Смекни!
smekni.com

Рыцарство (стр. 6 из 6)

''Без такого неистовства в выборе направления, которое захватывает и мужчин и женщин, без приправы из фанатиков и изуверов нет ни подъема, ни каких-либо достижений. Чтобы попасть в цель, нужно целиться несколько выше. Во всяком деянии есть фальшь некоего преувеличения''.[26]

Чем больше культурный идеал проникнут чаянием высших добродетелей, тем сильнее несоответствие между формальной стороной жизненного уклада и реальной действительностью. Рыцарский идеал с его все еще полу религиозным содержанием можно было исповедовать лишь до тех пор, пока удавалось закрывать глаза на реальное положение вещей, пока ощущалась эта всепроникающая иллюзия. Но обновляющаяся культура стремится к тому, чтобы прежние формы были избавлены от непомерно высоких помыслов. Рыцаря сменяет французский дворянин XVII века, который, хотя и придерживается сословных правил и требований чести, более не мнит себя борцом за веру, защитником слабых и угнетенных.


Глава 3. Упадок рыцарства

Со временем, а именно с XV века, в Европе рыцарство теряет значение основной военной силы феодальных государств. Предвестницей заката славы рыцарства стала так называемая «битва шпор», произошедшая во Франции (11 июля 1302 года), когда пешее ополчение фландрских горожан разгромило французскую рыцарскую конницу. Позже неэффективность действий рыцарского войска (в данном случае – французского) с очевидностью проявилась на первом этапе Столетней войны, когда оно потерпело ряд тяжелейших поражений от английской армии. Выдержать конкуренцию наемных армий, использовавших огнестрельное оружие (оно появилось в XV веке), рыцарство оказалось не способным. Новые условия эпохи разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений привели к исчезновению его с исторической арены. В XVI-XVII вв. рыцарство окончательно утрачивает специфику особого сословия и входит в состав дворянства. Воспитанные на военных традициях предков представители старых рыцарских родов составляли офицерский корпус армий абсолютистского времени, отправлялись в рискованные морские экспедиции, осуществляли колониальные захваты. Дворянская этика последующих веков, включая благородные принципы верности долгу и достойного служения отечеству, несомненно, несет в себе влияние рыцарской эпохи.

Рыцарские нравы нашли своё отражение в области духовной культуры, чем открыли ярчайшую страницу средневековой литературы со своим особым колоритом, жанром и стилем. Рыцарская культура поэтизировала земные радости вопреки христианскому аскетизму, прославляла подвиг и не только воплощала рыцарские идеалы, но и формировала их. Наряду с героическим эпосом высокого патриотического звучания (например, французская «Песнь о Роланде», испанская «Песнь о Сиде») появились рыцарская поэзия (например, лирика трубадуров и труверов во Франции и миннезингеров в Германии) и рыцарский роман (история любви Тристана и Изольды), представлявшие так называемую «куртуазную литературу» (от французского courtois – учтивый, рыцарский) с обязательным культом дамы.


Заключение

Подведём итоги работы. Мы рассмотрели причины и условия возникновения духовно-рыцарских орденов и на их основе проанализировать условия формирования этических идеалов в эпоху крестовых походов, охарактеризовали идеологию и идеалы рыцарства, раскрыли сущность духовного обета, рассмотрели упадок рыцарства.

В заключении отметим, что рРыцарство сошло с исторической сцены, но тем не менее культура рыцарства не забыта. Оно оставило нам не только элементы своей военной тактики (использование подобных рыцарским танковых клиньев в крупномаштабных боевых действиях), но и богатое культурное наследие: рыцарские романы ("Тристан и Изольда"), любовную лирику министрелей и трубадуров с обязательным культом дамы, героические народные эпосы ("Песнь о Сиде" и "Песнь о Роланде"), а также рыцарские идеалы.

Рыцарская культура возрождается в настоящее время. И примером этому могут служить достаточно сильно распространившиеся в молодёжной среде ролевые игры.


Литература

1. Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью // Из истории культуры средних веков и Возрождения. - М., 1976.

2. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Искусство, 1984.

3. Елисеев К.В. Об истоках формирования "рыцарского благочестия" эпохи крестовых походов // Европа на этапе от классического средневековья к новому времени. - Тюмень, 1991.

4. Иванов В.Г. История этики средних веков. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.

5. История Крестовых походов. (Оксфорд, под редакцией Джонатана Райли-Смита)/ Пер. с англ. Дорман Е. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

6. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. – М.: Прогресс, 1987.

7. Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. – М., 2001.

8. Мэттьюз Дж. Традиция Грааля. - М., 1997.

9. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. – М., 1987.

10. Павленко В.Г., Николаев Р.В. Европейское рыцарство. - Кемерово, 1998.

11. Печников Б.А. Рыцари церкви. Кто они? – М., 2001.

12. Руа Ж.Ж. История рыцарства. – М.: Алетейа, 2001.

13. Соколов О.В. Рыцарство как элита средневекового общества // Империя истории. – 2002. - №2. – С. 46-51.

14. Хёйзинга Й. Осень средневековья. - М., 1995.

15. Эпоха крестовых походов (Под ред. Э. Лависса и А. Рамбо)/ Пер. с фр. Горшензона М.О. – Смоленск: Русич, 2002.


[1] Хёйзинга Й. Осень средневековья. - М., 1995. c.204-206.

[2] История Крестовых походов. (Оксфорд, под редакцией Джонатана Райли-Смита)/ Пер. с англ. Дорман Е. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. c.219-220.

[3] Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства: Сокращ. пер. с ит. - М.: Прогресс, 1987. c.92.

[4] Печников Б.А. Рыцари церкви. Кто они? – М., 2001. c.127.

[5] Печников Б.А. Рыцари церкви. Кто они? – М., 2001. c.132-137.

[6] Павленко В.Г., Николаев Р.В. Европейское рыцарство. - Кемерово, 1998. С. 156.

[7] Павленко В.Г., Николаев Р.В. Европейское рыцарство. - Кемерово, 1998. С. 141.

[8] История Крестовых походов. (Оксфорд, под редакцией Джонатана Райли-Смита)/ Пер. с англ. Дорман Е. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. С. 256.

[9] История Крестовых походов. (Оксфорд, под редакцией Джонатана Райли-Смита)/ Пер. с англ. Дорман Е. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. С. 259.

[10] Катары-альбигойцы – участники еретического движения в южной Франции XII-XIII вв. Катары подозревались в учении о дуализме (мир есть арена борьбы двух равных начал – добра и зла, бога света и бога тьмы), отвержении догматов о Святой Троице, Воскресении Христовом, Таинств причащения и брака. Это учение было вариантом ереси манихейства, которое проникло во Францию с Востока. Одним из центров катаров во Франции стал г. Альби, откуда происходит название секты. К началу XIII века ересь захватило практически весь юг Франции – от простых ремесленников и крестьян до высшей аристократии. Так, например, граф Раймон IV Тулузский открыто покровительствовал еретикам. Катарская ересь была полностью искоренена во Франции в ходе Альбигойских войн (1209-1244).

[11] История Крестовых походов. (Оксфорд, под редакцией Джонатана Райли-Смита)/ Пер. с англ. Дорман Е. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. С. 278-280.

[12] Елисеев К.В. Об истоках формирования "рыцарского благочестия" эпохи крестовых походов // Европа на этапе от классического средневековья к новому времени. - Тюмень, 1991. С. 29.

[13] Руа Ж. История рыцарства. - М., 1996. С 84.

[14] Там же.

[15] Там же, с. 85.

[16] Хёйзинга Й. Осень средневековья. - М., 1995. С. 184.

[17] Там же, с. 190.

[18] Эпоха крестовых походов (Под ред. Э. Лависса и А. Рамбо)/ Пер. с фр. Горшензона М.О. – Смоленск: Русич, 2002. С. 120.

[19] Иванов В.Г. История этики средних веков. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. С. 44.

[20] Руа Ж. История рыцарства. - М., 1996. С. 102.

[21] Мэттьюз Дж. Традиция Грааля. - М., 1997. С. 72.

[22] Оссовская М. Рыцарь и буржуа. – М., 1987. С. 102.

[23] Мэттьюз Дж. Традиция Грааля. - М., 1997. С. 74.

[24] Там же. С. 87.

[25] Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью // Из истории культуры средних веков и Возрождения. - М., 1976. - С. 17.

[26] Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. – М., 2001. С. 283.