Содержание:
Введение…………………………………………………………………………3
Оснавная часть………………………………………………………………….8
1. Символика и мотивы……………………………………………..……….....8
2. Герои и принцип айсберга .………………………………………………..18
Выводы…………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………………30
Введение
Если книга хорошая и написана она правдиво о том, что вам хорошо известно, то вы можете позволить критикам ругать ее. Тогда их брань будет казаться вам приятным воем койотов в очень холодную ночь, когда вы находитесь в своей собственной хижине, которую сами построили или за которую заплатили своей работой (1).
Эрнест Хемингуэй
Темы, раскрываемые Э. Хемингуэем вечны. Это проблемы человеческого достоинства, нравственности, становления человеческой личности через борьбу – то, что решал мыслящий человек в прошлом, решает сейчас, и будет решать потом. Поэтому Эрнест Хемингуэй как писатель интересен и в наше время.
В критике относительно возможного символического смысла отдельных образов, Хемингуэй отклонил глубокомысленное толкование свое повести: «Море означает море, старик - старик, мальчик - это просто мальчик, а акулы не лучше, чем прочие акулы». (2)
Английский литературовед С. Сандерсон полагает, что повесть Хемингуэя может быть истолкована и «как аллегория жизненной борьбы человека, и как аллегория борьбы художника с творчески перерабатываемым им материалом» . (3)
Природа в творчестве Хемингуэя занимает особое место. Прежде всего, мир природы в его рассказах противопоставлен миру жестокости и насилия, ассоциируясь с миром детства. Как пишет Ю.Я. Лидский, "Природа в творчестве Хемингуэя - это целая философия. Как только она появляется на страницах рассказа или романа, можно быть уверенным в том, что автор "поручил" ей не одну, а несколько идейно-эстетических функций(4).
Как утверждает Т. Денисова: « Произведениям Хемингуєя свойственна двуплановость – за точной и лаконичной поверхностью повествования всегда скрывается глубокая обобщённая правда жизни. Для того, чтобы правда жизни существовала, как основа произведения, писатель должен быть активным участником жизни.» (5)
Эрнест Хемингуэй (1899 – 1961) — один из наиболее значительных современных писателей США. Его творчество тесно связано с его биографией. Окончив среднее учебное заведение, юный Хемингуэй уезжает в Европу в составе автоколонны Красного Креста. В 1918 г. он получает тяжелое ранение на итало-австрийском фронте. После войны Хемингуэй работает репортером в Европе и на Востоке. С начала 20-х годов, живя в Париже, он начинает писать художественные произведения.
В годы второй мировой войны Хемингуэй в качестве военного корреспондента участвовал в операциях американских вооруженных сил, а также в борьбе за освобождение Парижа.
Сомнения окончательно выхода в свет повести разрешил кинорежиссёр Леланд Хейуорд. Он убеждал писателя: «Вам надо публиковать эту вещь, Папа» Когда Хемингуэй выразил опасения, что рукопись «слишком мала для книги», Хейуорд ответил: «Чего вы не достигните в ней, так это совершенства. Вам не удалось бы сказать больше того, что сказали, если бы написали тысячу с лишним страниц» Хейуорд посоветовал предложить повесть массовому иллюстрированному журналу. (2)
В сентябре 1952 года умудренный жизненным опытом художник отдаёт повесть "Старик и море" в свет. Произведение вышло на страницах журнала «Лайф», тираж которого был 5 миллионов экземпляров и принес ему всемирную известность.
За повесть "Старик и море", по глубине и силе напоминающую, скорее, небольшой роман, Эрнест Хемингуэй получил Пулитцеровскую премию, самый престижный символ литературного признания в США. Это же произведение повлияло и на присуждение писателю Нобелевской премии по литературе в 1954 году.
Среди научных трудов, посвященных творчеству Хемингуэя, необходимо отметить многочисленные работы Ивана Александровича Кашкина ((1899—1963) — советского переводчика, литературоведа и поэта). В своей статье «Содержание—форма—содержание» высказал мысль, что «Старик и море»— достаточно традиционная для Хемингуэя книга, и она стала лишь внешним поводом для Нобелевской награды. Нобелевский комитет, воспользовавшись ее выходом, поспешил наградить Хемингуэя, мотивировав свое решение так: он (Хемингуэй) «мастерски владеет искусством современного повествования». (6)
Помимо печатных изданий повести на свет появилась и анимационная лента, созданная режиссёром и аниматором Александром Петровым в 1999 году. Съёмки производились с участием аниматоров трёх стран: России, Канады, Японии и заслуженно получила премию «Оскар». В 2000 году в номинации «лучший короткометражный фильм», также эта лента была номинантом премии «BAFTA» в том же году и в той же номинации, получила государственную премию России.
Повесть Эрнеста Хемингуэя уже давно стала современной классикой.
Хемингуэй говорил, что он "пытался дать настоящего старика и настоящего мальчика, настоящее море и настоящую рыбу, и настоящих акул". И писателю это удалось. Читая повесть, поражаешься точности, рельефности и поэтичности его описаний моря и мужественной борьбы Сантьяго с меч-рыбой и акулами.
В основе повести лежит достоверный эпизод из жизни кубинца Сантьяго, который восемьдесят четыре дня рыбачил у берегов Гаваны, пока, наконец, не поймал огромную меч-рыбу.
Довольно подробные очерки творчества писателя принадлежат перу М.Мендельсона. Так же отдельные аспекты его творчества анализировались в статьях А. Платонова, Ю. Олеши, И. Финкельштейна.
Аргументируя выбор предмета исследования, стоит отметить, что вокруг американского писателя Эрнеста Хемингуэя еще при жизни складывались легенды. Сделав ведущей темой мужество, стойкость и упорство человека в борьбе с обстоятельствами, заранее обрекающими его на почти верное поражение, Хемингуэй и в жизни стремился воплотить тип своего героя.
Но проблема, представленная в курсовой работе, а именно «Символика, мотивы, герои и принцип айсберга в повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море», не стала объектом целостного и направленного исследования учёными, и поэтому раскрыта недостаточно обширно. Это и обосновало актуальность исследования, которое представлено в данной курсовой работе.
Таким образом, опираясь на глубокий анализ повести, раскроем, исследуем и проанализируем символику, мотивы, героев и принцип айсберга, которыми насыщено произведение.
Целью курсовой работы является исследование символики, мотивов, героев и анализ принципа айсберга.
Цель работы раскроем с помощью отдельных задач исследования:
- изучим терминологию;
- проведём анализ символики и мотивов;
- рассмотрим героев произведения;
- проанализируем принцип айсберга.
Под принципом айсберга раскроем подтекст, который подразумевал автор.
Курсовая работа состоит из вступления, основной части, которая включает два раздела, выводы и список использованной литературы. Вступление содержит аналитический обзор научно-критической литературы, рассказывает о необходимости данной работы, обосновывавает актуальность темы. Основная часть рассматривает исследования символики, мотивов, героев и принципа айсберга опираясь на анализ повести. Первый раздел основной части исследует описание и принципы построения символики и мотивов. Второй раздел объясняет и анализирует героев повести, раскрывает и рассматривает принцип айсберга, связывая героев между собой сюжетной линией. Выводы дают общее заключение темы исследования.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. СИМВОЛИКА И МОТИВЫ
Прежде чем анализировать и исследовать цель работы, необходимо раскрыть терминологию, а именно:
Символ (от греческого symbolon — условный знак, намёк) – предметный или словесный знак, который непосредственно выражает суть некоторого явления (лотос - символ божества у индийцев, хлеб-соль – гостепреимство у украинцев, голубой цвет – символ надеждыи т.п.), имеет философскую смысловую наполненость, поэтому не тождественный знаку. Символ тесно связан с наукой, мифом, верой, поэзией, но не сводится к ним, тянется до соответсвующего обобщения, в отличие от аллегории, которая проявляется в конкретном образе. Символ существует в бесконечно означающей роли, тяготея к общей идее, стараясь расширить её содержание, а не полного определения. (7)
Мотив (от французкого motif, от латинского motus – «движение») – в литературоведении – тема лирического сочинения или нераздельная смысловая единица, с которой складывается фабула (сюжет): мотив преданности отчизне, жертвенности, измены любимому и т.п. Мотивы двигают поступками персонажей, возбуждают их переживания и мысли, особенно тонко динамизируют внутренний мир лирического субъекта. Поэтому в анализе лирики термины «тема» и «мотив» часто перекрещиваются. Тогда появляются оттенки мотива (лейтмотив – ведущий мотив, надмотив). (7)
Всякое событие издалека — символ, на этом и основано существование “объективных” символов. Абсолютно все, что с нами происходит, можно понимать как символы, как знаки.
Символ — это окно. В окне мы видим продолжение нашего мира. Реальность предельно обобщена. Может быть, “вечные” сюжеты можно классифицировать по тому, о каком возрасте они говорят. В таком случае “Старик и море” — это последняя часть одного-единственного “вечного” сюжета.
Эта притча о сильном человеке, который стал стариком, и поэтому он стал в конце концов смиренным. Тут мы наконец-то понимаем, почему же все-таки главный герой — “старик”.
История о старике и жизни. О жизни старика. Не о старости — состоянии, но об отношениях старых людей с жизнью.
Рассмотрим описание персонажей нашего исследования. «Старик Сантьяго был худ, изнемождён, затылок его прорезали глубокие морщины, а щеки были покрыты коричневыми пятнами неопасного кожного рака, который вызывают солнечные лучи, отраженные гладью тропического моря». «Пятна спускались по щекам до самой шеи, на руках виднелись глубокие шрамы, прорезанные бечевой, когда он вытаскивал крупную рыбу. Однако свежих шрамов не было. Они были стары, как трещины в давно уже безводной пустыне. Все у него было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается. Его глаза всегда горели и искрились огнём, как отраженные лучи солнца в море, как отблеск жемчужин на солнце». Все это заставляло его жить и радоваться жизни.