Смекни!
smekni.com

Рыцарство (стр. 2 из 6)

Их символом служил красный крест, по примеру монахов-цистерцианцев они носили белые плащи.

Военные успехи храмовников и культивировавшийся ими фанатизм обратили на себя внимание уже упомянутого нами Бернара Клервоского, основоположника церковно-мистического направления средневековой христианской теологии. Он сочинил даже вербовочную грамоту "De laude novae militiae", где призывал рыцарей благородных кровей пополнять орден.

В 1128 г. были приняты статуты ордена рыцарей Храма, которые в течение XII-XIII вв. дополнялись и расширялись и в конце концов превратились в объемистый документ, полный текст которого - с него сделали всего несколько копий - знали только высшие иерархи. Уделом же простых рыцарей была лишь отрывочная информация об истории и задачах братства, в составе которого они служили. Предписания по сохранению орденской тайны и процедуры приема в тамплиеры призваны были, по замыслу руководства ордена, поддерживать строжайшую дисциплину и формировать элитарное самосознание.

Во главе ордена стоял великий магистр. По уставу капитул ограничивал его власть, на практике же члены капитула даже вкупе были не в состоянии что-либо предпринимать без ведома высшего иерарха рыцарей Храма.

Заместителем великого магистра являлся сенешаль, за военные дела ордена отвечал маршал. Наряду с главным Храмом в Иерусалиме существовали многочисленные филиалы тамплиеров, рассеянные практически по всей Европе.

Орден иоаннитов-госпитальеров. Братство иоаннитов основывается еще до Первого Крестового похода при госпитале св. Иоанна Милостивого в Иерусалиме (отсюда и название ордена). Целью братства являлась помощь бедным и больным пилигримам.

Этот орден имел широкую сеть приютов и больниц как на Востоке, так и в Европе. После Первого Крестового похода берет на себя также функции военной защиты латинских государств от «неверных».

Все члены этого духовно-рыцарского ордена подразделялись на три категории: рыцари, капелланы и служащие братья (сержанты) или оруженосцы. Штаб-квартира организации располагалась в большом госпитале в Иерусалиме, построенном по образцу и подобию больницы пантократора в Константинополе. В Акре, Тире, Антиохии и других населенных пунктах находились филиалы госпитальеров, так называемые орденские дома, в которых размещались рыцарские гарнизоны и госпитали. После падения иерусалимской резиденции функции центра организации полностью взяла на себя Акра.

Следует отметить и весьма позитивную сторону деятельности ордена иоаннитов. Вот некоторые примеры: в 1170 г. главный госпиталь ордена располагал более чем двумя тысячами коек, больные и раненые получали безвозмездную помощь, три раза в неделю для бедняков устраивались довольно обильные горячие обеды, которыми кормили бесплатно. Специальные больницы создавались для лечения различного рода болезней, и четыре врача специалиста лечили пациентов. Принадлежавший госпиталю воспитательный дом обеспечивал надежный приют для подкидышей и грудных младенцев. Было открыто и гинекологическое и акушерское отделение, родителям новорожденных выдавалось приданое для младенцев. Вне зависимости от ранга пациента все госпитальные койки, больничные халаты и белье были одного качества, все больные и раненые получали равные порции пищи, как говорится из одного котла. Функции по уходу за недужными и увечными и призрение бедных только в течение весьма непродолжительного времени входили в обязанности рыцарей, затем же этот вид орденской деятельности стал уделом только священников и служащей братии.[5]

Тевтонский орден возник в Палестине и Сирии гораздо позже двух других военно-монашеских организаций, и основная сфера его деятельности распространялась скорее на Европу, чем на Восток, несмотря на то что резиденция гроссмейстера до 1271 г. располагалась недалеко от Акры. В Тевтонском ордене были представлены преимущественно германские рыцари, в отличие от иоаннитов и тамплиеров, имевших в своих рядах выходцев из различных стран.

Предшественником Тевтонского ордена считается так называемый "германский госпиталь" в Иерусалиме, организованный для немецкоязычных паломников. Этот госпиталь после падения Святого города был восстановлен герцогом Фридрихом Швабским, но уже совсем в другом месте.

Сначала орден тевтонцев занимал подчиненное положение по отношению к иоаннитам, которые всячески противились тенденциям германских рыцарей к независимости. Однако в 1199 г. папа Иннокентий III утвердил устав Тевтонского ордена, который с тех пор превратился в самостоятельную организацию. Знаком нового сообщества рыцари-монахи избрали черный крест и белые плащи, такие же, как и у тамплиеров. Первым гроссмейстером тевтонцев еще до утверждения статутов стал Генрих Вальпот. Резиденции Немецкого ордена и его владения располагались кроме Святой земли в Германии, Италии, Испании и Греции.

Марианиты. В 1128-29 году несколько богомольцев основали в Иерусалиме приют для бедных и больных немецкого происхождения. Это общество под названием "госпитальеры Пресвятой Девы Марии немецкого дома Божия Матери Иерусалимской" и "ордена немецких или крестовых рыцарей" или просто "марианитов" не имело большого исторического значения, но послужило фундаментом обширному больничному дому, который примерно в 1190 году во время осады Акры был учрежден в лагере несколькими именитыми торговцами из Любека и Бремена. К ним примкнули все члены первого общества, прибывшие богомольцы и крестоносцы.

Герцог Фридрих Швабский, получив разрешение Генриха VI и папы Целестина III преобразовал его в рыцарский орден, которому был дарован устав и орденская одежда – длинная белая мантия и черная нижняя одежда, на белом плаще черный крест. Во все времена на плаще – только простой крест, а все более роскошные - на груди, нижней одежде или панцире.

Меченосцы. Возможно в 1186 году (по другим сведениям, в 1205) в Ливонии образовался орден меченосцев. Отличительный знак – 2 перекрещенных красных меча с маленькой звездой вверху.

Другие ордена (не крестоносцев):

Орден Сант-Яго (св. Иакова). С 1170 года в Испании для борьбы с маврами и охраны богомольцев в Сант-Яго–ди-Компостелла, в Галисию.

Отличительные знаки – белая одежда с красным крестом в виде меча с раковиной (эмблемы св. Иакова).

Орден Калатравы. В 1158 году основан кастильским королем Санчо III для защиты страны от сарацин. Отличительные знаки – белая (или черная) одежда с красным крестом, позже замененным голубым в форме лилии.

Орден Алькантры (рыцари св. Юлиана де Перейры). Основан в 1156 году, утвержден в 1177 году. Цель – уход за больными, защита церкви и богомольцев. Отличительный знак – белая мантия с зеленым грушевым деревом.

Орден Авис. Основан в 1147 году в Португалии с целью защиты страны. В 1162 году утвержден королем Альфонсом I; с 1187 года – находился в пограничном городе Ависе. Отличительный знак – белый плащ с зеленым крестом в виде лилий.

Орден Сан-Сальватор.

В 1118 году учредил король Альфонс I; цель – уничтожение сарацин в Арагонии. Отличительный знак – белый плащ с красным якорным крестом.

Особые права орденов, прежде всего иоаннитов и тамплиеров, способствовали выделению их из локальных церковных организаций и ставили в независимые условия по отношению к князьям и другим феодалам. Кроме того, ордены не подпадали и под юрисдикцию епископов, имея дело только с курией, и не платили церковных налогов. В орденских церквах службу отправляли священники - члены ордена, которых только у иоаннитов в 1179 г. было уже более 14 тысяч человек. Даже папские предписания, адресованные всей церкви, имели силу для орденов только в том случае, если в них конкретно упоминался тот или другой орден, в результате чего обычным явлением стали конфликты с клиром, начиная от иерусалимского патриарха и епископов и кончая местными священниками.

1.2. Духовно-рыцарские ордена после окончания крестовых походов в святую землю: цели, деятельность, результаты

Центры духовно-рыцарских орденов в государствах крестоносцев после потери Иерусалима были перенесены в большие укрепленные крепости: иоанниты упрочились в Маргате, тамплиеры - в так называемом Храме паломников под Акрой, а тевтонцы в Монфоре. Число рыцарей - членов орденов в пропорции к их политическому и военному влиянию оставалось на Востоке в общем-то незначительным, к тому же оно уменьшалось после кровопролитных боев. Так, например, в битве под Газой в 1244 г. погибло и было взято в плен 312 тамплиеров, 325 госпитальеров и 397 тевтонцев, а в орденах осталось соответственно 36, 26 и 3 рыцаря.[6] Состав орденов тем не менее сравнительно быстро пополнялся за счет западноевропейских феодалов.

В 1237 г. происходит объединение Тевтонского ордена с орденом Меченосцев, после чего начинает также завоевание Ливонии. В 1242 г. орден терпит поражение на Чудском озере от Александра Невского. В 1245 г. орден получает разрешение на ведение «непрерывного» Крестового похода в Пруссии. В 1309 г. орден переносит свою штаб-квартиру в Пруссию, в г. Мариенбург. В 1410 г. войска Тевтонского ордена терпят поражение в битве при Грюнвальде от соединенных сил поляков, литовцев, чехов и русских. В 1466 г. при заключении Торуньского мира Тевтонский орден признает себя вассалом Польского королевства. В 1525 г. гроссмейстер Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский переходит в лютеранство, а на территориях ордена образуется светское государство Пруссия.[7] Из двух главнейших орденов Европы наиболее длительную историю имеет орден госпитальеров. Орден же тамплиеров был ликвидирован по инициативе французского короля Филиппа IV Красивого и с благословения папы Климента V в начале XIII века. Вот что об этой истории пишет Алан Фори: