Смекни!
smekni.com

Cистема государственного управления в (стр. 6 из 14)

В Казахстане законодательство устанавливает свободу объединения в профсоюзы и профсоюзной деятельности, запрещает увольнение профсоюзных руководителей без согласия профсоюза. Работадатели обязаны законом предоставлять профсоюзам необходимое для их деятельности обрудование, помещения, между профсоюзом и работадателем должны заключаться коллективные договоры, профсоюзы осуществляют клнтроль за соблюдением трудового законодательства на предприятих, в учреждениях. Профсоюзы, выступая в качестве групп давления, одновремено проводят политику социального портнерства с государством и препринимателями. Для этого на разных уровнях создаются трехсторонние комиссии представители государства, труда и капитала (предпринимателей). Они заключают соглашение по вопросам труда, занятости.

Профсоюзные организации создаются на предприятиях и учреждениях, по территориальному признаку, по отраслям экономики и культуры. Нередко в стране имеется несколько профсоюзных центров, лидеры одних из них сотрудничают с правительством, другие выступают в оппозиции. В демократических странах профсоюзам, как и другим не партийным общественным объеденениям, обычно запрещено устраивать публичные мероприятия с политическими лозунгами, заниматься политической деятельностью, для этой цели существуют партии.

Среди добровольных общественных обеденений важнейшее место занимают политические партии, целью которых является борьба за государственную власть. Партии стремятся создать свое правительство или ввести в него своих представителей, оказывают давление на государственную власть.

Государство устанавливает с ним особые отношения. Во многих новых конституциях определяются их статус, роль в обществе. В демократических конституциях предусмотрена многопартийность, государству запрещается искусственно ограничивать число партий. Они могут сменять друг друга у власти путем выборов, и это действительно происходит.

В тоталитарных государствах конституциями может предусматриваться существование только одной партии. Все партии обычно запрещаются в условиях военных режимов. Они запрещены в странах мусульманского фундаментализма как разрушающие единство «правоверных» (Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Катар и др.).

Существуют объединения, которые не рассматриваются как общественные объединения. Некоторые объединения являются общественно – хозяйственными (кооперативы). Государство также регулирует их деятельность, прежде всего путем принятия законов. Религиозные объединения создаются и осуществляют свою деятельность на основе собственной иерархической структуры, избирают или назначают персонал по своим установлениям. Однако они не выполняют функции государственных органов и органов местного самоуправления, не могут участвовать в выборах, делать взносы в избирательные фонды, не вправе заниматься политической деятельностью, участвовать в работе политических партий, оказывать им материальную помощь. Эти ограничения относятся к деятельности объединений.

Деятельность изуверских сект, наносящих ущерб личности, здоровью и имуществу граждан, не допускается.

В некоторых зарубежных странах есть обязательная религия и государственная церковь. В странах мусульманского фундаментализма не допускается деятельность, каких – либо иных религий и их учреждений. В странах Европы различные направления христианства (католичество, протестантизм, лютеранство, православие) объявлены государственными религиями, но свободно действуют и другие религиозные объединения. Государство оказывает материальную поддержку только государственной церкви. Только те акты гражданского состояния (браки, записи рождений, смерти и т.д.), которые совершены в государственной церкви, имеют юридическое значение.

Регулирование кооперативных объединений также имеет свою специфику, что связано с их характером как хозяйственных организаций. Государственное регулирование осуществляется на уровне законов. Государство устанавливает для кооперативов льготы, создает благоприятные условия с целью поощрять объединение граждан в кооперативы.

Организации для извлечения прибыли (акционерные общества, разного рода товарищества), подобно церковным организациям, не рассматриваются как общественные объединения. Государственное управление ими осуществляется в основном в форме принятия законов о таких организациях, регистрации и лицензирования, т.е. выдачи разрешений на предпринимательскую деятельность определенного рода (лицензированию подвергаются только некоторые виды предпринимательской деятельности), и последующего государственного контроля за соблюдением условий лицензии и законодательства. Их деятельность регулируется ГК РК, а также другими законами.

Временные коллективы создаются по заранее намеченному плану с определенной законной целью. Такие коллективы образуются, например, во время собраний, митингов, демонстраций, это группы пикетчиков. Их организация и деятельность регулируется законами, а правоохранительные органы государства обязаны обеспечить проведение законного собрания (демонстрации, митинга, пикета) и охранять его от враждебных посягательств.

Государственное регулирование относится только к тем временным коллективам, которые создаются для проведения публичных мероприятий и открыты для любых участников. Частные собрания, вечеринки с определенным кругом приглашенных гостей государством, органами местного самоуправления не регулируются.

Государство – часть общества. В то же время оно отчуждается от общества, приобретает собственное бытие, более того, становится в значительной степени регулятором общественного развития и даже нередко становится над ним. Однако регулирующая роль государства по отношению к обществу ограничена, и это не может быть иначе. Ограничение роли государства первоначально нашло выражение в концепции «гражданского общества». Просветители и энциклопедисты ХVIII в., выдвинувшие эту концепцию в борьбе против абсолютизма, утверждали, что есть сферы, куда государство вмешиваться не вправе. Это – естественные права человека и гражданское общество. О концепции прирожденных прав и реальной ситуации сказано выше. Что касается гражданского общества, то последнее понималось французскими, английскими, американскими авторами XVIII XIX вв. не совсем одинакова. Значительные различия в толковании этого понятия существуют и в современной литературе.

Считается, что гражданское общество – это:

1) отделенная от государства структура, состоящая из множества ассоциаций, добровольных объединений;

2) сфера реализации общественных интересов, находящихся вне непосредственной деятельности государства;

3) совокупность людей, строящих определенные отношения без вмешательства государства, на основе свободы выбора;

4) самоорганизованные группы, движения и личности, независимые от государства;

5) материальные условия жизни.

Утверждают, что гражданское общество – это все то, что находится за пределами государства и государственного вмешательства (управления), многообразные, не опосредованные государством и правом отношения свободных и равноправных людей, живущих в условиях рынка и демократического правового государства. Некоторые зарубежные политологи определяют гражданское общество как «самоорганизованные группы, движения и личности, независимые от государства».

Термин «гражданское общество» в том толковании, которое ему придается, не очень удачен. Понятие «гражданин», от которого произведен, по крайней мере, этимологически, термин «гражданское общество», имеет в своей основе элемент государственности. Термин «гражданин» указывает на связь лица с государством, а не его отделение государства.

Создание гражданского общества связывают с определенной ступенью развития: в прошлом – с признанием естественных прав человека, с уважением человеческой личности, со свободой частной собственности и конкуренции, ликвидацией абсолютизма, демократией на основе правового равенства и т.д., а в современных условиях – обычно с появлением «среднего класса». Однако некоторые авторы утверждают, что гражданское общество существовало всегда, происходит лишь смена поколений и ценностных ориентиров. В связи с этим предлагаются различные его классификации от древности до наших дней: идеологизированное, теократизированное, гуманнократия и др., а также типы: конфессиональное, общинное, корпоративное, классовое, свободная ассоциация граждан. Ни в прошлом, ни тем более в современных условиях не возможно представить не абстрактно сконструированную, а реальное общество, которое после возникновения государства существовало бы без государственного регулирования. Следовательно, речь может идти о степени и формах вмешательства государства, о весомости разных элементов – саморегулирования общества и государственного вмешательства в этом сочетании. Поэтому, используя термин «гражданское общество» важно помнить об условном характере этого понятия.

В условиях тоталитарной системы, когда жизнь общество огосударствлена, государственное регулирование приобретает запредельный характер. На первых порах коренной перестройки общества такой подход может дать определенный эффект, но в дальнейшем это приводит к стагнации и часто – к краху, как это произошло со многими странами тоталитарного социализма и тоталитарными государствами в Европе и Африке 80 – 90 гг. ХХ в. напротив, если исключить всякое государственное регулирование в обществе, что сделать после появления государства практически невозможно, то это приведет к катастрофе. Сочетание саморегулирование общества и государственного регулирование находит свое отражение в специфике конституционных норм, относящихся ко многим сторонам общественного строя.