работу с детьми, и только искренний и технически (голос, мимика, пластика разнообразны и бо-
гаты) подготовленный учитель способен извлечь из "Зеркала" максимум ценностного результата.
Приведем примеры текста карточек: "Я вижу перед собою...", "Я обнаруживаю в себе...", "Мне интересен этот человек, потому что...", "Я бы не возражал побеседовать с ним, потому что...", "Я хотел бы задать ему прямой вопрос...", "В моем собеседнике мне непонятным кажется...".
Варианты содержательного наполнения общения с зеркальным отражением создаются при опоре на вычленение функций зеркала как социально-психологического феномена общественной жизни и жизни индивидуальной*. Зеркало регулирует наш внешний облик, вернее костюм, в котором мы выходим на общение с "другим человеком". В минуту проверки нашего внешнего облика с помощью зеркала мы как бы стали на место этого "другого" и его глазами взглянули на себя. Зеркало сообщает о мере соответствия внешнего облика внутреннему содержанию нашей личности, возрасту, ситуации, предмету общения, качествам, идеологии, - обращаясь к зеркалу, мы корректируем тут же мимику, жесты, пластику, приводя их в соответствие сейчасному состоянию. В зеркале мы воспринимаем лишь оболочку человека без его содержательного наполнения, оно - своеобразный идеологический вакуум, который мы вправе наполнить самовольно собственным идеологическим соком. Зеркало помогает нам вывести наше "я" за пределы нас самих, увидеть на время свою личность со стороны, представив ее в качестве объекта рассмотрения и наблюдения.
Отмечая функции зеркала, педагог создает смену позиций для подростка и юноши, севших перед зеркалом. Можно избрать одну из функций.
Стимулирующим моментом может послужить художественное полотно, где герой представлен перед зеркалом (например, полотна Серова, Веласкеса). Рассматривая миг общения человека с самим собой посредством зеркала, дети вместе с педагогом обнаруживают разнообразие функций этого чудесного изобретения человечества. Попутно спросим у детей: как ведет себя кошка или собака перед куском стекла, покрытого серебром?
Приобщение детей к искусству сопряжено сегодня с некоторыми трудностями. Во-первых, субкультура, грязным потоком изливающаяся на детей по всем каналам массовой коммуникации,
* Вулис А. Литературные зеркала. - М.; 1991.
26
извратила их художественный вкус еще до того, как он мог бы сложиться. Во-вторых, в обществе не сложились традиции повседневного общения с искусством, а сложилось, напротив, странное представление о том, что минуты общения с искусством - это строгая, серьезная работа, связанная с "пониманием" художественного произведения - нечто вроде разгадки ребуса "что хотел сказать художник?". В-третьих, в школе мало и плохо используются технические средства (диапроектор, магнитофон, эпидиаскоп), а без обращения к ним невозможно представить себе широкого поля произведений искусства, доступных общению. В дополнение к названному, повсеместная художественная непросвещенность окружающих школьника людей порождает ложное мнение, будто общение с искусством есть лакомое блюдо, роскошь, допускаемая после решения насущных воспитательных задач.
Не вступая в дискуссию по затронутым вопросам, отметим, что практика создала как будто бы в противовес такому неблагополучному положению гибкую, легкую форму приобщения детей к искусству -эта форма получила название "Пять минут с искусством". В ней реализуется, прежде всего, исходный принцип "малой дозировки": коль скоро отлученные от искусства дети не приучены к художественному мышлению, первоначальное организуемое общение с искусством должно быть недолговечным и малообъемным во имя предотвращения утомленности и отстраненности от демонстрируемого произведения.
Название говорит само за себя: дети в течение коротких, но сгущенных по эмоциональному напряжению минут воспринимают одно или несколько (согласно замыслу) произведении. Ни анализа, ни оценок не производится. Свободное общение и свободное впечатление -без попытки навязать какую-либо точку зрения, даже если речь идет о всемирно известном художественном гении.