– осуществлена новая интерпретация онтологической природы права как особой реальности межсубъектных взаимодействий и мира долженствования;
– впервые предложена структурная модель правовой реальности в двух аспектах: статическом – как противоречивого единства смыслового и предметно-институционального моментов (естественного и позитивного права), и динамическом – как последовательного движения от идеальных форм (идея права) к знаковым формам (правовые нормы и законы) и к конкретным взаимодействиям между субъектами (правовая жизнь), что позволило сформулировать положение о правосудии как высшем, конкретном уровне бытия права, форме повышения правовой культуры всех субъектов права и объединения всех ветвей власти вокруг задачи утверждения права;
– получило дальнейшее развитие раскрытие эвристических возможностей правовой антропологии как фундаментального раздела философии права, занимающегося исследованием гуманистических оснований права и обоснование приоритетности позиции интерсубъективности перед иными методологическими подходами к анализу права в рамках правовой антропологии;
– дана новая интерпретация положения о правовом человеке как субъекте права (личности) – носителе способности признания, исходя из которой предложено философско-антропологическое понимание права как способа человеческого взаимодействия (сосуществования), возможного благодаря способности человека быть автономным субъектом, признающим таким же субъектом любого другого человека;
– на основе феноменологического анализа правосознания впервые дается его трактовка как субстанционального выражения смыслового аспекта правовой реальности, содержание которого составляет система особых ментальных состояний – правовых смыслов, служащих основой правового этоса; предпринята попытка систематизации правовых смыслов как различных уровней дифференциации основополагающей установки правосознания – признания автономии личности;
– предложено новое толкование справедливости и эффективности как критериев оценки правовых институтов, которые соотносятся как конечная цель их деятельности и средство ее реализации; и дано философское обоснование принципа приоритета международного права над национальным правом через признание доминирования универсального аспекта справедливости над партикулярному;
– впервые предложена и обоснована концепция правового общества в единстве институциональных и неинституциональных аспектов как идеала (регулятивной идеи) в условиях посттоталитарных трансформаций;
Практическое значение исследования. Полученные результаты аргументируют целостное представление о правовой реальности, которое дает возможность значительно обогатить содержание и методологические основания философско-правового дискурса в Украине с учетом как мирового опыта, так и собственной культурной традиции в их применении к анализу актуальных проблем переходных обществ. Основные результаты и выводы диссертации могут служить методологической основой для правовых исследований в условиях реформирования правовой системы, инициировать обсуждение философских проблем права в рамках как юриспруденции, так и философии. Положения и результаты работы могут быть использованы в экспертно-аналитической работе как теоретический материал при критической оценке и обосновании концепции правовой реформы и анализа процесса ее осуществления; при подготовке учебников и учебных пособий по философии права, в преподавании курса философии права, а также при изложении отдельных тем курсов теории государства и права и истории учений о государстве и праве.
Апробация результатов исследования. Результаты и выводы исследования докладывались на заседаниях кафедры философии и межкафедральном семинаре Национальной юридической академии Украины имени Ярослава Мудрого, на семинарах Харьковского юридического общества (1994–2000) и Харьковского городского общества “Философское образование” (1999–2002).
Основные положения и результаты исследования сообщались и обсуждались на международных школах, семинарах и коллоквиумах: Международной школе-семинаре “Трансформация философского образования в Украине” (Алушта, 1995); Российско-украинском коллоквиуме по философии права (Москва, 1995); Летнем Университете Центрально-Европейского Университета в рамках курса “Юридическая теория и переходные процессы в Восточной Европе” (Будапешт, 1997), Международной летней философской школе “Политическая философия современности” (Киев, 1998), Международной летней философской школе “Философия права для открытого общества”, где диссертантом был прочитан курс “Природа права: дебаты в англо-американской философии права” (Киев, 1999), Международном семинаре “Кантовское обоснование практической философии и современность” (Киев, 2000); а также на многих конференциях, среди которых –
международные: Международная научно-теоретическая конференция “Культура и этноэтика” (Киев, 1994), Международная научно-практическая конференция “Девиантное поведение несовершеннолетних и молодежи: возможности влияния" (Харьков, 1994), Всероссийская научно-практическая конференция “Российская правовая система и международное право: современные проблемы взаимодействия” (Нижний Новгород, 1995), III Харьковские международные Сковородиновские чтения “Философия: классика и современность” (Харьков, 1996); Международная конференция “Толерантность как культурная универсалия” (Харьков, 1996), Международная научно-теоретическая конференция “Проблемы методологии современного правоведения” (Киев, 1996), ІV Харьковские международные Сковородиновские чтения “Культура в философии ХХ столетия” (Харьков, 1997); VІ Харьковские международные Сковородиновские чтения “Идея справедливости на исходе ХХ столетия” (Харьков, 1999); VII Харьковские международные Сковородиновские чтения “Практическая философия и правовой порядок” (Харьков, 2000), Международная научно-практическая конференция “50 лет Конвенции о защите прав человека и основных свобод и проблемы формирования правового государства в Украине” (Харьков, 2000), Международная научная конференция памяти П.И. Новгородцева “Идея правового государства: история и современность” (Луганск, 2000), Международная научно-теоретическая конференция “Философия Джона Локка и современность” (Днепропетровск, 2001), VIII Харьковские международные Сковородиновские чтения “Горизонты коммуникации и интерпретации” (Харьков, 2001);
всеукраинские: Республиканская научно-практическая конференция “Социальные и правовые проблемы деятельности высшей школы в условиях обновления (Харьков, 1991), Научно-практическая конференция “Человек и политика” (Харьков, 1993), Научно-практическая конференция) “Украиноведение и гуманизация образования” (Днепропетровск, 1993), Республиканская научно-практическая конференция “Правовое государство Украина: проблемы, перспективы развития” (Харьков, 1995), Научно-практическая конференция “Государственно-правовая реформа в Украине” (Киев, 1997), Научная конференция “Конституция Украины – основа модернизации государства и общества” (Харьков, 2001);
региональные: Конференция молодых ученых “Правовое регулирование государственного строительства в Украине и проблемы совершенствования законодательства” (Харьков, 1992), Харьковские Сковородиновские чтения, посвященные 270-летию со дня рождения Григория Савича Сковороды (Харьков, 1992), II Харьковские Сковородиновские чтения “Национальная философия: современное, прошлое и перспективы” (Харьков, 1993), Научно-практические конференции преподавателей Украинской государственной юридической академии (Харьков, 1993,1994), Конференция молодых ученых “Законодательство Украины: состояние, проблемы, перспективы” (Харьков, 1994), Мемориальные чтения, посвященные 60-летию профессора А.Ф. Плахотного “Проблема ответственности на рубеже ХХ и ХХІ веков” (Харьков, 1996), Харьковские политологические чтения (Харьков, 1993, 1996, 2001), Научная конференция “Экономическая, политико-правовая и духовная жизнь в Украине и развитие личности” (Харьков, 2001).
По материалам исследований диссертанта читаются курсы философии права для студентов (1995–2002) и аспирантов и соискателей (2000–2002) Национальной юридической академии Украины имени Ярослава Мудрого.
Диссертационные материалы использовались при подготовке программы и планов семинарских занятий по курсу “Философия права”, разработке концепции и структуры учебного пособия “Философии права”, послужили информационным источником при написании разделов этого пособия преподавателями кафедры философии НЮАУ, а также при подготовке диссертантом разделов 2 “Методология философии права” и 6 “Правовая антропология: гуманистическая природа права” этого пособия.
Публикации. Результаты исследования опубликованы в монографии (16,3 авт. л.), 21 статье в специальных изданиях по юридическим наукам, 14 статьях в специальных изданиях по юридическим наукам и иных изданиях, 26 тезисах докладов и выступлений на конференциях.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти разделов, выводов и списка использованных источников, который насчитывает 384 позиции. Объем диссертации – 406 страниц.
Для заказа доставки работы воспользуйтесь поиском на сайте http://www.mydisser.com/search.html
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
1. Философское осмысление права является обобщенным выражение задачи философии права — комплексной теоретической дисциплины, синтезирующей достижения философии и правоведения в исследовании правовой реальности. Исследуя право методом рефлексии философия права стремится к выявлению его предельных оснований. Основным ее вопросом является фундаментальный вопрос всей юриспруденции: “Что такое право?”, решение которого осуществляется через ряд познавательно-практических задач: нормативной, в рамках которой, решается вопрос о критерии справедливости и его обосновании; легитимационной, предполагающей решение вопроса о нормативной (обязующей) силе права, и аналитической, которая предполагает анализ нормативной природы позитивного права. Осуществляя решение отмеченных задач философия права выполняет методологическую и мировоззренческую функции по отношению к правовой науке и юридической практике.