Смекни!
smekni.com

А. П. Иванова Стилистический анализ. Региональный аспект (стр. 2 из 2)

Глава I «Дореволюционная эклектика» охватывает период 1856 по1913 гг. Создание искусственной «исторической» среды в дальневосточных городах рассматривается как архитектурно-художественное оформление колониального процесса и материализация ностальгических комплексов. Для анализа выбраны объекты, построенные по заказам фирм «И. Я.Чурин и К» и «Кунст и Альберс» в Хабаровске, Владивостоке и Харбине; объекты, принадлежавшие военному ведомству, а так же образцы «романовского» стиля. Подробно рассматриваются стилистические предпочтения основных заказчиков дальневосточной архитектуры.

В Главе II «Сталинский эллинизм и другие версии тоталитарного классицизма. 1936-56 гг.» изучается трансляция из метрополии на периферию государственного классицизма и его трансформация под влиянием местной культурной и природно-климатической специфики; этот процесс обозначен термином «Коммунистический эллинизм». Как параллель к этому явлению анализируется оккупационная архитектура Манчжоу Го и наследие культурной революции в Харбине.

В Главе III «Новый историзм» (1991 – 2008 гг.) архитектура рассматривается как способ легитимизации нового социального статуса. На примере объектов, возводимых сегодня в Хабаровске, Владивостоке и Харбине изучаются приемы современной адаптации классицизма.

Рабочая гипотеза: дальневосточная архитектура имела колониальный характер. Для ее описания требуется расширить привычный набор мотивов эклектики (русский стиль, барочно-ренессансные ретроспекции1) и ввести новые дефиниции, которые помогут читателю в дешифровке дальневосточного архитектурного ландшафта.


[1] Тема православного зодчества дальневосточного региона достаточно полно представлена в трудах Д. С. Масленниковой [25] и Ю. В. Охотниковой («Культовое зодчество Дальнего Востока середины XIX – начала XX вв.», рукопись диссертации на соискание звания кандидата архитектуры).

2 Фонды Российской государственной библиотеки, отдела редкой книги и источниковедения Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А. В. Щусева, Российского государственного исторического архива Дальнего Востока, Государственного архива Хабаровского края, архива Уссурийского края; фонды Хабаровского краевого краеведческого музея, Приморского государственного объединенного музея им. В. К. Арсеньева, а также музеев гг. Благовещенска, Спасска, Посьета, Славянки.

1 Данные направления получили исчерпывающие описание в обширной профессиональной литературе, например: Е.И. Кириченко. Русская архитектура 1830-1910 гг. М., 1978; Е.А. Борисова. Русская архитектура второй половины XIX в. М., 1979; В.С. Горюнов. Истоки эклектизма и теория архитектуры второй половины XIX в. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. арх. Л., 1984; Е.И. Кириченко. Архитектурные теории в России XIX в. М., 1986; А.Л. Пунин. Архитектура Петербурга середины XIX в.; Л. Е.А. Борисова. Ранний романтизм и русская архитектура. // Мир искусств. М., 1991.