Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к проведению воспитательных мероприятий. 4 Устный журнал 4 (стр. 9 из 18)

Час тихого чтения

''Час тихого чтения" возникает в противовес беспредельному увлечению школьников теле- и видеофильмами, вытесняющими из жизни школьника общение с книгой, освобождающими разви­вающуюся психику юного человека от усилий воображения, мышле­ния и памяти.

В тот день, когда проводится "час тихого чтения", дети и педагоги приносят с собой в школу виепрограммные книги, которые они "сейчас читают", им предоставляется общее для всех членов школьно­го коллектива время, когда в тишине и удобстве каждый человек мо­жет спокойно почитать принесенную им книгу.

Этот момент предварительно подготавливается: вывешивается объявление, за 1-2 дня появляются листки-памятки, учителя напоми­нают детям о задуманном деле. В итоге очень редко сдельные школь­ники забывают захватить с собой в школу книгу. Но и этот редкий случай предусматривается: педагоги и библиотекарь подбирают ряд книг, которые они предложат беспамятному.

Воспитательный потенциал "часа тихого чтения" не исчерпывается до конца, если по окончании его не обнародуется список читаемых детьми и педагогами книг. Этот список вывешивается к концу учебного дня: "Что сегодня мы читаем" и "Что читали учителя". Coздается эмоциональная атмосфера, выделяются интеллектуальные лидеры, расширяется поле библиографических знаний.

31

"Час тихого чтения" может проводиться в общешкольном мас­штабе или классно-групповом; в первом случае условия для ею прове­дения создать легче, во втором случае - труднее: появляется надоб­ность в отдельной комнате с плотной звукоизоляцией, в удобном по­следующем учебном расписании отдельной группы.

Прочитанное за этот "час" (его время определяется возрастным и интеллектуальным развитием детей) не обсуждается, как правило. Но, если педагог отдельного класса сочтет необходимым такое обсужде­ние, он сокращает время на чтение и предлагает детям рассказать о . книге, которую они читают. При этом чрезвычайно важной является одна методическая и этическая деталь: что бы ни читали дети, их вы­бор не должен иметь оценки, нет "хорошего" или "плохого" чтения, всякое чтение достойно, из всякой книги можно извлечь ценное, будь это сказка или философский трактат.

"Час тихого чтения" хорошо устраивать в детских лагерях во время летнего отдыха, в санаториях, в пансионатах, а также в спортивных лагерях во время тренировочных сборов. Идею "часа тихого чте­ния" порой дети переносят в семью, приобщая родителей к чтению книг, давно ими забытых.

Гостиная: поэтическая, музыкальная, философская, театральная, спортивная..........

Логика данной формы свободного общения выстраивается на основании простого и ясного очерчивания лексического значения сло­ва "гостиная": это комната, в которой принимают гостей и одновре­менно это сам процесс приема гостей.

Гостей принимают для общения и во имя общения. Разумеется, гостей знакомят друг с другом. Гости рассказывают какие-то веселые истории, вспоминают события, с ними происходящие. Гости дарят друг другу улыбки, сувениры, подарки. Гости поют, играют, танцуют. Гостей иногда угощают. Исходным из такого понимания становится следующая структура свободного общения.* Вот ее общие контуры.

Сбор гостей (15-20 минут) оформляется музыкой, достаточно ти­хой, мелодичной, мягких ритмов. Хозяйка гостиной помогает всем удобно расположиться, каждого одаряет улыбкой, приветствуя, про­изводит "психологическое поглаживание".

Первый момент - представление гостей. Если появляется новое лицо, то в первую очередь представляют его всем пришедшим гостям.

* Заметим, "свободным" общение называется не потому, что оно анархично и спонтанно, а потому, что оно свободно от предметного результата.

32

Затем любой может скачать о ком-то несколько слов как дополни­тельную ннформацию, углубляющую знание об этом человеке. Слова эти могут быть остроумными, шутливыми, серьезными, веселыми -здесь главное - доброе расположение друг к другу, психологический климат гостиной. Уже в момент представления может зародиться си­туация песни, если представляемый гость хорошо поет и желал бы в качестве визитной карточки предложить песню, - все присутствующие ему подпевают.

Далее, согласно нами очерченному контуру, проходит '"Воспоминание о прошлом". Каждый гость несет в себе свое прошлое как историю своей личности. Тематика гостиной определяет и темати­ку воспоминаний: на музыкальной гостиной вспоминают эпизоды своей жизни, связанные с музыкой; на поэтической - то, что определи­ло сегодняшний интерес к поэзии; на спортивной - случаи под назва­нием "Я и спорт" и т.д.

Если гости (например, старшеклассники) склонны к рефлексии, то можно им предложить вспомнить всю свою жизнь и попробовать вы­делить в ней один случай, который скорее всего оказал решающее влияние на сегодняшние пристрастия и интересы. Но обычно предла­гается вспомнить что-то веселое, смешное. Рассказывая про себя смешное, гость уже освобождается от психологической зажатости, когда ему удается вызвать смех окружающих, он приобретает уверен­ность и психологическую свободу.

Теперь наступает момент дружеских сувениров: "Что я вам при­нес..." В соответствии с названием гостиной преподносится музыка или поэзия, слайд или сообщение, совет или открытка. Сувенир пре­подносят лишь те, кто хочет, - никакого насилия, учета и контроля быть не должно.

В гостиной всегда звучат анекдоты - остроумные короткие расска­зы, им надо отдать должное и похвалить тех, кто мастерски освоил этот особый жанр. Особенность этого момента в том, что "принимаются" не все анекдоты, а лишь те, которые тематически свя­заны с характером гостиной. Такое суровое условие вынуждает гостей к творческому отбору, либо к творческой интерпретации приго­товленного рассказа.

Если за скобками оставить чаепитие, танцы, коллективное пение, то последней, завершающей частью гостиной является творческая иг­ра: литературная, музыкальная, поэтическая, театральная, спортивная и т.д. В игре принимают участие все гости, они к этому времени сбли­зились, перестали стесняться, свободны и инициативны.

Можно ввести театр-экспромт в содержание гостиной Сюжет им­провизированного спектакля должен быть лаконичен, и в артистическую деятельность должно быть вовлечено максимальное число гостей. Тематика спектаклей, разумеется, задается названием гостиной.

33

Например, если проводится "поэтическая гостиная", то играется, предположим, спектакль о том, как звери в лесу сочиняли поэму; если гостиная названа "философской", то сюжет отражает случаи из жизни некоего Философа и т.д.

Впрочем, творческая часть гостиной может быть составлена из простых концертных номеров.

Завершается гостиная моментом - "Стоя в прихожей, я хочу ска­зать...". Гости произносят какие-то последние слова, неожиданно ин­дивидуально дополнительно раскрываясь. Музыка завершает момент прощания.

Все сказанное выше касалось содержательного контура гостиной. Однако следует помнить, что гостиная - это комната. Необходимо по­заботиться о красивом, удобном интерьере, свободном передвижении гостей, красоте оформления, костюмах ' хозяйки" или "хозяина", кра­сочности угощения и гигиене чаепития. Нехорошо, когда все гости бросаются расставлять посуду, столы, а потом прибирать комнату. Лучше, если для этого будет выделена небольшая группа.

Гостиная - гибкая форма организованного общения, импони­рующая подростку и юноше с их претензией на взрослость. Пригла­шать в качестве гостей следует и младшеклассников, чтобы форма го­стиной сохранилась как традиционная: когда подрастут эти юные го­сти, они внесут в такого рода общение свои творческие коррективы, а иначе каждый год в каждой новой возрастной группе придется воссоз­давать типовую модель этой интересной формы дружеского общения.

Чтобы подчеркнуть эластичность этой формы, укажем на приме­ры необычных гостиных: кинологическая гостиная - собирает гостей, любящих собак; астрологическая гостиная - гости увлекаются астро­логией; психологическая гостиная - собираются гости, интересую­щиеся психологическими проблемами.

Интеллектуальный аукцион

Интеллектуальный аукцион - это дань рыночным отношениям, которые, к великому сожалению, далеко выходят за пределы экономи­ческой сферы. Интеллектуальный аукцион - это своеобразный вызов базарной логике жизни, получившей сегодня широкое распростране­ние.

На аукционе "продается" и "можно купить" материализованную в книге, репродукции, пластинке, фотографии, слайде духовную цен­ность. "Покупка" совершается путем предъявления каких-либо зна­ний, затребованных "продавцом". Допустим, если "продается" плас­тинка с записью музыки М.И.Глинки, то, следовательно, способным приобрести ее окажется тот, кто даст последнее сведение из массы предлагаемых сведений о композиторе.

34

Интеллектуальный аукцион содействует укреплению авторитета Знания и лидерства Знающего. Он стимулирует интерес к интеллекту­альным и художественным ценностям, служит источником информа­ции для детей, влияет на улучшение психологической атмосферы в школе.

Проводить интеллектуальный аукцион следует, как правило, в одинаковых возрастных группах, чтобы "покупательская способ-ность" детей оказалась одного уровня. Но изредка хорошо устраивать общешкольного масштаба интеллектуальное состязание, чтобы для младших школьников раскрыть широкие рубежи их будущего разви­тия. а для старшеклассников показать реальность их роста, развития и преимущество их образования.

Игровое оформление имитирует аукционную продажу: сначала "товар" рассматривается, когда его проносят среди публики в сопро­вождении похвальных слов в адрес "товара"; потом объявляется "плата" и принимаются первые "взносы" (этот момент самый труд­ный, так как одновременно подымается множество рук, и надо успеть зафиксировать первенство поднятой руки); обязательно молоточек от­стукивает условное время для предъявления новой "платы" (раз-два-три!), при этом воспроизводя словесно предыдущий "взнос"; "товар" вручается тому, кто последним "назначит цену", то есть сообщит све­дения, никому не известные среди "покупателей" или просто всеми за­бытые (а это значит, представляющий к продаже "товар" должен быть хорошо информирован); нельзя "сбивать цену" (то есть выкрикивать, не поднимая руки) - нарушителя этого правила удаляют с аукциона; "покупателя", приобретшего товар, все поздравляют.