Смекни!
smekni.com

История села Чекмагуш (стр. 3 из 14)

Старшая сестра Амира Закариевича Зайнутдинова в 1951 году вышла замуж за Рифгата Еникеева (биография прилагается) уроженца дер. Ново.Муртаза.

Кто более и менее знаком историей, интересуется происхождениями фамилий, сразу скажет, что Еникеевы издревле были мурзами, князями. У Рифгата Еникеева тоже потомки из татарских мурз.

Откуда прибыли в наши края татарские мурзы, можно узнать из книги доктора исторических наук, профессора А. Асфандиярова.

«По ранней истории в д. Ново. Муртаза крайне скуден, выявленный материал о коренном поселении (ныне Кушнаренковский район) имеются интересные сведения о том, что служилый татарин из деревни Сабаевой Осинской дороги Муртаза Кабисов по записи 13 апреля 1913 года был Априпущен башкиром Карщинской волости Мамяком Катыковым с товарища «в свою вотчину, по реке Мияс».

Его отец Кабис и сын Муртаза в другом документе названы мешерянанами, причем место жительсво их указано другое – в д.Колбарисова Осинской дороги. Оказывается Кабис был припущен Башкирам Дуванеевской волости Гиззеем Ишкильдиным со своими одноволощанами «из оброку в вотчину свою по Бире реке по записи 1798 года».

Одним словом в деревне Муртаза обосновались мишари, часть которых выделялось и создала свое поселение под названием Новой Муртаза.

Сегодня в деревне Ново Муртаза приобладают фамилия Еникеевых, Мамлиевых, Сакаевых.

В 1536 году в городе Темников князом был Еникей Тенишов. В 18 веке люди с этой фамилией жили в деревнях Муса и Черный Темниковского уезда. В 1778-1784 годах часть Еникеевых переселились в д. Баширово Ст.Калмашевской волости Белебеевского уезда. Из Башира переселились в д.Ст. Калмаш и Ново - Муртаза.

В 1795 году Оренбургская губерния объединила 12 уездов, в том, числе Белебеевский. Белебеевский уезд объединил около десяток волостей. Деревни сегодняшнего Чекмагушевского района относились к Дуванейской, Кыриланской, Ельдякской волостям. Село Чекмагуш относилась к Дуванейской волости.

Ревизии 1834 года показывает, что село Чекмагуш относилось к 12 кантону, 14 горте, Ишаевой тюбы Дуванейской волости Белебеевского уезда Оренбургской губернии.

Всероссийская сельскохозяйственная поземельная перепись показывает, что 1917 года село Чекмагуш находилась в составе Старокалмашевской волости Белебеевского уезда Уфимской губернии.

Чекмагушевский район относится к северо-западному региону Башкортостана. Чекмагуш является одним из благоустроенных, красивых сел этого региона.

Сначала расскажем об этом регионе вообще.

Северо-западный историко-этнографический регион Башкортостана объединяет Аскинский, Балтачевский, Бураевский, Калтасинский, Караидельский, Краснокамский, Татышлинский и Янаульский районы. По площади (16,4 тыс.кв. км) он мог бы сравниться с такими государствами как Кувейт, Катар, Израиль (в границах 1947 года). Население в начале 1995 года составляло более 387 тысяч человек (вместе с населением городов Агидель, Нефтекамск, Янаул). По числу жителей региона превышает отдельные автономные республики бывшего СССР: Калмыкию, Тува, Аджарию.

Национальный состав населения региона довольно пестрый. Кроме коренного населения-башкир в нем проживают татары, русские, угро-финские и другие народы.

Многонациональным регион, естественно, стал не в одночасье. В прошлом единственными его насельниками были башкиры. В этом пространстве, включающем и отдельные смежные районы Пермской области, обитали северные башкиры, уран, гайна, танып, балыксы, ун.

На землях, где нынче раскинулись земли Кушнаренковского, Буздякского, Дюртюлинского, Илишевского, Шаранского, Чекмагушевского, Туймазинского, Бакалинского районов, проживали нижнебельские башкирские племена- еней, гэрэ, киргиз, елан, ельдяк, канлы, дуваней, каршин, таз, уваныш.

Член-корреспондент РАН, академик АН РБ Р.Г. Кузеев, крупный специалист по этногезу и этнической истории тюркских народов, считает, что северо-западная Башкирия – основной и наиболее древний район сложения башкирской народности.

Начиная со времени вхождения башкир в Московское государство, в Приуралье, на башкирские земли хлынул мощный поток переселенцев с запада: русских, мечтавших на привольных башкирских землях скрыться от феодально - крепостнического гнета, татар, мишарей, чувашей, марийцев, напуганных насильственной хритианизацией. Башкиры на условиях аренды разрешали им селиться на своих вотчинных землях в качестве припущенников. Если припущенники выходили из своего сословия, то их называли тептярями. Пришлое население не имело прав на землю, поэтому башкиры вначале не видели угрозы с их стороны и не нуждались в защите своих прав со стороны официальных властей. Но вскоре такая необходимость появилась, так как масштабы переселения и амбиции переселенцев превзошли все ожидания.

Среди населения этнически смешанных деревень Белевеевского уезда (современные Ермекеевский, Буздякский, Туймазинский, Чекмагушевский, Шаранский, Бакалинский, Илишевский (часично) районы) было 17,3 тысяч башкир, 6,4 тысяч тептярей и 2,3 тысяч татар. Тептяри и татары, вместе взяттые, по численности почти в два раза уступали башкирам. Почти аналогичные сведения по Мензелинскому уезду, в котором башкиры составляли 72,0%, татары и тептяри вместе взятые - 28%.

В последующие десятилетия поток переселенцев в башкирский край и усилился. Однако, соотноошение башкир и татар оставалось в пользу первых. В 1877 году в Санкт-Петербурге увидел свет «Список» населенных мест Уфимской губернии по сведениям 1870 года». По его данным в Бирском уезде Уфимской губернии проживало более 47 тысяч башкир и около 6 тысяч татар. На первом месте по численности были мишари (более 65 тысяч), на втором – русские ( около 65 тысяч), затем башкиры и тептяри ( боле 39 тысяч). В уезде 176 населенных пунктов были русскими, 133 деревни – марийскими, 115 – мишарскими, 92 – башкирскими и только в девяти деревнях проживали татары.

В Белебеевском уезде Уфимской губернии в 1870 году насчитывалось более 228 тысяч населения и из них 140,4 тысяч (61,5%) были башкирами. Остальное население по национальной принадлежности распределялось следующим образом: русские уезда оставляли 15,6%, татары –7,8%, (17,9 тысяч человек), мишари – 0,3% (755 человек), тептяри – 3,9% (9тысяч). Были представлены также черемисы (марийцы), вотяки, ары (удмурты), мордва.

В конце прошлого столетия проводилась первая всеобщая перепись населения Российской империи. Она показала, что среди населения уфимской губернии башкиры составляют 41%, русские – 38%, татары – немногим более 8%, тептяри 1,8%, мишари – 1%. Как видно, во второй половине 19 века численность всех народов края возросла, за исключением мишарей и тептярей. Особенно заметно убыло мишарское и тептярское население в пореформенное время. В 1865 году тептярей насчитывалось более 182 тысяч человек, что составляло 14% населения губернии. Первая всеобщая перепись выявила, население сократилось с 97,2 тысяч до 20,9 тысяч, почти в пять раз. Его намного было меньше, чем уфимских марийцев, чувашей и мордвы.

В Белебеевском уезде первая перепись жителей Российской империи учла

тептярей ( 6,9тысяч), мишарей (2,6 тысяч) было в четыре раза меньше, чем башкир.

На рубеже прошлого и нынешнего столетий в России повсеместно наблюдался общий рост населения. Между первой переписью Северо-западные башкиры в основном не растворялись в бурном, всевозрастающем потоке разноязычных и разноплеменных народов, их диаспор, хотя язык их стал особенным, полностью неидентичным ни с башкирским, крестьянского хозяйства Уфимской губернии в 1912 года число жителей возросло в Бирском уезде на 21,7%, Белебеевском – на 33,4% и Мензелинском – 23,0%. Увеличение, однако, не коснулось башкир. Их Численность сократилось, причем значительно, повсеместно, за исключением Мензелинского уезда.

По переписи 1920 года в Бирском,Белебеевском и Уфимском кантонах губернии насчитывалось более 567 тысяч башкир, что на сто с лишним тысяч больше, чем в автономной Малой Башкирии. В Бирском кантоне Уфимской губернии насчитывалось 369,4 тысяч населения, из которых 66,6% составляли башкиры. В Белебеевском кантоне проживало – 383,3 тысяч человек, в том числе 217,1 тысяч башкир (56,6% населения кантона), 40,3 тысяч татар (10,5%), 103,8 тысяч тептярей, 22,1 тысяч мишарей. Даже в некоторых волостях Уфимской губернии башкир было больше, чем в отдельных кантонах автономного государства. В Чекмагушевской, Слаковской, Буздякской, Аднагуловской волостях Белебеевского кантона, Кизганбашевской и Московской волостях Бирского кантона насчитывалось по 20,9 – 22,6 тысяч башкир.

Таковы лишь некоторые цифровые данные по этническому составу населения региона, которые необходимо всегда иметь в виду при анализе сложных этнических и этнокультурных процессов в прошлом и настоящем. На наш взгляд, они подтверждают правоту уже упомянутого академика Р.Г.Кузеева, который считает, что «сегодняшние попытки углядеть в Западной Башкирии названиями «башкиры», «татары», «тептяри» только одну единственную общность, а именно татар, являются научным анахронизмом». Татароязычными называть их нельзя. Большинство тептярей и мишарей в прошлом имело четко самосознание, хотя социально-экономическая ситуация в обществе вынуждала их ликвидировать. Как показали последние массовые этнографические обследования населения Башкортостана, значительная часть тептярей и мишарей РБ не утратила национального самосознания и по сей день.

Крестьянская война (1773-1775) оставила довольно заметный след в истории села Чекмагуш.

Через Чекмагуш проходит дорога, которая называется «сэбэ юлы». У нас о чём – то неосуществимом говорят «сэбэ». Откуда же пошло это название, и почему она так долго сохранилось в памяти людей. Во время Крестьянской войны, когда отряды Салавата Юлаева проходили через наши края, они прошли по этой дороге. Для детей степей это узкая и извилистая дорога не представляла никакой сложности, наоборот даже она помогала- защищала их от регулярных войск. А вот для солдат Екатерины 2-ой это дорога оказалась как раз непроходимой, т.е. «сэбэ». Об этом переходе свидетельствует находки колчанов для стрел, самих стрел, военной амуниции, которые хранятся в краеведческом музее. Были ли между ними стычки неизвестно.