Агинский дацан основан в 1811 г., став крупнейшим в Забайкалье буддийским университетом. В 1811-1816 гг. был построен первый каменный Цокчен-дуган, переименован в сумэ Деважин. В 1886 г. планировка комплекса изменилась, когда был построен трехэтажный Цокчен-дуган.
Обьемно-пространственная композиция, декор и внутреннее убранство соборных храмов дацанов не имеют значительных различий. При описании Цугольского дацана акцентировано внимание на внешнюю символику, здесь скажем о внутреннем убранстве.
Интерьеры Цогчен-дугана представляют собой поэтажные залы, занимающие все пространство между наружными стенами. Плоские потолки поддерживают 30 деревянных колонн в залах первого и второго этажей в интерьере третьего этажа - 12. Колонны и капители украшены богатой резьбой с полихромной росписью. Из дневниковых записей Б. Барайдина: «Вдоль стен, потолка развешаны изображения Будд... потолок состоит из 42 квадратных площадей, покрытые разноцветными шелковыми балдахинами... Поставлены рядами деревянные низенькие сиденья... За загороженное отделение помещаются бурханы... все статуи золоченные на меди».
Ко времени закрытия дацанов в 1934 г. ансамбли насчитывали более 20 основных и вспомогательных построек. До сегодняшнего дня комплексы дошли со значительными утратами. В конце 1980-х гг. дацаны были возвращены буддийской общине. В 1993 г. в Агинском дацане была открыта школа тибетской медицины, в 1994 г. - учрежден филиал Института тибетской медицины и астрологии (Дхарамсала, Индия). К 200-летию Цугольского и 190-летию Агинского дацанов в 2001 г. был проведен международный симпозиум «Мир Буддийской культуры: буддизм и межкультурный диалог». Таким образом, можно сказать, что дацаны вновь возрождаются как крупнейшие буддийские центры Восточной Сибири. Созданные местными зодчими они стали уникальными памятниками архитектуры республиканского значения.
Особенности архитектуры бурятских дацанов заключались в следующем:
· после вхождения Забайкалья в состав России регион оказался в некоторой изоляции от иностранных влияний;
· для строительства дацанов не приглашали иностранных мастеров;
· здания строили с учётом географических и климатических особенностей.
Первые деревянные и каменные здания дацанов строились с участием русских каменщиков и плотников, с влиянием традиций русского церковного зодчества. Здания были крестообразными в плане. К основному, квадратному залу, пристраивалась алтарная часть с севера, вестибюль с юга, восточный и западный прирубы использовались для вспомогательных целей. Главный, наиболее богато украшенный, фасад здания — южный. Вестибюль — отличительная черта бурятских дацанов. Он предназначался для отсечения холодного воздуха. В Монголии и Тибете вход в помещение осуществляется прямо с улицы.
Над каждым объёмом (пристроем) здания возводилась крыша. Края крыш в начале были прямыми. Впоследствии их начали делать с приподнятыми углами. Периметр здания зачастую опоясывала галерея на колоннах для ритуального обхода. Северная алтарная часть здания глухая — без окон.
Во второй половине XIX века появился новый вид дугана, существенно отличающийся от первых образцов. Для архитектуры нового типа характерны: план, близкий к квадрату, здания строятся в виде ступенчатой пирамиды с галереями и колоннадами на верхних этажах, яркая полихромия, крыша китайского типа с поднятыми углами. Крыша с загнутыми вверх углами стала чертой, отличающей культовое сооружение от обычного здания. Интерьеры цокчен-дуганов — зал с рядом колонн. Применяется богатый декор, в основном тибетского типа.
Главное здание дацана называлось Цокчен-дуган (цокчен-дацан) — «дом всеобщего собрания». В каждом дацане строились сумэ (иногда до двух десятков), посвященные отдельным божествам буддийской веры. Субурганы были связаны со значительными событиями дацана или в ознаменование каких-либо событий. На сооружение субургана не требовалось специального разрешения российского правительства. Здания ориентировались по сторонам света. Цокчен-дуган строился в центре двора, сумэ и дуганы располагались вокруг Цокчен-дугана.
Главные ворота (богдойн-халга) дацана располагались на южной стороне ограды. В западной, восточной и северной стенах могли быть калитки. Главные ворота (священные ворота) открывались в особо торжественных случаях. В остальное время в ограду дацана входили через калитки. Мощёная дорожка от главных ворот до Цокчен-дугана называлась «священный путь».
Архитектура дацана символизировала божественное тело Будды.
В Тибете стены храмов сооружались из тесаного камня или сырцового кирпича без связующих растворов. Это определяло характерную особенность тибетской архитектуры: наклонность вовнутрь наружных плоскостей стен.
В Бурятии основной строительный материал — дерево. Брёвна или брус снаружи обшивались досками. Агинский дацан был первым среди известных дацанов, построенным из камня.
Над входом в Цокчен-дуган устанавливается буддийский символ веры — хурдэ или чойж хорол — медные золоченые изваяния «колеса вероучения» и двух газелей по его сторонам. По фризу размещались блестящие круглые золоченые зеркала — толи, имеющие магически-охранный смысл. На фризе могли размещаться мани — тибетские слоги мистической формулы-молитвы.
Из китайской архитектуры заимствован Китайский лев. Львов устанавливают на крыльце Цокчен-дугана. Для украшений дацанов характерно многоцветье.
Любое наблюдение внешнего и внутреннего мира возвращает нас к уму. Будда говорит нам, что все является свободной игрой ума, лучезарным пространством, наполненным возможностями. С чистого абсолютного видения это проявление богатства и потенциала, с относительного видения это всевозможные мешающие чувства. Все определяется нашим видением. «Все, что нужно сделать, - это протереть глаза». Тогда любое событие и ощущение воспринимается как высшее совершенство. Любой звук - мантры, любая мысль - мудрость, живые существа - Будды. Так и дацаны, субурганы, скульптура, танки, проецируются потоком сознания, подобны учителю - зеркало собственного ума, приводя существ к полному развитию - ум узнает себя, используя собственную силу отождествления, свою энергию или осознование.
Заключение.
В процессе исследования нами было выяснено, что дацаны строились в квадратной или прямоугольной форме, при выборе места для строительства дацанов существовали оприделеные правила и предписания которые судят о себе философскими знаниями.
Существовал обряд выбора места для постройки храма. Ламы считают это чрезвычайно трудным и важным делом, поскольку при этом должны совпадать еще и астрологические примеры. Гадательеми определялось не только время начала постройки, но и где лучше брать материалы для строительства. После того как определялось место вырубки древесины, ламы выезжали туда, молились и совершали соответствующие ритуалы, и спрашивая разрешения на вырубку леса и прося духов деревьев переселится, чтобы монахам не остаться без крова. Затем заготовленную древесину свозили на место закладки кумирни.
С ростом глубины понимания учения Будды, важно, что идет возрождение монастырей, ведутся реставрационные работы на дацанах, строятся новые храмы. Архитектура дацанов несёт в себе много ценностей в отражении философии. Прежде чем строить дацан Будды смотрят хорошее место или нет, а для того чтобы определить каждый Будда проходит особенный путь просвещения. Прежде чем построить дацан думают, над его архитектурой, а потом выстраивают его по правилам философии.
Список литературы:
Монографии и статьи:
1) Галданова Г.Р, Герасимова К.Г; Дашиев.Д.Б. Ламаизм в Бурятии ХVIII - начала ХХ вв. Структура и социальная роль культурной системы. - Новосибирск: Наука, 1983.
2) Цыбенов Б.Д. К вопросу о строительствах дацанов в Бурятии в XVIII в первой половине ХIХ вв.// Цыбиковские чтения -7: материалы науч. конф. - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1998.
3) Буддизм в Бурятии: Истоки, история, современность. - Улан-Удэ, 2002.
4) Историко-культурный атлас Бурятии. - М., 2001.
Интернет ресурсы:
1) warrax.net/Satan/xians/kuraev_satanism/12.htm
2) http://www.photosight.ru/photos/1191629/?from_member
3) http://datsan.aginskhost.ru/?page_id=115
4) http://www.berzinarchives.com/web/x/nav/n1.html_646996221.ht