– повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти;
Практика показывает, что в группу органов исполнительной власти с повышенным коррупционным риском входят те, для которых характерно:
– наличие полномочий, связанных с распределением значительных финансовых средств;
– высокая степень свободы действия, вызванная спецификой их работы;
– высокая интенсивность контактов с гражданами и организациями.
Для понижения уровня коррупционного риска применяют следующие механизмы:
– максимально возможная деперсонализация взаимодействия государственных (муниципальных) служащих с гражданами и организациями, в частности путем введения системы «одного окна» и системы электронного обмена информацией;
– детальная регламентация процедуры взаимодействия с потребителями государственных (муниципальных) услуг;
– деление административно-управленческих процедур за независимыми друг от друга должностными лицами для обеспечения взаимного контроля.
Серьезный антикоррупционный потенциал заложен в Концепции административной реформы, а также в законодательстве РФ, регулирующем вопросы государственной (муниципальной) службы.
В России в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции, в частности действует соответствующий федеральный закон [29] и реализуется Национальный план противодействия коррупции [21].
В целом, меры по профилактике коррупции включают в себя:
1) специальные требования к лицам, претендующим на замещение должностей судей, должностей государственной службы, перечень которых определяется нормативными правовыми актами РФ, предусматривающие, в том числе, и контроль над доходами, имуществом и обязательствами имущественного характера указанных лиц;
2) развитие института общественного и парламентского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства РФ;
3) совершенствование механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов РФ;
4) возложение на государственных и муниципальных служащих обязанности уведомлять о случаях коррупционных или иных правонарушений, а также привлечение к дисциплинарной и иной ответственности за невыполнение данной обязанности.
В рамках антикоррупционной политики необходимо осуществление комплекса мер, направленных на улучшение государственного (муниципального) управления в социально-экономической сфере и включающих в себя:
а) регламентацию использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
б) создание условий для справедливой конкуренции на товарных и финансовых рынках, устранение дискриминационных условий доступа к инфраструктуре естественных монополий;
в) совершенствование норм, регулирующих осуществление закупок для государственных и муниципальных нужд, в целях исключения возможности их произвольного толкования, дискриминации и предоставления неоправданных преимуществ;
г) обеспечение контроля за выполнением принятых контрактных обязательств, прозрачности процедур закупок, преимущественное использование механизма аукционных торгов и биржевой торговли при отчуждении государственного и муниципального имущества;
д) детализацию механизма контроля за выполнением публичных функций федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и ОМСУ муниципальных образований; соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций, включая введение административных регламентов по каждой из таких функций и системы оценки качества их выполнения.
Реализация системы мер, направленных на совершенствование функционирования государственного аппарата включает в себя:
1) реализацию прав граждан на получение достоверной информации, повышение независимости средств массовой информации;
2) создание системы контроля деятельности государственных и муниципальных служащих со стороны институтов гражданского общества;
3) сокращение излишней численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов и созданием адекватных материальных стимулов в зависимости от объема и результатов работы;
4) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, ОМСУ муниципальных образований и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции и др.
Концепция административной реформы, принятая на 2006–2010 годы, завершила свое действие в прошедшем году. Новым среднесрочным документом стала «Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011–2013 годы».
Согласно новому подходу, концептуальное видение системы исполнительной власти можно определить в нескольких словах: компактное, сервисно ориентированное государство [18].
Под «компактностью» подразумевается, что роль государства в жизни общества в целом, и в регулировании экономики в частности, должна быть ориентирована, прежде всего, на обеспечение реализации прав и свобод.
Под «сервисно ориентированностью» подразумевается обеспечение государством необходимого уровня и качества государственных услуг – то есть, таких условий, при которых гражданин будет тратить минимум времени, сил и ресурсов для получения необходимых ему услуг, а бизнес – минимум средств, сил, усилий для начала и ведения бизнеса. Другими словами, основные приоритеты на ближайшее время – снижение административных барьеров и повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг.
Вообще разделить административную и бюджетную реформу достаточно сложно.
Закон РФ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [33] был принят во исполнение административной реформы. В связи с этим каждый субъект РФ должен сформировать и вести реестр услуг. По мнению авторов данного Руководства, пока не создан общероссийский классификатор государственных (муниципальных) услуг, точно определить объем бюджетных обязательств невозможно, а, следовательно, воплотить БОР весьма затруднительно.
На каждую функцию, реализуемую государством, должен быть утвержден административный регламент, что является не менее важной составляющей для публично-правового образования, чем бюджетный процесс (бюджетный процесс, по сути, представляет собой финансовое обеспечение предоставления услуг).
Во исполнение федеральных документов, ориентированных на осуществление административной реформы и реализацию антикоррупционной политики, в субъектах СФО были разработаны Планы и Программы мероприятий по проведению административной реформы.
Указанные документы определяют основные направления деятельности высших органов исполнительной власти субъекта РФ и иных органов исполнительной власти по дальнейшему повышению эффективности государственного управления в регионе в целях создания условий для обеспечения динамичного и устойчивого социально-экономического развития, повышения уровня и качества жизни населения.
В отдельных регионах СФО с целью совершенствования механизма взаимодействия между органами исполнительной власти субъектов РФ и ОМСУ в решении вопросов планирования социально-экономического развития муниципальных образований приняты постановления «Об индикативном планировании социально-экономического развития городских округов и муниципальных районов». Постановлением определены процедуры, необходимые для внедрения индикативного планирования на муниципальном уровне, новые формы взаимодействия, направленные на определение четких целей развития, согласованных с общерегиональными целями, и более эффективное отслеживание достижения намеченных целей через постоянный мониторинг соответствующих индикаторов. Индикативный план социально-экономического развития представляет собой систему целевых показателей социально-экономического развития края, на достижение которых направлены действия органов исполнительной власти субъекта РФ и ОМСУ. Об этом подробно уже говорилось ранее.
Особое значение в деле обеспечения административной реформы имеют переподготовка и повышение квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих по направлениям административной реформы. Этот процесс должен быть непрерывным на протяжении ряда лет. Повышение квалификации государственных и муниципальных служащих должно осуществляться по различным направлениям реализации их полномочий, выполнения обязанностей, в том числе по реализации антикоррупционной политики.
Во исполнение Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии с Уставами субъектов РФ в регионах был утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
Антикоррупционная экспертиза проводится в отношении законов и их проектов, постановлений (проектов постановлений) в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Коррупционными факторами признаются положения нормативных правовых актов и их проектов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при их применении, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.
Коррупциогенными нормами признаются положения правовых актов и их проектов, содержащие коррупционные факторы [29, 21].
Аналогичные документы были утверждены в ряде муниципальных образований, но эту практику необходимо внедрять повсеместно.