ЯПОНСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ: СОСЛОВНАЯ СПЕЦИФИКА БУСИДО
СОДЕРЖАНИЕ
1. НРАВСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ЯПОНСКОГО РЫЦАРСТВА.. 4
1.1. Сословие воинов – буси-до. 4
1.2. Истины и правила буси-до. 7
2. ЯПОНСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – БУСИ-ДО.. 13
2.1. Смысл психологии буси-до. 13
2.2. Буси-до и современная Япония. 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 21
Актуальность проблемы исследования: Японская национальная эмблема, вишневый цветок, – продукт своей страны, плод культуры ее земли. Не менее, вишневый цветок, представляется самобытным явлением японской жизни, плодом ее личной духовной культуры, японское рыцарство[1].
Более высоких идеалов, чем идеал воина, для японца не существовало: вот почему идеалы рыцарства до сих пор высоко почитаются японцами, на них и теперь еще воспитывается вся народная масса. Условия жизни, под влиянием которых создались военно-рыцарские идеалы, разумеется, изменились, но, подобно тому, как мы пользуемся светом звезд, прежде светивших, а теперь потухших, так и свет рыцарства до сих пор представляет собой ту жизненную тропинку, которая ведет ко всему лучшему в японской нации.
Нравственные требования японского рыцарства, его идеалы и стремления, сделавшиеся критерием всего хорошего, обозначались словом бусидо. Сложный термин «бусидо» дословно значит «военно-рыцарский путь», т. е. такой образ действий и направление жизни, при посредстве которых рыцари охраняли свою жизнь и защищали свою честь и касту.
Буси-до – это неписаный свод правил поведения самурая. Эти правила касались не столько действий на поле боя, сколько поведения в повседневной жизни. Согласно Буси-до, в бою самурай не должен думать. Его действия должны быть предопределены его поведением в мирное время. Подготовка к тому, чтобы выполнить свой долг, который чаще всего заключался в исполнении воли господина, и составляет суть Буси-до[2].
Слово «буси-до» состоит из трех иероглифов. Первые два из них образуют слово «буси» – человек, владеющий оружием, воин. Третий иероглиф - «до» - дословно обозначает Путь – важнейшее понятие, лежащее в основе восточной философии. Путь – это линия идеальной жизни. Тот, кто следует Пути, будет безупречен при жизни, а после смерти станет легендой и образцом для подражания многим поколениям.
Согласно восточной философии, для каждого сословия существует собственный Путь, своя мораль и свои правила поведения. Буси-до – это Путь Воина или Кодекс Самурая. Дух самураев (или бусидо) остается важнейшим фактором в формировании японского национального характера.
Целью написания курсовой работы является изучить японский образ жизни на примере сословия воинов – буси-до.
Объект исследования: мировоззренческие принципы японцев в культуре и традициях буси-до.
Предмет исследования: своеобразие кодекса буси-до в контексте социально-исторической, духовной, религиозной жизни японского народа.
Поставленная цель определила ряд конкретных задач исследования:
1. изучить моральный кодекс воинов буси-до;
2. рассмотреть этику и принципы буси-до;
3. раскрыть смысл психологии буси-до;
4. проанализировать роль и место буси-до в современной Японии.
Методологической основой и научно-теоретической базой исследования послужили теоретические разработки в области культурологии, философии, социологии, истории японской культуры, а также труды отечественных и зарубежных исследователей в данной области, таких как: Инадзо Нитобэ, Клири Т., Долин А. А., Маслов А.А., Овчинников В.В, Попов Г. В., Светлов Г.Е., Спеваковский А. Б. и др.
1. НРАВСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ЯПОНСКОГО РЫЦАРСТВА
1.1. Сословие воинов – буси-до.
"Путь воина" – моральный кодекс, регламентировавший характер мышления, смысл поступков, образ жизни японского служилого сословия – буси, или самураев. Складывался этот "закон жизни" постепенно и долгое время существовал только в форме устных поручений старших (по званию, по возрасту, по родовидости) младшим. Но в конце-концов он был зафиксирован и в посьменном виде[3].
Общепризнанно, что самурайская мораль, с её ценностями и нормами, являлась и продолжает являться определяющим фактором духовной культуры Японии. Поэтому без понимания принципов "буси-до" нечего даже надеяться на адекватное постижение духа, смысла, предназначения традиционных японских боевых искусств.
Кодекс "бусидо" известен в разных вариантах. Среди его принципов всегда на первом месте стояли принципы верности долгу, мужества и чести. Все остальные варьировались в определенных пределах. Сегодня в этом кодексе, помимо трех главнейших, выделяют еще девять: прямоту, искренность, бескорыстие, скромность, вежливость, щедрость, уважение, доброжелательность, владение своими чувствами.
Одним из следствий образования сословия воинов было оформление специфического мировоззрения самураев – бусидо – неписаного кодекса поведения самурая в обществе, представлявшего собой свод правил и норм "истинного", "идеального" воина.
Бусидо, первоначально трактовавшееся как "путь коня и лука", впоследствии стало означать "путь самурая, воина" ("буси" - воин, самурай; "до" - путь, учение, способ, средство). Кроме того, слово "до" переводится ещё и как "долг", "мораль", что имеет соответствие с классической философской традицией Китая, где понятие "путь" является некой этической нормой (дао-дэ)[4].
Таким образом, бусидо – это "самурайская мораль", "добродетель", "морально-этический" кодекс. Бусидо касалось отношения самураев к социальной феодальной общности, к людям того или иного класса, к государству. Содержание бусидо вышло за рамки прежних традиций родоплеменного общества – оно включило в себя догмы буддизма и конфуцианства и имело в своей основе новые нормы поведения. Постепенно развиваясь, бусидо превратилось в моральный кодекс воинов, являющийся в то же время преимущественно частью различных религиозных учений (буддизма, конфуцианства и синтоизма – национальной религии японцев), становилось также областью философского знания, предметом этики. Будучи слитым воедино с восточной философией, буси-до носило характер практического нравоучения.
Самураи считали его методом совершенствования психической и телесной гигиены. Буси-до нравственно осмысляло философское миро учение в целом и было призвано научить самурая "правильной жизни" в феодальном японском обществе. Оно совмещало в себе теорию бытия и изучение психики человека, решало вопросы, связанные с понятием сущности индивидуума, его роли в окружающем мире, смысла жизни, добра и зла, нравственных ценностей и нравственного идеала.
Воин, воспитанный в духе буси-до, должен был чётко сознавать свой моральный долг, в частности свои личные обязанности по отношению к сюзерену, должен был сам оценивать свои действия и поступки, морально осуждать себя в случае неправильных действий, нарушения своих обязанностей и долга. Такое моральное самоосуждение влекло за собой, как правило, самоубийство, совершавшееся по определённому ритуалу путём харакири – вскрытия живота малым самурайским мечом. Таким образом, самурай смывал кровью бесчестье, позорящее его.
В ситуации, когда честь воина хотя бы случайно задета, следовало немедленно выбирать смерть. Как правило, воины следовали этому совету, и ритуальное самоубийство – сэппуку (или харакири) – было распространено необычайно широко. Популярность разных его видов достигла таких размеров, что правительство сёгуна вынуждено было бороться с ним законодательно.
После Реставрации Мэйдзи популярность Бусидо пошла на убыль, но не исчезла совсем. Уже в конце XIX в. бывший самурай Нитобэ Инадзо написал книгу, которую так и назвал: «Бусидо: дух Японии», ставшую одним из последних ярких примеров письменной характеристики Пути воина. Являясь частью национального самосознания, Бусидо в некоторые периоды японской истории вновь становился для общества актуален и сознательно использовался японскими политиками для повышения боевого духа солдат и для поддержания идеи национального превосходства.
Так происходило во время ведения Японией войн в конце ХIХ в. и начале ХХ в., когда милитаристское правительство фактически сделало экспансию национальной политикой, а также до и во время второй мировой войны.
Наиболее яркий пример использования Бусидо в это время – летчики-смертники, так называемые камикадзэ. Идея жертвования своей жизнью по приказу императора являлась для них всего лишь нормой Бусидо, в обязательности исполнения которой не может быть никаких сомнений. После окончания войны примеры следования Пути воина в таких ортодоксальных формах стали гораздо более редкими.
Бусидо, как способ регулирования поведения воина, не опиралось непосредственно ни на какие специальные учреждения, принуждавшие к соблюдению моральных норм, оно основывалось на силе убеждения, общественного мнения, примера, воспитания, традиций и силе нравственного авторитета отдельных лиц, отмеченных в средневековой истории Японии.
1.2. Истины и правила буси-до.
Принципы бусидо не были объединены в специальный свод правил и не были изложены ни в одном литературном памятнике феодальных времён, однако нашли своё отражение в легендах и повестях прошлого, рассказывающих о верности вассала своему феодалу, о презрении к смерти, мужестве и стойкости самураев.